Христофор ХИЛЬКЕВИЧ, фото автора
С угловой лоджии здания Министерства внутренних дел Беларуси на главный столичный проспект взирают боги: Деметра, Плутос, Персефона. Другой бог, Гермес, наблюдает за минчанами у выставочного центра «БелЭкспо» – с вершины колонны, подобной тем, что воздвигали в его честь еще в Древнем Египте. Между тем античный покровитель искусств Аполлон уютно разместился с музами на фасаде Большого театра… Обитатели древнегреческого Олимпа давно и прочно вошли в нашу жизнь, мы знаем их «в лицо», а тех, кому в далекие языческие времена молились на этой земле, порой и по имени не вспомним. Хотя, если бы существовал международный маршрут по языческим святыням Европы, то он непременно прошел бы через Минск.
Чтобы убедиться в этом, проведем небольшую экскурсию по дохристианским местам белорусской столицы, и начнем с холма, под которым, по преданию, построил когда-то свою каменную мельницу «о семи колесах» богатырь Менеск. На его вершине – там, где сейчас стоит гостиница «Беларусь» (1) – шесть тысяч лет назад, в эпоху неолита, далекие предки минчан молились идолам своих богов: Рода – «создателя всего живого и сущего», Ярилы – покровителя плодородия и, конечно же, Перуна-громовержца.
В районе нынешнего парка Победы (2) находились так называемые «крушни» (груды камней) и «прощи», состоявшие из крушни и старых деревьев. Люди приходили сюда со своими мольбами и верили, что загаданные в святилище желания сбудутся. Позже, когда на впадении Немиги в Свислочь вырос замок, а в нем появились первые христианские церкви, многие минчане продолжали по старинке поклоняться «паганскiм» богам, и даже капище для удобства «прописали» чуть ли не напротив въездных ворот – там, где на их месте несколькими столетиями позже будут воздвигнуты барочные соборы Верхнего города (3).
Еще одно культовое место, «оборудованное» по всем языческим правилам, находилось на холме так называемого Нового рынка. Вековой дуб, на который несколько поколений минчан завязывали ленточки, прося избавления от невзгод себе или близким, говорят, был спилен только в конце 1930-х, когда здесь началось строительство здания ЦК КПБ, ныне резиденции Президента Республики Беларусь (4). А ведь, согласно поверью, до таких деревьев не разрешалось даже дотрагиваться, ибо они «заряжены» человеческими судьбами и способны выплеснуть накопленный за долгие годы негатив.
Кстати, тут же, на улице Карла Маркса, до сих пор «живет» самое настоящее языческое божество – Шкловский идол. Высеченная в Х веке из песчаника фигура высотой 1,2 метра и массой около 250 кг, обнаруженная в 1963 году на берегу реки Серебрянка близ Шклова, сегодня демонстрируется в Национальном музее истории и культуры Беларуси.
А теперь – главная изюминка нашего маршрута. Последним в Европе городским культовым языческим объектом считается минское капище, действовавшее до 20-х годов ХХ века. Оно находилось на берегу Свислочи в районе Лодочной улицы (5) и представляло собой огороженную с трех сторон прямоугольную площадку с двумя объектами поклонения в центре – гранитным валуном (его называли «Дзед» или «Старец») и гигантским, в пять обхватов, дубом Волатом, чьи желуди считались целебными. Рядом горела Жыжа (вечный огонь) и бил целебный источник.
У капища был постоянный жрец, хранивший огонь и проводивший обряды для населения. Любопытно, что «должность» эта передавалась по наследству, и все жрецы имели одно имя – Севастей. Народ считал их знахарями и чародеями: они могли лечить, ворожить, продлевать жизнь и навлекать смерть. После смерти жрецов с почестями хоронили на древнем языческом кладбище, находившемся неподалеку – в квартале, который сейчас занимает станкостроительный завод имени Кирова.
В 1880-х, в канун празднования 900-летия Крещения Руси, минские власти предприняли попытку разрушить капище как последнюю опору язычества в городе: тысячелетний дуб спилили, священный огонь разбросали. Однако камень продолжал лежать, а значит, жила и традиция. Вот что рассказывала этнографу Михаилу Кацеру, обнаружившему в 1940 году минское капище, старожилка Христина Савельина, посещавшая это место в конце ХIХ века: «Калі ў каго баліць жывот, ці жанчына хоча нарадзіць, але дзяцей не мае, тады яна вешала свой хвартух на гэты камень. А калі дзяўчына хоча выйсці замуж, то загадываець на якога-небудзь дзецюка і вешае свой рушнік, вышыты ейнымі рукамі, на гэты камень. Гэта ўсё павiнна вісець 33 дні».
Даже в первые годы советской власти к валуну приходили люди и украшали его лентами и полотенцами, выливали на него мед, молоко и вино. «Ад яго смярдзела, – читаем в дневнике Кацера. – На яго садзілася многа мух, пчол і чмялёў. Яны кусаліся». Впрочем, и в наши дни «Дзед», давно перевезенный в Музей валунов в столичном микрорайоне Уручье, продолжает принимать пожертвования: под ним можно увидеть мелкие денежные купюры и сладости.
А теперь – внимание! – если соединить все вышеперечисленные языческие святилища Минска воображаемой линией, то они окажутся нанизаны на одну прямую, пересекающую город с северо-запада на юго-восток. Совпадение это или какой-то древний языческий фэн-шуй?
И еще одна забавная схожесть. С дохристианских времен предки белорусов вешали в своих домах плетенную из соломки фигуру, напоминающую октаэдр. Помимо того, что вещица считалась оберегом, она имела чисто прикладную функцию: паук оплетал ее своей паутиной, и туда попадали мухи. А теперь давайте вспомним, какую форму имеет один из новых символов Минска – здание Национальной библиотеки Беларуси. Правильно, ромбокубооктаэдр. Выходит, сработало коллективное бессознательное: этакий гигантский оберег-мухоловка был возведен на въезде в город со стороны Московского шоссе…
* Минск языческий (бел.)