16 ноября в Витебске стартовал XXIV Международный фестиваль современной хореографии – IFMC. Накануне одного из самых громких событий концертной афиши Витебска корреспондент «ТиО» беседует с директором IFMC и заместителем генерального директора по специальным проектам ГУ «Центр культуры «Витебск» Мариной РОМАНОВСКОЙ о том, насколько в городе развит событийный туризм, каково место фестиваля в нем и что зрители увидят на фестивальной сцене нынешней осенью.
– Марина Геннадьевна, какую роль играет IFMC в культурной жизни города?
– Если говорить о событийном туризме, то, безусловно, самый масштабный проект в городе – это «Славянский базар». Билеты на концерты в период фестиваля заказываются заранее, в город приезжают туристы, пожалуй, из всех стран СНГ. Более того, «Славянский базар» проходит летом, когда большая часть людей находится в отпусках. Мы же сознательно проводим фестиваль в конце ноября, ориентируясь на зрителя, способного впитывать и воспринимать новую информацию, поданную средствами современного искусства. Корни понятия contemporary dance уходят еще в дореволюционное время. Одной из представительниц современного танца была Айседора Дункан, которая представляла свое искусство в России, широко его распространяла, открывая школы, танцевальные классы. Потом движение прервалось на большой период времени, и только с момента поднятия «железного занавеса» искусство современного танца вновь начало возвращаться на территорию бывшего Союза. При этом каждая республика пошла своим путем, и именно в Витебске впервые стали уделять большое внимание современной хореографии. За годы существования – а в следующем году нам уже исполняется четверть века – фестиваль зарекомендовал себя в кругу профессионалов, и смело можно говорить о том, что Витебск многое сделал для современной хореографии на всем постсоветском пространстве. Приехать в Витебск было очень престижно: здесь можно было посмотреть, поучиться, и самое главное – представить свое видение танцевального искусства. В прошлые годы мы заявляли достаточно большой премиальный фонд, которого хватало получившей его танцевальной труппе на год жизни.
К этому часу в соседних с нами странах появились десятки фестивалей, которым уже по 10–12 лет. Но витебский фестиваль продолжает поддерживать имидж, и принять участие в нем остается по-прежнему престижно. Не могу сказать, что мы собираем на представления огромное количество туристов. Специально для того, чтобы посмотреть этот проект, к нам едут люди, увлеченные искусством современного танца, посвятившие ему свою жизнь. У нас заранее бронируют билеты – зрители приезжают из Минска, Вильнюса, Москвы, Санкт-Петербурга.
– IFMC собирает зрителей в двадцать четвертый раз. Как удается сохранить его престиж на протяжении столь долгого времени, принимая во внимание то, что фестиваль носит некоммерческий характер?
– Я не перестаю благодарить поддерживающие нас материально крупные организации и учреждения. Но не меньшая заслуга в успехе фестиваля принадлежит людям, которые его делают. Я посетила много фестивалей и убедилась, что без волонтерского движения невозможен ни один проект. С нами работает много молодежи, зачастую выходцев из хореографических коллективов, которых в Витебске множество, ребят, владеющих иностранными языками, которые становятся кураторами групп, просто помощниками, волонтерами.
Что касается организационных вопросов, то фундаментальная основа всех фестивалей примерно одинакова, а наполнение частично зависит от источников финансирования. К примеру, Литва стала членом Евросоюза, где заведомо определяется размер гранта для проведения фестивалей. И организаторы точно знают, на какую сумму денег они могут рассчитывать и что на нее могут себе позволить. У нас так не получается – до последней минуты мы не знаем, какими деньгами можем распоряжаться.
Что касается характера фестиваля, то, как к любому виду искусства, к нему нельзя подходить с коммерческой точки зрения. Например, в Голливуде продюсеры точно просчитывают успех картины, размер прибыли от проката, ведь они хорошо знают психологию массового зрители. Но если вы возьмете кино не для широкой аудитории, как правило, оно не идет в массовый прокат. Интеллектуальное искусство не может быть массовым и, соответственно, коммерческим...
– Чем примечателен нынешний Фестиваль современной хореографии?
– IFMC проходит с 16 по 19 ноября. Поскольку это будет уже двадцать четвертый фестиваль, мы попытались представить себе, что такое число 24. Первые ассоциации – это 24 часа в сутках, а в сутках есть день и ночь. Или две половины – черное и белое, добро и зло. Две половинки обязательно взаимодействуют – в гармонии или, наоборот, в борьбе. Поэтому первое отделение концерта-открытия посвящено потрясающим дуэтам, мы постараемся показать зрителю, как интересен дуэтный танец. Прекрасный дуэт под названием «Ничего общего» представят солисты театра современной хореографии D.O.Z.S.K.I из Минска. Постановка рассказывает о взаимоотношениях Востока и Запада. В первом отделении также выступят «Балет Евгения Панфилова» и титулованный дуэт, в прошлом году взявший Гран-при в Нью-Йорке, – потрясающие испанцы Альваро Эстебан и Элиас Агуэре. В постановке «Энтома» они покажут взаимоотношения двух существ, у которых есть ум и душа. У танцоров блестящая техника – они настолько совершенно владеют своим телом, что даже несведущему человеку сразу понятен весь ассоциативный ряд. Помимо иллюстративной подачи техники в работе достаточно сильная драматургия, показывающая, что мы не просто существа, а мы – люди.
Во втором отделении мы пошутим. В честь открытия фестиваля театр «Киев Модерн-балет» покажет балет In Pivo Veritas – «Истина в пиве» (античная мудрость – «истина в вине») на музыку эпохи Ренессанса с роскошными декорациями, прекрасными костюмами, великолепной танцевальной манерой и фантазией Раду Поклитару – основателя и хореографа этого коллектива. К слову, билетов на открытие уже практически нет.
Естественно, каждый фестиваль старается открыть что-то новое. На IFMC такой новинкой станет компания из Канады RUBBERBANDance Group. Это, действительно, совершенно новое слово в современной хореографии, потому что они соединили три столбовых техники, на первый взгляд совершенно несовместимые. Это классический танец, contemporary dance и хип-хоп. Канадцы из Монреаля представят балет «Центр тяжести», посвященный социальным проблемам современного общества. Танцоры выступят 17 ноября на сцене к/з «Витебск».
Традиционно основным событием фестиваля является конкурс танцевальных коллективов. В один год проводится белорусский конкурс, в следующий – международный. В этом году черед конкурса, в котором будут соревноваться белорусские группы. Некоторые финансовые сложности этого года вынудили нас проводить конкурс немного в другом формате. Обычно мы даем возможность высказаться гораздо большему количеству желающих, и для этого у нас был предусмотрен закрытый тур, на котором присутствовали представители международного жюри и экспертного совета. На этот раз мы выбрали лучшие работы белорусских коллективов, и публичный тур белорусского конкурса пройдет в два отделения 18-19 ноября.
Кроме белорусских конкурсантов, в эти дни выступят «Балет Евгения Панфилова» и балет «Капитуляция». 10 лет назад его премьера состоялась на сцене нашего фестиваля. Это большое драматичное полотно, и работа в смысле замысла и идеи, к сожалению, остается актуальной и сегодня. За десять лет мир не стал лучше, жить не стало проще, и корень зла не в деньгах, а в духовной плоскости – человек капитулировал перед лестью и наживой.
19 ноября на сцене драмтеатра дуэт из Санкт-Петербурга покажет трогательную работу по повести Чехова «Дама с собачкой» – «Следы на песке». В семь часов вечера 19 ноября начнется концерт-закрытие, на котором будут награждены белорусские работы в номинациях «Лучшая постановка», «Лучшая хореография», «Артистизм», «Исполнительское мастерство» и «Постскриптум», которая родится по итогам просмотра всех работ. Нас еще раз порадует театр «Киев Модерн-балет», который представит свою версию балета «Болеро» на музыку Мориса Равеля. Мы увидим несколько хореографических миниатюр и «Полонез» Огинского в исполнении «Балета Евгения Панфилова», а также выступления польских артистов из Лодзи и белорусских лауреатов.
Программа в этом году хорошая, насыщенная. Мне даже немного жаль наших зрителей – ведь не всем удастся посетить четыре дня фестиваля.
– Витебск называют культурной столицей Беларуси. На ваш взгляд, достаточно ли хорошо в городе развит событийный туризм, чтобы оставаться привлекательным для туристов круглый год?
– За последний год к Витебску можно и нужно относиться как к туристическому объекту. Город меняется, и его новый облик доставляет эстетическое удовольствие. Символом этой перемены стал Успенский собор, который величественно возвышается над рекой и над городом. Что касается Витебска как культурного центра с точки зрения посещения туристами, то у города много преимуществ. И помимо богатой истории он предлагает достаточное количество всевозможных проектов и фестивалей. Это «Славянский базар», IFMC, Международный музыкальный фестиваль имени Соллертинского, накануне Рождества традиционно проходит Хоровой фестиваль, в филармонии регулярно даются концерты органной музыки, в апреле-мае всегда проходил конкурс модельеров-дизайнеров «Белая амфора», который мы планируем возродить. Только в Витебске в афише найдется порядка 15 фестивалей, на которые стоит поехать. А ведь есть еще и область. Например, фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» в Полоцке. Достаточно следить за концертной афишей и приходить…
Справка «ТиО». Международный фестиваль современной хореографии (IFMC) проходит в Витебске с 1987 года традиционно – в конце ноября. Следующей осенью фестивалю исполнится четверть века. Среди участников главного танцевального события в городе – танцоры из Молдовы, Литвы, Латвии, Эстонии, Франции, Германии, Голландии, Японии, Китая, Израиля. В этом году на фестивальных площадках выступят танцевальные коллективы из Беларуси, России, Украины, Польши, Испании. Специальный гость IFMC – канадская компания современного танца RUBBERBANDance Group из Монреаля, хореографом, арт-директором и танцором которой является выпускник Лос-Анджелесской школы искусств, солист канадского балета Les Grands Ballets Canadiens de Montrйal, артист Cinquiиme Salle at Place des Arts de Montrйal Виктор Квиджада.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото Анны МОЙСЕЮК