Мы беседуем с директором туристической компании «Бел-Ориентир» Ириной Бовенко о новой программе путешествий в Прагу, которую недавно предложила своим клиентам компания, о том, что происходит на рынке европейских автобусных туров, и о восхитительной неизвестной Европе, которую еще только предстоит открыть белорусским путешественникам.
– Ваша компания известна как организатор автобусных туров, а сейчас вы предлагаете программу совсем другого формата – с перелетом из Минска в Прагу. С чем это связано?
– Нельзя сказать, что это совершенно новый формат для нас. Другое дело, что в определенный момент мы обзавелись собственными автобусами и стали больше развивать автобусные туры. Но с рынка авиаперевозок мы никогда не уходили, правильнее будет сказать, мы его сегментировали. Другое дело, что масштаб автобусных и авиаперевозок несоизмерим для Беларуси. Новая программа «Самолет – Прага – Европа» для нас – тема номер один. Возможно, пока мы мало ее «раскручиваем», но она действительно достойна внимания. Она настолько необычная, что, я считаю, на белорусском рынке ей просто нет равных, это настоящий прорыв. Она не столько новаторская сама по себе, сколько новаторским является подход к решению вопросов, и прежде всего – ценового. Ведь для Беларуси и белорусских туристов это сейчас наиболее актуальный вопрос.
– Базовая стоимость тура, включающая авиаперелет Минск – Прага – Минск авиакомпанией «Чешские авиалинии», встречу в аэропорту и трансфер из аэропорта в отель и обратно, недельное проживание в отеле с завтраками, составляет 320 евро. Эту цену можно сравнить со стоимостью автобусного тура по Европе.
– Кстати, кроме всего перечисленного, клиенты получат в подарок еще экскурсию по Праге. Да, это уже цена практически автобусного тура. А уровень комфорта и возможности совершенно другие. Конечно, автобус дает некоторые другие плюсы, но те возможности, которые дает путешественнику авиаперелет, ни с чем нельзя сравнить. Мы используем рейсовые самолеты «Чешских авиалиний» плюс уникальные предложения наших чешских партнеров, и в результате получили такой необычный недельный тур – с воскресенья по воскресенье. Вернее, он может быть кратным неделе, при желании можно устроить себе 2-3-недельное путешествие. Важно, что самолет прилетает в Прагу, и в дальнейшем вы можете использовать тур как угодно. Можно жить в Праге и совершать радиальные выезды в другие страны и города. Прага в этом отношении очень удачно расположена. Точно так же, как уникально расположение Минска относительно бывшего советского пространства, так уникально и расположение Праги: рукой подать до интересных исторических городов Германии, Австрии, Венгрии. Кстати, если уж говорить о непознанной, неоткрытой Европе, так вот, странно, наверное, слышать это после стольких лет активного открытия нашими туристами Европы, но белорусы действительно мало ее знают! Я не исключаю и себя, для меня самой настоящим открытием стали исторические города Саксонии, например. Создавая новые автобусные программы, мы пытаемся периодически добавлять в маршрут новые, «нераскрученные» города. У нас даже были попытки создания новых программ с неизвестными городами – они уникальны, прекрасны, но они… не продаются. К сожалению, традиционно люди хотят посмотреть то, что на слуху: Вену, Париж, Амстердам... И мы пошли другим путем: обычно мы вставляем в раскрученную программу один неизвестный город, уникальный с исторической, или природной, или еще каких-то точек зрения. Как мы, к примеру, открываем для себя Германию? Находим время для осмотра Дрездена, Берлина, других крупных городов. А ведь толчок культурно-историческому развитию Германии в какой-то мере дала Саксония, и ее замки XVI-XVII вв. просто уникальны! Или чем, например, отличается Италия? Каждый ее регион самобытен исторически, архитектурно, даже в плане питания они абсолютно разные. Рим никак нельзя сравнить с Венецией, Венецию никак нельзя сравнить с Флоренцией, а Флоренцию никак не спутаешь с югом Италии – с Неаполем, например. Точно так же и здесь, в Саксонии, меня поразило, что на территории Германии существуют такие совершенно разные архитектурные, культурные памятники, о которых мы просто не знаем.
– Новая программа позволит путешественникам ликвидировать пробелы?
– «Изюминка» программы в том, что каждый сможет использовать ее по своему усмотрению. Ведь можно провести 3 дня в Праге, а оставшиеся 4 – в Париже или Цюрихе, например. Или использовать двухнедельный перелет и проехать пол-Европы, создав собственную программу на базе этих возможностей «Чешских авиалиний», которые, к сожалению, нам пока не может предоставить национальный перевозчик «Белавиа». Кроме того, программу можно использовать для лечения в Карловых Варах, Марианских Лазнях, Яхимове. Эти курорты в самом деле не имеют себе равных и дают результаты лечения, которые просто потрясают. У меня есть примеры невероятных случаев исцеления среди знакомых, когда неходячих людей в буквальном смысле ставили на ноги. Это замечательные курорты с мощной и современной лечебной базой. А еще я обратила бы внимание на такой момент, как неформальный интерес со стороны персонала к здоровью клиента. Такое отношение к своей работе вызывает уважение. Это как раз то, чего нам крайне не хватает! Так что тем, кто может позволить себе лечение на этих курортах, я очень советую воспользоваться возможностями данной программы.
– Вы упомянули о новаторских подходах к решению возникающих при составлении программы проблем. Что это за проблемы?
– Трансферы, например. Мы смогли достичь важных договоренностей с партнерами и будем использовать групповые трансферы, чтобы удешевить переезды. Это очень важный момент: от Праги до Карловых Вар, к примеру, около 130 км, и, конечно, индивидуальный переезд очень дорог. Бывает так, что стоимость перелета равна стоимости поездки до каких-то курортных зон или отелей. Эта проблема существует практически по всей Европе. В этом году мы решили этот вопрос в Италии за счет мощной поддержки наших партнеров, и благодаря этому смогли создать новый комплекс итальянских программ. Европейские переезды бывают очень дорогостоящими или некомфортными, т.е. например, вы вполне можете воспользоваться поездами, но это довольно утомительно, не каждому туристу такие переезды по плечу. Здесь мы с помощью наших итальянских партнеров расширили возможности наших клиентов за счет того, что использовали групповые трансферы на юг, запад Италии. В новой чешской программе мы стали делать то же самое. По ценовому ряду, мне кажется, мы достигли достаточно хороших результатов. Теперь успех программы зависит от того, как нас поддержат клиенты. Старт программы – 30 октября, и если она будет иметь успех, то станет круглогодичной. На летний сезон подготовлена широкая экскурсионная программа из Праги. Зимой конечно, она не может быть настолько обширной: световой день недолог. Но и сейчас можно выбрать радиальные выезды по вкусу и открыть для себя тот или иной регион в непосредственной близости от Праги. А это довольно приличный кусок Европы, на расстоянии 200–300 км в разных направлениях от Праги можно отыскать то, что тебя заинтересует. При желании можно, конечно, и в Париж полететь. Одно из наших предложений в программе – как раз использовать Прагу как транзитный аэропорт. «Чешские авиалинии» позволяют нам достаточно широко использовать свои возможности, ведь самолетами авиакомпании из Праги можно улететь туда, куда белорусы просто не могут улететь из Минска. Так что в процессе развития этой программы появляется весьма широкий спектр возможностей.
– Главная привлекательность программы – в том, что попутчики по самолету смогут пережить совершенно разные путешествия.
– Именно так. Это то, что нельзя осуществить в любой организованной поездке. То есть по цене группового тура человек получает на выходе индивидуальное путешествие. Конечно, никто не говорит, что эти радиальные поездки из Праги бесплатны. Но, кстати, необходимо упомянуть, что в случае бронирования экскурсий еще до вылета, в офисе компании, клиент получает их по себестоимости. В Праге эта же поездка может оказаться дороже, иногда довольно ощутимо, раза в два. Например, если турист решит поехать в Карловы Вары и забронирует поездку у нас, то заплатит 25 евро, а вот если он решит посетить этот курорт уже на месте, в Праге, то ему придется заплатить уже 50 евро. У человека появляется возможность путешествовать самостоятельно и создавать свои программы. Если вы отправляетесь в Чехию впервые, для начала можно ознакомиться с самой страной, а ее окрестности оставить «на потом». Кстати, автобусные туры построены по такой же схеме: как правило, экскурсионные программы за пределами Праги все равно оплачиваются дополнительно.
– А что вообще сейчас происходит на рынке автобусных туров? Как меняется клиентура в этих непростых экономических условиях?
– Мягко говоря, клиенты стали очень требовательными. А если называть вещи своими именами, то попросту капризными. Мы стараемся использовать в своих турах гостиницы уровня 3 звезды, но встречаются 3-звездочные отели уровня 2-звездочных, и вот тогда случаются капризы: люди говорят – куда вы нас привезли? Правда, иногда бывает и обратное: благодаря нашим партнерам они попадают в 4 звезды, а иногда и в 5-звездочные отели, тогда они приезжают довольные и не забывают отметить: вот в таких отелях вы и должны нас селить. Увы, клиенты забывают, сколько они платят. Хочу отметить, что желание путешествовать у наших людей, к счастью, не пропало, но сейчас они требуют максимального комфорта по очень скромной цене. У очень многих еще нет понятия адекватности цены и качества, результата. В последнее время появилось много клиентов, считающих, что за очень скромные деньги в Европе можно получить что-то уникальное и эксклюзивное. Я их не осуждаю, я их прекрасно понимаю, но необходимо же учитывать реалии и экономические законы! В Европе же все жестко, все предельно ясно, там качество напрямую привязано к цене.
И это очень осложняет нашу работу. Конечно, из-за высокой конкуренции профессионалов турбизнеса в Европе иногда появляется возможность вот так заменить 3-звездочный отель на 4-5-звездочный, но ведь это только за счет того, что такие возможности есть у наших европейских партнеров, но никак не у нас!
Белорусских туристов в автобусах, отправляющихся в европейские туры, становится все меньше и меньше, а в этом году спад особенно значителен. Наши группы формируются из российских и белорусских туристов, и процент белорусов в автобусах резко упал. Новые программы, которые мы предлагаем, или модернизированные старые туры, к сожалению, не могут быть поддержаны белорусами, потому что остался очень небольшой круг людей, которые могут позволить себе выехать за границу. К счастью, нас выручают наши российские парт-
неры. Если бы Россия нам не помогала, я вообще не представляю, сколько групп мы могли бы отправить в Европу! Благодаря поддержке российских туроператоров мы смогли сохранить все свои предложения и отправляем автобусы в Европу каждую неделю. У нас огромный спектр французских программ, хотя французскими их можно назвать с некоторой натяжкой: все программы, в которых фигурирует Париж, автоматически становятся «французскими». На самом деле это поездки по Европе, иногда с более углубленным пребыванием в той или другой стране, а есть познавательные поездки, и каждую неделю мы можем предложить такой тур, а в определенные даты – даже несколько разноплановых европейских туров.
Все наши программы составлены или без ночных переездов, или с одним ночным переездом. Такой уровень комфорта стал уже нормой на рынке. Некоторое подорожание программ, безусловно, есть, но мы стараемся, в пределах возможного, сохранять прежние цены. Есть программы, стоимость которых не менялась на протяжении пяти лет! Клиенты жалуются, а мы вынуждены отправлять достаточно большие группы, иначе поездка будет нерентабельной. Как можно сохранить цену, которая была пять и более лет назад! Ведь проживание в европейских гостиницах с каждым годом становится дороже. Конечно, мы вынуждены это делать, но по максимуму стараемся удержать цены на прежнем уровне и создать такой финансовый ряд, который позволял бы людям и Европу посмотреть, и сэкономить.
Анализируя цифры, можно с полным основанием сказать, что белорусский рынок вернулся к состоянию, в котором находился десять лет назад, когда рынок европейских туров только формировался. В те годы соотношение российских и белорусских туристов в наших автобусах составляло 70 к 30. Потом ситуация существенно изменилась, и доля белорусских путешественников увеличилась до 70–80, а в некоторых случаях – и до 90%. А сейчас произошел откат к тому, что было в начале 2000-х.
– Прагу вы выбрали за удачное географическое расположение и благодаря возможностям «Чешских авиалиний». А какой еще европейский город, если эта ваша программа успешно приживется, мог бы стать следующим «центром Европы»?
– Возможно, это могло бы быть немецкое направление. Но, знаете, наши люди не случайно так любят Прагу. Заметьте, белорусы не ездят столь массово в Германию, Австрию, даже в ту же Польшу. Здесь, видимо, кроме внешней привлекательности, существуют некие неявные внутренние симпатии, и наши люди чувствуют себя там комфортно. И это, видимо, одна из серьезных составляющих успеха чешского направления: это не одноразовое направление, туда приезжают снова и снова. Я сама много раз бывала в Праге и готова ехать туда опять. Не все страны так открыты, не все города так открыты. Думаю, привлекательность Чехии еще и в теплом отношении к нашим туристам со стороны чехов. В принципе, они в целом расположены к туристам, но мне кажется, что и у них к белорусам свое, особое отношение. Возможно, потому, что они прошли наш путь, и мы им близки. Возможно, просто славяне – определенная категория людей, которые так или иначе понимают друг друга лучше, чем нас понимают, скажем, французы или итальянцы. Вот эта наша славянская натура… конечно, есть в ней и минусы, но есть и что-то очень располагающее.
Беседовала Людмила ДРИК