Подорожание крымских здравниц и отелей на 10-15% – факт, свершившийся и подтвержденный белорусскими турфирмами. В начале марта в Ялте прошла XIX международная ярмарка «Крым. Курорты. Туризм-2010», где присутствовали и представители белорусских турфирм. После переговоров с партнерами стало ясно, что о снижении цен не может быть и речи: в Крыму подорожали продукты и выросли коммунальные платежи, и на туристах это отразится самым непосредственным образом.
«Сейчас мы занимаемся формированием цен на летний сезон, – сообщила Татьяна Монич, директор компании «Алые паруса», которая является лидером среди белорусских турфирм на крымском направлении. – Некоторые наши партнеры пошли нам навстречу, оставив прошлогодние расценки, но большинство крупных туроператоров и здравниц действительно увеличили их до 15%. Тем не менее, мы категорически настроены сохранить цены на уровне прошлогодних за счет собственных ресурсов».
Прошлый год принес Украине довольно неутешительное снижение количества иностранных гостей – на 20%, с 25,5 в 2008-м до 20,5 миллионов в 2009 году. Количество туристов, по информации Государственного комитета статистики, уменьшилось на 400 тысяч, до 1,3 миллиона. Тем не менее, владельцы крымских здравниц и пансионатов уверены, что отдых на полуострове будет востребован: несмотря на подорожание, Крым все еще занимает лучшие ценовые позиции, чем курорты Краснодарского края, и туроператоры рассчитывают на спрос со стороны россиян. Возможно, именно подготовкой к московским выставкам было вызвано отсутствие на туристической выставке в Ялте нескольких крупнейших туроператоров. В белорусских турфирмах отмечают, что ярким событием крымской ярмарке стать не удалось: с каждым годом она собирает все меньшее количество участников и заметно уменьшается в объемах.
«Надежду крымских участников рынка на хороший сезон не смогло ослабить и существенное запаздывание спроса, – рассказала Татьяна Монич. – Обычно деловая активность здесь начиналась уже в январе: в турфирмы и здравницы звонили партнеры, постоянные клиенты бронировали отдых. В нынешнем же году спрос пробудился не раньше середины февраля, а у кого-то и вовсе только с наступлением марта. Но так ситуация складывалась в Крыму. В нашей компании ярко выраженный спрос на Крым появился напротив рекордно рано – в начале февраля. Такого не было уже очень давно. Причем клиенты не просто интересовались турами по телефону и бронировали их – к нам начали поступать первые оплаты. И это при том, что на тот момент мы спокойно могли продавать отдых только на июнь – цены на остальные месяцы были получены лишь сегодня. Сложно сказать, с чем связана такая активность со стороны туристов, но она, конечно, не может не обнадеживать. С другой стороны, судить о том, как будет складываться сезон, еще слишком рано».