В мировой киноиндустрии – кризис. Если бы не «Аватар» Кэмерона, да не «Шерлок Холмс» Гая Ричи, совсем было бы пусто на экранах. А что же арт-хаус, точнее, можно ли «кино не для всех», как и в прошлые годы, увидеть в Минске? Жива ли и как чувствует себя 30-летняя городская традиция киноклубов? Ситуацию комментирует кинокритик Антон Сидоренко.
– Киноклуб «Формула кино» – наследник клуба «Феномены кино», сейчас располагается в кинотеатре «Пионер». Первоначально целью клуба было проведение ретроспективных показов всего лучшего, что есть в мировом кинематографе, и последующее общение зрителей. По такой же схеме работаем и сейчас. Но только теперь стараемся показывать новое кино.
Последнее время у нас нет тематических показов, смотрим и обсуждаем отдельные фильмы. В основном, это новый российский арт-хаус и фестивальное кино. Удалось показать нашим зрителям «Сказку про темноту» Николая Хомерики, «Кислород» Ивана Вырыпаева, «Палату № 6» Карена Шахназарова – ленту, которая выдвигалась от России на премию «Оскар». Из ретроспективных программ состоялся только просмотр фильмов Кшиштофа Занусси. Сеансы проходят по понедельникам, один раз в неделю.
К сожалению, в последние годы происходит отток зрителей от качественного кино. Причина в том, что вся классика издана на DVD, доступна в интернете. Это общая мировая тенденция – уходит культура общественного показа. Люди не собираются вместе, чтобы посмотреть фильм; на смену этой традиции приходит культура индивидуального просмотра: дома, в одиночестве или с друзьями. Таким образом, аудитория дробится на сегменты, работать с фильмами, которые не имеют рекламы блокбастеров, становится значительно сложнее. Увы, даже фильмы-шедевры не собирают полного зала – и это в 2-миллионном городе…
И все же кинотеатр «Пионер» – единственное место, где зрители смотрят фильм и общаются прямо в зале. Нам разрешают после сеансов говорить друг с другом, т.е. не ставят в расписание следующий сеанс. Считаю, что это – уникальная ситуация, и ее надо ценить. Костяк киноклуба, это 70–100 человек, наших постоянные зрители. Когда у фильма или его героя громкое имя, людей приходит, конечно, больше.
Но показать такой фильм непросто. «Есть возможность» – означает, что есть копия и соблюдены авторские права. Если фильм с ненормативной лексикой, мы получаем право на однократный показ в клубе, хотя в широкий прокат фильм не идет. «Кислород» после нас показывали только в Доме кино.
К сожалению, белорусское кино находится на очень низком художественном уровне, и говорить о том, что сегодня оно интересно интеллектуальной публике, увы, не приходится. Хотя в планах клуба белорусские фильмы, конечно, есть.
Проблема нашего города состоит в том, что у нас нет кинотеатра, который бы целенаправленно показывал качественное художественное кино. Таким кинотеатром может быть «Пионер», очень удобный по расположению и комфортный для зрителей. Его постоянные посетители до сих пор помнят клуб «Профиль», который десять лет как прекратил свое существование.
В Москве недавно открылся кинотеатр под лозунгом «Здесь не продают попкорн!» и с тем же, что у нас, названием «Пионер». Он рассчитан именно на арт-хаус и высокохудожественное кино. Считаю, что и в Минске есть такая публика, ее надо удержать. Я не говорю, что не надо снимать фильмы с коммерческим потенциалом, но наши зрители тоже приносят в кинотеатр деньги за просмотр. Да, культура становится индивидуальной, но люди приходят и для обсуждения кино, для общения. Это необходимо, потому что фильм может состояться только тогда, когда он встречается с любителями кино.
В нашем клубе есть зрители, которые впервые на большом экране «Ракеты» увидели фильмы Тарковского и Сокурова. Сейчас они – молодые режиссеры. Поэтому я не за тусовку «для своих», а за кинотеатр, открытый для всех, кто любит настоящее художественное кино.
15 февраля киноклуб покажет белорусскую ленту «Оккупация. Мистерии» Андрея Кудиненко.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК