Екатерина АПАРИНА
Невероятно огромная цифра в 500 тысяч иностранных туристов, одномоментно гуляющих по минским проспектам, может стать реальной к маю 2014 года. Ведь если столько народу посетило нынешний чемпионат мира по хоккею в Швейцарии, то почему бы и нам не предположить нечто подобное? Впрочем, даже если не замахиваться на полмиллиона фанатов, по самым скромным подсчетам Беларусь может ожидать 50, а то и 100 тысяч гостей. О том, как это будет и что для этого предстоит сделать - беседа корреспондента "ТиО" с генеральным секретарем Федерации хоккея Беларуси Сергеем Гончаровым.
- Сергей, проводились ли когда-либо в Беларуси мероприятия подобного уровня?
- Мне кажется, что нет. Единственное, с чем можно сравнить чемпионат мира по хоккею-2014, это Олимпийские игры 1980 года. Тогда в Беларуси прошли лишь несколько этапов соревнований, но многие минчане до сих пор с трепетом вспоминают об "олимпийских" днях. В этом и есть магия масштабных спортивных событий! Ну а те турниры, чемпионаты и матчи, свидетелями которых мы были в последние годы, сравнить по размаху с чемпионатом мира по хоккею нельзя даже с натяжкой. Ведь если взять для примера прошлогодний ажиотаж вокруг матча Беларусь-Англия, то представьте, что в 2014 году нас ожидают не тысячи болельщиков, как это было в случае с английскими фанатами, которых запомнил весь город, а десятки, а то и сотни тысяч гостей.
- Уже можно предположить, какое количество официальных участников и фанатов приедет в Беларусь?
- Давайте попробуем посчитать. В чемпионате будут участвовать 16 команд - это 400 человек. Плюс 50 судей, 130 представителей Международной федерации хоккея, определенное количество партнеров и спонсоров, а также около 500 журналистов. То есть только команды и официальные лица - это более чем тысяча человек. Отдельная строка - болельщики. Швейцарский Берн, где проходил чемпионат этого года, посетило несколько сот тысяч болельщиков. Одних только россиян было около 15 тысяч! Российские фанаты, без преувеличения, были самыми заметными на всех матчах. Наверняка в Беларусь из России приедет еще большее количество болельщиков. Если же говорить о других странах, то, конечно, многое будет зависеть от транспорта, и в первую очередь - от авиаперелетов. Однозначно, нам нужно больше прямых рейсов в Европу. Соответствующие ведомства должны приложить максимум усилий, чтобы болельщики хотя бы из таких "хоккейных" стран, как Швеция и Финляндия, смогли прилететь в Минск без пересадок. Обеспечив тех же финских фанатов (а это - очень активные ребята) удобным трансфером, мы гарантируем Минску полные трибуны и очень яркие игры.
- То есть активность болельщиков будет зависеть еще и от того, какие команды выйдут в финал?
- Конечно! Например, в одних государствах отношение к хоккею достаточно спокойное, а в других этот вид спорта - главная национальная гордость. Хоккеистов там носят на руках, а фанаты готовы ехать за своими кумирами хоть на край света. Например, для нас очень важно, чтобы в чемпионате участвовала Латвия. Ведь латвийские болельщики - это нечто по энергетике и накалу эмоций. Даже в Швейцарию в самый разгар экономического кризиса из небольшой Латвии приехало около 4 тысяч болельщиков. А уж Беларусь при благоприятном стечении обстоятельств может рассчитывать на гораздо большее количество фанатов из Латвии. Другое дело, что спорт - дело непредсказуемое. Сегодня одни выступают удачно, завтра - другие, а что будет в 2014 году пока неизвестно.
- Нам же в любом случае остается готовиться. Что необходимо сделать за эти годы, чтобы достойно принять и команды, и, будем надеяться, многочисленную армию фанатов?
- Естественно, что Минск, независимо от чемпионата мира по хоккею, должен увеличить количество отелей. Сегодня нам необходимы гостиницы как высокого уровня, так и эконом-класса. Насколько мне известно, в планах на 2012 год уже стоит цифра 12 тысяч гостиничных мест, что в два раза больше, чем сейчас. Думаю, в самое ближайшее время программа развития гостиничной сети столицы будет еще раз пересмотрена. Для того чтобы достойно решить проблему размещения гостей, нам надо более активно привлекать зарубежных инвесторов, мобилизовать собственные силы, продумать систему недорогого ночлега. Ведь в отличие от команд-участниц, которым мы обязаны предоставить гостиницы не ниже 4-х звезд, и представителей Международной федерации хоккея, которых принято размещать исключительно в 5-ти звездах, болельщикам не столь важен статус гостиницы. Кто-то будет жить в 3-х звездах, а кто-то без проблем остановится в привычном для европейца хостеле или даже кемпинге. Мне кажется, что последние два варианта для фанатов даже предпочтительнее, ведь в большинстве своем болельщики - люди неприхотливые.
- Что же нужно фанатам в первую очередь?
- По большому счету, не так уж много. Помимо того, что гостей нужно привезти и расселить, их необходимо накормить и развеселить. В первую очередь, нам необходимо оборудовать специальные фанзоны для болельщиков. Думаю, что в Минске мы построим несколько таких фан-деревень - территорий с огромными экранами, точками питания и другими развлечениями, где фанаты смогут собираться, смотреть матчи, общаться, пить пиво - в общем, тусоваться и получать удовольствие от коллективного сопереживания. Ведь чемпионат мира - это не только то, что будет твориться на льду, но и то, что будет происходить на улицах. Параллельно с играми мы планируем провести в Минске национальные Дни стран - участниц чемпионата, к тому же наверняка большинство кафе, клубов и ресторанов столицы тоже захотят приобщиться к празднику. Сейчас мы обсуждаем выпуск специального знака "Готов к чемпионату мира". Получить его смогут магазины, бары, гостиницы, службы такси и все заинтересованные организации. Данный знак (например, в виде наклейки на двери или лобовом стекле) будет означать, что "в ресторане работают англоговорящие официанты", "в баре - круглосуточная трансляция игр", "таксист владеет иностранными языками", "в нашем заведении есть специальные предложения для фанатов" и так далее. Информация обо всех обладателях знака "Готов к ЧМ", а также пропуски в фан-деревни, скидки, флайеры в клубы и прочее будет содержаться в специальных инфо-пакетах, которые при въезде в страну получит каждый болельщик.
- Наверняка вы сталкивались с такими высказываниями - мол, зачем нам нужен этот чемпионат, проводить его - только деньги тратить?
- При грамотной подготовке мы не только затратим, но и получим. Ведь помимо доходов непосредственно Федерации, которая заработает деньги на билетах и пустит их на развитие национального хоккея, прибыль получит город Минск, бюджет, и, конечно, местный бизнес - такси, рестораны, гостиницы, турфирмы. К тому же чемпионат мира пройдет, а созданная инфраструктура и улучшенный сервис - останутся. Поэтому я уверен, что ЧМ-2014 может стать такой национальной идеей, которая объединит всю страну. В настоящее время уже прошло первое заседание национального оргкомитета под председательством премьер-министра Сергея Сидорского, где представители министерств спорта и туризма, внутренних дел, информации, иностранных дел, столичной мэрии, пограничных, таможенных служб, федерации хоккея и других органов обсудили план предстоящих мероприятий. Особое внимание сейчас будет уделено инвесторам, которые могут поучаствовать в строительстве гостиниц, развлекательных и торговых центров, а также другой инфраструктуры, необходимой для ЧМ-2014.
- Поначалу казавшийся нереальным, вопрос отмены въездных виз для гостей и участников состязаний сегодня уже вышел за хоккейные рамки и рассматривается как инструмент для привлечения туристов в целом. Легко ли было убедить Европу в том, что мы откроем границы?
- Сложность получения белорусских виз была одним из главных опасений Международной федерации хоккея. Поэтому мы понимали, что именно отмена визового режима на время чемпионата может стать основным козырем нашей заявки. В итоге нам удалось убедить делегатов в том, что для Беларуси ЧМ-2014 - событие намного большее, чем просто спорт. В хоккее подобных прецедентов - отмены виз для граждан тех стран, чьи команды примут участие в финале и для всех туристов, имеющих на руках билет на матч - еще не было. Принимая это решение, мы понимали, что польза от этого будет не только экономическая, но и имиджевая. Ведь в нашу страну приедут тысячи людей, они познакомятся с белорусской историей, культурой, расскажут о нас своим друзьям, родственникам. То есть для туризма - это такой PR, равных которому еще не было.
- Вы думаете, спортивных фанатов могут заинтересовать наши достопримечательности, музеи, галереи? Или спортивный туризм - это приехал, посмотрел игру и уехал?
- Как раз очень многие люди приезжают на состязания не только для того, чтобы посмотреть собственно игры, но и чтобы познакомиться со страной. Я думаю, что турфирмы наверняка подготовят специальные программы для туристов и поучаствуют в нашей акции "Готов к чемпионату мира". Разнообразные буклеты о достопримечательностях Минска и других городов Беларуси, расписание автобусов и поездов, описание самых популярных туристических маршрутов и афишу культурных мероприятий можно будет найти в информационном пакете, предусмотренном для каждого гостя.
- Вопрос, который сегодня активно обсуждается на форумах: не помешает ли Минску Олимпиада в Сочи, которая будет проходить в том же 2014 году, но несколькими месяцами раньше?
- Да, мнение о том, что в годы Олимпиады интерес к чемпионатам мира несколько снижается, действительно есть. Я знаю, что в интернете болельщики высказывают опасения по поводу участия или неучастия определенных игроков из-за повышенной нагрузки. Но думаю, в нашем случае никаких накладок не будет.
- Будет ли какой-то символ у нашего чемпионата?
- Мы планируем провести специальный конкурс, в рамках которого любой желающий сможет предложить свою идею главного символа чемпионата. Символика, которая победит в конкурсе, украсит майки, кепки, кружки и другую сувенирную продукцию.
- Какое количество дней обычно проводят болельщики в стране, принимающей игры?
- В среднем фанаты проводят на подобных чемпионатах неделю. Впрочем, это зависит и от расписания игр, и от конкретной ситуации. Обычно на первые состязания приезжает очень много гостей, а дальше - по мере того, как команды выбывают из турнирной сетки - фанаты постепенно разъезжаются по домам. А бывает и наоборот: если какая-то команда неожиданно для всех проходит дальше, то на игры приезжает вторая волна болельщиков.
- Сразу же после объявления о победе нашей заявки, в СМИ прозвучало заявление Владимира Наумова о том, что болельщикам на трибунах чемпионата мира будет разрешено пить пиво. Какие еще приятные сюрпризы нас ждут?
- Думаю, что на минских улицах во время чемпионата будет ежедневный праздник. Каждый сможет почувствовать себя в центре событий, пообщаться с тысячей людей из разных стран и, в конце концов, понаблюдать за игрой лучших хоккеистов мира. К тому же многие белорусы смогут поучаствовать в мероприятиях чемпионата в качестве волонтеров. Это обычная мировая практика - ни один турнир такого уровня не проходит без добровольных помощников. Планируется, что в Беларуси в волонтеры будет привлечено около тысячи человек. Кстати, учитывая то, что сейчас наша сборная находится на восьмом месте мирового рейтинга, мы вполне можем рассчитывать, что среди сильнейших команд планеты будет и белорусская. Победа нашей сборной наверняка и станет лучшим сюрпризом для всех болельщиков!