Туристы-водники с многолетним стажем наверняка расскажут, что привыкли открывать сезон походов на байдарках сразу после того, как реки освобождаются ото льда. Однако для любителей весенних сплавов ситуация существенно усложняется Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства: с 1 апреля по 30 мая – в период нереста рыбы – запрещается использовать маломерные суда, к которым, кстати, относятся и байдарки. Закон по-разному интерпретируют даже те, кто не первый год организует и проводит сплавы по белорусским рекам, а рядовому туристу и вовсе нелегко разобраться в сложившейся ситуации. Можно ли, не нарушая закон, открыть сезон водных походов в мае или стоит подождать до лета?
«Запрет касается походов, которые проводятся коммерческими компаниями или самодеятельными, нигде не зарегистрированными туристами. Если речь идет о спортивном мероприятии, разрешение на сплав получить несложно, комментирует индивидуальный предприниматель, организатор водных походов Анатолий Маслов. – На практике это означает, что туристу нужно прийти в Республиканский туристско-спортивный союз, отделения которого есть в каждой области, и сообщить о своем желании отправиться в водный поход. Ему дадут инструктора, выдадут плавсредство и помогут организовать поход. Если сплавляться собирается уже готовая группа, ей необходимо пройти маршрутно-квалификационную комиссию РТСС, оформить маршрутную книжку, зарегистрироваться. До 1 июня я не провожу коммерческих походов, не сдаю в аренду байдарки».
Несколько иначе трактуют этот закон коллеги Анатолия Маслова, утверждая, что запрет на использование маломерных судов в период нереста не распространяется на любые официально зарегистрированные группы. «Ситуация со столь бурно обсуждаемым законом немного двусмысленна: запрет касается всех, но претензии рыбоохраны направлены на неорганизованные группы. Если же группа официально заявлена, проблем с проведение похода не будет, – поясняет заместитель директора компании «Святовит» Геннадий Конон. – Однако отдельного документа, определяющего порядок проведения водных походов в весеннее время, не существует, и это делает ситуацию довольно запутанной. Весной мы предлагаем нашим туристам традиционные маршруты: по Щаре и Березине с выходом на Неман для любителей спокойного отдыха, а также несколько более «живых» маршрутов, например, по рекам Ислочь и Молчадь, верховья которых можно пройти только весной».
«На туристические группы этот запрет не распространяется: если группа зарегистрирована и у нее есть маршрутная книжка, у инспекторов рыбоохраны не возникает вопросов. Не было ни одного случая, чтобы нас снимали с маршрута или как-то препятствовали проведению похода, – рассказывает руководитель Борисовского спортивного клуба «Каяк» Евгений Якуценя. – Конечно, организация сплава предполагает работу с чиновниками, но нас сложно этим удивить. На майские праздники мы планируем провести сплав по одной из белорусских рек. Наиболее популярны у наших туристов маршруты по рекам Березине, Щаре, Припяти, Дриссе. Как правило, поход выходного дня обходится туристу в 60 долларов – в эту сумму входит прокат снаряжения, услуги инструктора, питание и местные трансферы. Вообще я считаю, что пресловутому запрету на использование маломерных судов уделяется чересчур много внимания. На самом деле наиболее актуальной является другая проблема: водные походы становятся все популярнее, и нагрузка на маршруты возрастает из года в год. При этом новоявленные любители активного отдыха на природе зачастую не имеют представления об экологии и культуре поведения за пределами города. С каждой стоянки мы по собственной инициативе вывозим несколько мешков мусора, ведь уборкой территории никто, по большому счету, не занимается. Я бы предложил ввести денежные взносы за возможность сплавляться по белорусским рекам и направить эти средства на поддержание чистоты на маршрутах».
Очевидно, что ситуация с водными походами в весенний период далека от прозрачности. Разъяснить тонкости законодательства мы попросили главного специалиста отдела биологического разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ксению Пантелей: «Согласно пункту 134.5 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства местные исполнительные и распорядительные органы вправе принимать решения, разрешающие использование маломерных судов. Турфирмы или спортивные организации, которые собираются провести поход, тоже могут обращаться за таким разрешением, причем независимо от того, организуется сплав на коммерческой основе или же речь идет о каком-то спортивном мероприятии. Думаю, проблем с получением разрешения возникать не должно: к нам периодически приходят отчеты о разрешении сплавов». Впрочем, информацией о частоте отказов в проведении водных походов Минприроды не владеет: в министерство направляются отчеты только о положительных решениях. Не осведомлены сотрудники Минприроды и о длительности этой процедуры.
И хотя формально преграды кажутся вполне преодолимыми, специалисты направления говорят о серьезных трудностях. «Водные походы – очень доступный и весьма популярный вид отдыха, особенным спросом всегда пользовались походы выходного дня. До принятия закона, запрещающего использование маломерных судов в период нереста, мы ежегодно организовывали сплавы на майские праздники – эти программы были востребованы у наших клиентов, – комментирует начальник отдела приключенческого туризма компании «Трэвел» Михаил Атрахимович. – Сейчас водников фактически лишают возможности сплавляться по белорусским рекам весной: даже если на местном уровне для туристических групп порой делают исключение, никакого официального решения, подтверждающего это исключение, принято не было. До тех пор, пока на уровне Совета Министров не будет принят документ, регламентирующий порядок организации водных походов в весенний период, нормальная работа на этом направлении невозможна».
Между тем сплавиться по некоторым рекам – например, по Страче, верховьям Ислочи и Молчади – и во всей полноте оценить их первозданную красоту можно только весной. Правда, в таких походах присутствует некоторая доля экстрима: невысокая температура воздуха и еще более низкая – воды, бурное течение и другие сезонные особенности требуют довольно серьезного уровня подготовки группы и использования дополнительного снаряжения. Впрочем, это совсем не значит, что весенние сплавы доступны только спортсменам-профессионалам. «Если уровень группы не очень высок, в ее составе должен быть по крайней мере опытный руководитель, – говорит Анатолий Маслов. – Одна и та же река весной и летом – это совершенно разные реки, общее у них только название». По словам специалистов направления, в мае организация водных походов становится весьма востребованной услугой, хотя спрос на нее все же выше в летнее время.