https://www.traditionrolex.com/8
<p>Имя руководителя БОО "Отдых в деревне" Валерии Клицуновой сегодня известно не только специалистам в области туризма, но и широкому кругу соотечественников.  А про тех, кто непосредственно занимается сельским туризмом,  и говорить нечего: не случайно среди членов  общественного объединения популярно  такое выражение: "Это было до нашей Леры..." И оно вполне справедливо - без этой энергичной, мобильной женщины, обладающей мощной харизмой, возникновение и продвижение  бренда "агроэкотуризм" невозможно себе представить.</p>

Имя руководителя БОО "Отдых в деревне" Валерии Клицуновой сегодня известно не только специалистам в области туризма, но и широкому кругу соотечественников.  А про тех, кто непосредственно занимается сельским туризмом,  и говорить нечего: не случайно среди членов  общественного объединения популярно  такое выражение: "Это было до нашей Леры:" И оно вполне справедливо - без этой энергичной, мобильной женщины, обладающей мощной харизмой, возникновение и продвижение  бренда "агроэкотуризм" невозможно себе представить.

 

- Валерия Анатольевна, сегодня о сельском туризме говорят буквально все - и с высоких трибун, и на региональных уровнях, и в деревнях. А семь лет назад об этом течении в туризме вообще никто в нашей стране не знал. Тяжело ли было "проталкивать" совершенно новое для Беларуси направление?

- Начнем с того, что я для сельского туризма уже тогда была человеком не посторонним: существовали "Дудутки", где я работала в качестве директора экскурсионных программ. Это было очень интересное и живое дело, и когда "Дудутки" пришлось продать, оказалось, что накопилось множество наработок, великолепного материала, который бросать было жалко. Хотелось эту тему развивать, идти дальше, причем не локально, а в масштабах всей страны. Это не значит, что я сразу решилась: определенное время пришлось потратить на то, чтобы рассказывать людям о своих планах, смотреть, как это делают другие: Мне очень помогло знакомство с председателем Ассоциации сельского туризма Литвы Региной Сирусене и с организацией отдыха в литовских сельских усадьбах. Много было бесед с непосредственными "донорами", то есть с людьми и организациями, которые могли бы меня поддержать, с журналистами. И все говорили: "Классная тема! Давай! Давай!" И это "давай, давай" заняло у меня примерно два года. Главным и определяющим этапом стало создание ассоциации, общественного объединения. И когда в 2002 году мы написали программу, разработали проект, пригласили энтузиастов, провели международную конференцию, дороги назад уже не было...

- Было страшно?


- Страшно было сделать этот шаг, потому что все-таки опасения, что могут быть и  позор, и ужас, и разочарование, присутствовали. А когда  Рубикон был перейден, то осталось только одно чувство - отступать некуда. Это как прыгать с парашютом: прыгнул - и летишь. Все остается "до того".

- Но далеко не всем эта идея - развивать в стране агроэкотуризм - пришлась по душе. Если честно, поначалу я тоже находилась в стане сомневающихся в целесообразности подобного начинания...

- Безусловно, противников у агротуризма было достаточно. Никто, да и я в том числе, не представлял,  что получится в итоге.  Многие мне говорили: "Ты с ума сошла! Это же Беларусь, а не Польша и не Литва. Это не та страна, не тот народ!" Поэтому самый первый шаг, который мы сделали, - обратились через прессу к  людям и попросили их рассказать, что они думают по поводу сельского туризма. Мы очень опасались, что никто не позвонит и не откликнется, но получилось наоборот - у нас оказалось большое количество единомышленников, которые самостоятельно пришли к идее создания агроусадеб. Все было замечательно, началась интенсивная работа, однако все понимали, что даже самая красивая идея, не оформленная законодательно, - это нецивилизовано и несерьезно. Пришлось пройти колоссальный путь - то мы ходили к депутатам, в парламент, то писали Закон о сельском туризме: Здесь мне хотелось бы сказать большое спасибо нашему "крестному отцу" Анатолию Тозику, который сумел наши идеи преподнести Президенту в нужном ракурсе. Так появился известный указ, который очень помог дальнейшему развитию сельского туризма. С другой стороны, указ есть, правила игры определены, но где хозяевам взять средства для развития? Или стартовый капитал? И опять начались "хождения по мукам" - кто снизит проценты, кто даст кредит? Стучались во все двери, пока не откликнулся "Белагропромбанк" и не появилась Программа льготного кредитования. А что касается деятельности БОО "Отдых в деревне", то за семь лет появилась, так сказать, "критическая масса", количество усадеб стремительно растет, и нам уже есть о чем говорить. Нельзя сказать, что все 700 усадеб, которые зарегистрированы, работают в полную мощность, но они будут работать, потому что их хозяева заявили о своем желании принимать туристов. Сегодня мы огромное внимание уделяем качеству обслуживания,  и с  целью повышения этого качества обучаем хозяев агроусадеб. Из-за бурного роста количества усадеб у нас прибавляется работы по сертификации. Что касается пиара, тут хочется сказать большое спасибо прессе, в том числе и вашей газете, это была огромная неоценимая помощь.

- Бывает, что мечты и реальность сильно отличаются друг от друга: задумывается одно, а на выходе получается нечто совершенно другое. Идея сельского туризма воплотилась именно в таком виде, как хотелось?

- Иногда меня спрашивают: а что дальше? Каковы мое видение будущего, сценарии развития? Но я не могу ответить на этот вопрос. Возможно абсолютно все! Один из самых негативных вариантов: недавно многие усадьбы проверял Госконтроль, выявил определенные недостатки, и в какой-то момент мы думали, что на нашем деле будет поставлен  крест: А самый идеальный и оптимистический вариант: наша страна станет такой славянской Швейцарией, сельским оазисом для всей Европы. Ведь такой страны нет нигде! Если наша деревня, наши усадьбы смогут и впредь сохранить свой менталитет, свою культуру, традиции, аутентичность, если все это будет настоящим, то у нас большое будущее. Сельский туризм должен стать основным туристическим брендом Беларуси, катализатором для развития села. Это моя мечта! К нам, безусловно, придет то, что модно нынче на Западе - оздоровление, климатотерапия, использование натуральных продуктов. Мы попытаемся этот бренд внедрить на агротуристическом курорте на Россонщине.

- Любая хорошая идея может развиваться в положительную сторону, а может вырождаться. Сегодня приходится слышать о том, что отдых на усадьбах не выполняет свою функцию, а сами "домики в деревне" превращаются в место для корпоративных тусовок...

- Именно это меня беспокоит больше всего. Усадьбы в какой-то степени стали объектом конъюнктуры, и в этот бизнес иногда приходят люди, преследующие, мягко говоря, не совсем благородные цели. С другой стороны, программы пребывания могут быть разными: Если человек хочет уединиться на романтические выходные подальше от любопытных глаз - я ничего в этом плохого не вижу. Просто клиента нужно воспитывать. Практика показывает, что молодежь едет на усадьбы в поисках активного отдыха - их интересуют и байдарки, и велотуры, и прогулки по лесу: Мы говорим на наших семинарах, что хозяева должны предлагать комплекс услуг, интересные и разнообразные программы, а не только баню и еду. Опытные хозяева, к примеру, Андрей Нижник, могут  компанию, которая приехала на корпоратив, запросто отвлечь от водки и сделать уик-энд насыщенным совсем другим содержанием. Многое зависит от мастерства хозяев. Я реально смотрю на вещи - нужна долгая планомерная работа по воспитанию. Большинство хозяев, безусловно, заинтересовано в интеллигентном туристе, которого привлекают жизнь и быт белорусской деревни. Конечно, хотелось бы, чтобы к нам  ехало побольше иностранных туристов. Но здесь далеко не все зависит от нас - есть еще вопросы визового режима, пока очень неблагоприятного, и т.д. К примеру, наш недавний гость из Швеции Ян Ханссен заплатил за визу 100 евро!

- Недавно вы стали лауреатом престижного конкурса "Человек дела". На что еще, кроме работы, хватает времени у деловой женщины?

- Времени не хватает ни на что. Это было своеобразное жертвоприношение - вся жизнь как бы принесена в жертву идее и работе. Ведь я еще и преподаю в разных вузах, пишу тексты для буклетов. Иногда постоянная нехватка времени действует удручающе. Сейчас я задумалась о философских вопросах, в том числе и о смысле жизни, и  решила, что нужно немного снизить темп, выбрать для себя что-то самое важное, обозначить приоритеты и оставить время для себя. Уже подросла смена, и можно что-то не делать самой, а передоверить молодым специалистам. Хочется читать книги, ходить в театр, спокойно посидеть перед телевизором, уделить время своей собаке Весте, съездить в Кению на сафари, пару дней отдохнуть на море,  пообщаться с сыном: Сын, правда, совсем взрослый и самостоятельный, и идет своим путем - хорошо рисует, занимается граффити, недавно получил первое место в конкурсе граффитистов  в Минске.  Мне очень нравится гармоничный отдых на даче, где у меня тихо, и где растут яблони,  где я выращиваю цветы, занимаюсь газоном. Очень люблю готовить, делаю это, правда, не  часто, но с удовольствием. Люблю грузинскую кухню, готовлю отличный плов, делаю отличные салаты и свое фирменное блюдо - окрошку на собственном квасе. Обожаю красиво сервировать стол.

- И напоследок традиционный вопрос - о ближайших планах.


- Меня очень интересуют экологические проекты, связанные с болотами. Считаю, что это настоящая экзотика, которая будет весьма привлекательной для туристов. Хотела бы написать книгу о сельском туризме, связанную с сегодняшними реалиями. Хочу, чтобы у нас появился исследовательский центр, который  анализировал бы процессы, происходящие в агротуризме, центр, который  занимался бы бизнес-инкубаторами, то есть хотелось бы подвести под сельский туризм теоретическую и научную базу.

Беседовала Надежда СУСЛОВА

Редакция "ТиО" поздравляет Валерию Клицунову с  юбилеем и желает дальнейших творческих успехов в деле развития сельского туризма, процветания, крепкого здоровья и осуществления всех планов и желаний!

https://www.traditionrolex.com/8