https://www.traditionrolex.com/8
<p>На осенних туристических выставках, которые прошли в Москве в разных местах (выставочные центры "Крокус Экспо" и "Экспоцентр"), но под одним названием ("Отдых/Leisure-2009"), российские туроператоры констатировали серьезное падение объемов летних продаж, анонсировали стоимость зимних программ на уровне прошлого года и не прогнозировали быстрого оживления рынка.</p>

Ирина ШПАКОВСКАЯ

На осенних туристических выставках, которые прошли в Москве в разных местах (выставочные центры "Крокус Экспо" и "Экспоцентр"), но под одним названием ("Отдых/Leisure-2009"), российские туроператоры констатировали серьезное падение объемов летних продаж, анонсировали стоимость зимних программ на уровне прошлого года и не прогнозировали быстрого оживления рынка. Представители белорусского турбизнеса, принявшие участие в выставках, рассказали нашему изданию о сегодняшних тенденциях развития российского турбизнеса и его влиянии на белорусский рынок.

Вадим Атрощенко, директор ОДО "Магазин Горящих Путевок "МЫС":

- Что было сразу замечено на выставке - это тенденция к сокращению полетных программ. Конечно, отдельные компании свои программы даже расширили, но в целом участники рынка с опаской смотрят на предстоящий осенне-зимний сезон, туроператоры начинают объединяться на одни рейсы. Немецкая компания TUI стала более активной на российском рынке. Заметно, что она рассчитывает не просто на совместную работу, но и на создание собственной розничной сети. Рано или поздно, это повлияет и на нас - сейчас интерес к белорусскому и украинскому рынку очень серьезный. Заметно также, что многие крупные туроператоры пошли в регионы - кризис показал, что Москва во многом себя исчерпала, в то время как регионы наращивали объемы. За их счет скорее всего и будет происходить выход российского турбизнеса из кризиса. Цены, заявленные туроператорами, не выше, чем в прошлом году, кое-где даже ниже, но их конечный расклад будет зависеть от той политики, которую поведут авиакомпании и хотельеры. Думаю, в течение сезона будут появляться спецпредложения, но в то же время нужно рассчитывать на повышение топливного сбора.

Алексей Стрельченко, директор компании "АлатанТур":


- На мой взгляд, из двух выставок та, что проходила в "Крокус Экспо", выглядела немного мощнее, но в основном они друг друга продублировали. То, что они проходят параллельно в одно и то же время - большое неудобство для белорусских турфирм. Общую оценку давать очень сложно, даже на белорусском рынке ситуация более чем неясная, что тут говорить о российском. Но, пожалуй, тенденция, которую нельзя не заметить, - это усиление конкуренции между несколькими крупными туроператорами, работающими в странах СНГ. Если раньше мы могли говорить о тенденции монополии одного туроператора-гиганта в странах СНГ и Балтии, то сейчас эта ситуация меняется. Безусловно, кризис ударил по российскому туристическому бизнесу, хотя по Москве судить об этом мы не можем - все-таки это крупный мегаполис со значительной концентрацией капитала. Сейчас перед крупными компаниями стоит задача пережить кризис, говорить о его окончании в туризме пока не приходится - зима всегда была не самым сладким периодом для турфирм. И если последние несколько лет в Беларуси даже удавалось что-то заработать в зимний период, то в нынешнем году такая возможность вряд ли предоставится.

Олег Михайлов, генеральный директор компании "Белорусский Спутник":

- Если сравнивать нынешние московские выставки с прошлогодними, то и количество стендов, и их размеры уменьшились очень значительно - примерно в 2 раза, посетителей также было заметно меньше. Партнеры говорят о снижении объемов на 30%, выхода из кризиса, какого-то оживления на зимний сезон не наблюдается. Ясной картины по предстоящему сезону нет, это касается в том числе и горнолыжных программ. Цены пока сохранились на уровне прошлогодних, если и есть снижения, то не больше чем на 10%. Думаю, что коррекция цен будет происходить на протяжении сезона в зависимости от спроса, который продемонстрируют клиенты. Примечательно, что интерес к Беларуси как к туристическому направлению возрастает. Если наших российских партнеров ранее интересовали только белорусские санатории, то сейчас начинает появляться заинтересованность в экскурсионных турах. Пока это только непродолжительные программы, на выходные и праздники, но Беларусь все-таки начала привлекать внимание российского турбизнеса как неизвестная, по большому счету, для туристов страна.

https://www.traditionrolex.com/8