Об особенностях осеннего отдыха в Черногории, погоде, стоимости туров и шопинге в бархатный сезон, рассказывает заместитель директора туристической компании «Смолянка» Наталья МИХАЙЛОВА.
– Наталья, каковы особенности отдыха в Черногории в бархатный сезон?
– Во-первых, это мягкая погода. Нет уже того жаркого воздуха, который характерен для июля-августа. Во-вторых, начинаются распродажи в крупных городах – в Будве, Баре и Подгорице. Популярные в Черногории итальянские магазинчики, торгующие брендовой одеждой, обувью, выставляют очень приятные цены. В Подгорице есть большой шопинговый центр с хорошим ассортиментом разнообразных товаров. В пик сезона туристы редко туда ездят – из-за жары. На побережье температура
+ 36 переносится нормально, но в Подгорице, которая расположена в горах, это настоящее испытание для приезжих. Так вот, сентябрь – прекрасное время для посещения и самой Подгорицы, и шопингового центра, который, кстати, очень удобно расположен – недалеко от вокзала, можно приехать на рейсовом автобусе, немного прогуляться. В самом центре много кафешек, ресторанчиков, есть развлекательный центр для детей, так что все условия для того, чтобы и с пользой провести время, и расслабиться.
В-третьих, (и я хочу это подчеркнуть!) – пляжи в сентябре пустеют, отдых приобретает другой оттенок, более эксклюзивный. Небольшое количество отдыхающих, чистое море, свободные пляжи… Пожалуй, самая эксклюзивная обстановка в Черногории именно в конце сентября. Дожди начинаются в октябре, так что бояться ненастной погоды не стоит.
– Что происходит с ценами на турпакеты?
– Цены, безусловно, снижаются. Летаем мы по следующей программе. Каждую среду и субботу в сентябрьском расписании – самолет. Стандартный пакет включает 10-11 ночей отдыха. Но при такой частоте полетов мы можем организовать тур любой продолжительности – от трех дней до трех недель. Последний вылет – 1 октября. Возвращаться туристы будут через Москву (трансфер из Москвы в Минск мы гарантируем). Есть и такой вариант отдыха: 24 сентября – вылет, затем – 11 ночей отдыха на побережье, и обратно возвращаемся на автобусе через европейские столицы – Будапешт, Прагу, Вену. Наша автобусная цепочка курсирует до 16 сентября включительно, но все автобусные программы были проданы еще в начале августа. Интересно, что в прошлом году автобусная цепочка финишировала 10 сентября, в этом году мы продлили программу до 16-го – и все равно мест нет! Такого еще никогда не было! Произошло явное увеличение пассажиропотока на автобусных турах в Черногорию. Думается, причины ясны – автобусные туры гораздо дешевле по сравнению с авиа-
турами, и они по-прежнему очень интересны туристам. Мы, конечно, очень рады тому факту, что Черногория не перестает нравиться белорусским путешественникам и мода на нее не проходит. В то же время мы постоянно совершенствуем программы, стараемся развиваться и каждый год вносим в программу что-то интересное и новое. Автобусный парк улучшается с каждым годом. Все автобусы на маршрутах были произведены не ранее 2008 года. И приятно отметить, что с каждым годом туристы все чаще благодарят именно за автобусные туры. А начинали мы раскручивать цепочку очень тяжело. Это было много лет назад. Каждая поездка приносила неприятные сюрпризы. Одно время ездили через Украину, Румынию, народ страшно уставал. Автобусы были старые, часто ломались в дороге. Сейчас все по-другому. Маршруты «откатаны» до блеска. Транспортный парк современный и комфортный. Гиды на маршруте очень опытны, это важно для того, чтобы поездка проходила гладко и без «сюрпризов».
– Какое размещение в Черногории выбирают белорусы в бархатный сезон?
– Подавляющее большинство наших туристов живут в виллах. Если на российском рынке соотношение проданных мест в виллах и отелях составляет 70 на 30, то на белорусском рынке другая ситуация. Только 10% белорусов отправляются в Черногорию, чтобы отдыхать в отелях. Но, справедливости ради, отметим, что отелей в Черногории, в принципе, не так много. И они достаточно дороги. Кстати, многие черногорские гостиницы перешли на круглогодичный прием туристов. В популярные «Маэстрал», «Сплендид» приезжают на уик-энды итальянцы, зимой там отдыхают французы, россияне. «Авала» также работает круглый год. У этой гостиницы вообще «стратегическое» положение – у стен Старой Будвы, рядом с эксклюзивными пляжами и многочисленными развлечениями. В бархатный сезон там отдыхают одни звезды, причем не только российского шоу-бизнеса. Осенью многие отели снижают цены. Существенно падают в цене популярные черногорские «четверки» – в целом на турпакете экономия может составлять от 200 до 300 евро. Хорошую цену предлагает та же «Авала» – в пик сезона стоимость проживания составляет более 100 евро в сутки, к концу сентября цена падает до 60–70. Поэтому в бархатный сезон мы рекомендуем белорусам отдыхать в отелях. К тому же, если немножко не повезет с погодой, то в отелях, как правило, есть чем заняться. К услугам отдыхающих – бассейн, джакузи, сауна, хамам, вечерние развлечения. Ну и, конечно, мы советуем туристам, выбирающим отдых в Черногории в бархатный сезон, активнее отправляться на экскурсии. Это страна нетолько для пляжного отдыха, но, пожалуй, в первую очередь – для познавательных туров.
– Можно ли сказать, что черногорский сервис, при всей своей специфике, развивается в соответствии с высокими мировыми стандартами?
– Безусловно! Я считаю, что за два последних года Черногория сделала колоссальные успехи в развитии сервиса и инфраструктуры. В каждом кафе, ресторане – бесплатный вай-фай. Я уже не говорю про отели и виллы, которые все, без исключения, были оборудованы интернетом еще в прошлый сезон. А сегодня уже многие туристы ставят обязательным условием размещения наличие интернета. Раньше не было такого понятия, как бесплатный сейф в вилле, такая услуга была привилегией исключительно отелей. Сейчас сейфы в каждом номере, в каждом апартаменте. Хозяева вилл сочли необходимым предложить данную услугу, и я знаю, что туристы это оценили. На самом деле очень важно, когда можно хранить ценности, деньги прямо в номере и не бегать каждый раз за определенными суммами на рецепцию. Но я хочу подчеркнуть, что черногорские виллы никогда не станут отелями, потому что они и не стремятся к этому. Концепция размещения в виллах – это все-таки не отельный блеск и шик, а уютный номер, индивидуальный сервис, домашняя атмосфера. Главное условие «Р-Турса» (основной партнер белорусских компаний в Черногории. – Ред.) при выборе вилл – это прежде всего душевный подход к туристам. Минус почти всех вилл – это, конечно, удаленность от моря и парковок. Но, когда автобус с туристами прибывает на побережье, его уже встречают хозяева, предлагают гостям так называемую «добродошли» – рюмочку лозы, грузят вещи и везут своих постояльцев непосредственно к вилле.
– Многие упорно проводят аналогии между Черногорией и Крымом. Для подобных сравнений по-прежнему остаются основания?
– Если говорить о сервисе и размещении, то наш народ «упорно» выбирает в Черногории отдых эконом-класса – в отличие, скажем, от Хорватии, куда туристы летят, как правило, в недешевые отели. И мы понимаем, что для определенного имиджа Черногории есть объективные причины. Просто белорусские туристы в большинстве своем видят эту страну только с одной стороны. Но нельзя не замечать, что в Черногории появляются варианты отдыха и для весьма взыскательных клиентов. Я сейчас говорю не только о дорогих знаковых отелях. Приятно отметить, что в прошлом и нынешнем сезонах появились маленькие гостиницы эксклюзивного класса. В качестве примеров можно назвать «Гранд Паласио» в Будве и «Меридиан» в Рафаиловичах. Оба отеля имеют официальную сертификацию 4 «звезды», но номера явно тянут на «пятерку» и на люкс-класс: дизайнерское оформление, большая площадь, огромные плазменные телевизоры, мебель, интерьеры – все рассчитано на самого взыскательного клиента. Приятно отметить, что эти бутик-отели выставляют цены ниже, чем большие «четверки» в Бечичах. Можно рекомендовать туристам как нечто новенькое и очень качественное.
– Реально ли сегодня сравнивать Черногорию с Хорватией?
– Видимо, нет. Хорватия – это все-таки преимущественно отельный отдых. А для белорусов Черногория – это в первую очередь отдых в виллах. Хочу заметить, что несколько белорусских операторов, в том числе и мы, пытались организовать в этом сезоне автобусную цепочку с размещением в виллах региона Сплит в Хорватии. Объявили на весенней выставке старт программы и начали продавать. Но когда на раннем бронировании туры в Черногорию реализовывались отлично, по Хорватии у нас было всего лишь несколько бронировок. Возможно, это просто не наше направление. Возможно, слишком сильна наша привязанность к Черногории. Что касается Хорватии, то очевидно, что сегодня на белорусском рынке гораздо более раскручен отдых в регионе полуострова Истра и в Дубровнике. Но мы желаем всяческих успехов и брестской компании «Артинтур», которая вот уже много лет удачно продает автобусные туры в Сплит.
Внешний вид и интерьеры бутик-отеля «Меридиан» в Рафаиловичах
– Каковы, на ваш взгляд, самые важные изменения, которые произошли в Черногории за последние годы?
– Черногорцев называют ленивыми, и в этом есть историческая правда. Но местные представители туристической индустрии давно поняли, что если они будут плохо обслуживать гостей, никто к ним не поедет. Поэтому черногорская лень стала мифом, своеобразным элементом культуры, а обслуживание в отелях, виллах и в целом на курортах организовано на достаточно высоком уровне. Раньше горничными в Черногории работали преимущественно немолодые албанки из сельской местности. Сейчас в основном нанимают сербских студенток. Разница колоссальная! Работают на курортах и наши соотечественники. Правда, в основном, гидами. Кстати, два года назад президент компании «Р-Турс» Ратко Читакович глобально изменил структуру компании. В том числе произошла смена состава гидов. Это было необходимо, потому что гиды, долго работающие на одном месте, в одном отеле, безусловно, устают. Стиль их общения с клиентами становится довольно выхолощенным.
Очень важно отметить, что Черногория за последние годы стала более респектабельной, успешной и богатой страной. Туристам это нравится. Не в последнюю очередь рост благосостояния черногорцев связан со всплеском покупки недвижимости. Многие граждане выступали и выступают в роли посредников. Вся страна преобразилась, местные жители отстроили себе коттеджи, купили дорогие автомобили. Все выиграли – и государство, и частные фирмы, и собственники, и посредники. В то же время хочу подчеркнуть, что, несмотря на большой приток иностранцев в страну, своего стиля и национального колорита Черногория не потеряла.
– И все-таки – Черногория сегодня – это дорогой или дешевый отдых?
– Разный! В начале июня, еще до старта активного сезона я была в Черногории в командировке. Июньские цены в целом можно сравнить с ценами бархатного сезона. Так вот, в июне в одном из самых популярных черногорских кафе под названием «Обала» мясной комплексный обед стоил 4 евро, рыбный – 7. В комплекс входит салат, суп, горячее. Но, конечно, есть в Черногории и дорогие, респектабельные рестораны, в которых иной порядок цен. Например, «Ядран» в Будве, расположенный недалеко от Старого города. Или мой любимый ресторан в Пржно – «Лангуст», который находится рядом с отелем «Маэстрал». Причем все хорошие рыбные рестораны в Черногории – это, как правило, семейный бизнес. Черногорские династии традиционно занимаются рыболовством, имеют недвижимость у берега и открывают качественные рестораны. По утрам можно видеть, как баркасы, пришвартованные недалеко от ресторанов, уходят в море, и свежий улов днем и вечером подается на стол. В качестве примера можно вспомнить знаменитое заведение «Три рыбаря» в Рафаиловичах. Этот ресторанчик знают не только в Черногории, но и в Хорватии, Албании, Сербии. Многие заказывают столики на Новый год или Рождество. Ресторан «Три рыбаря» работает круглый год. Хозяева (действительно, три брата) – из династии рыбаков, ведущей свое начало еще с XVIII века. Безусловно, «Три рыбаря», «Лангуст» и другие подобные рестораны – все это достаточно дорогие заведения, но изысканная кухня, качественное обслуживание того стоят. Сама подача блюда – это целая культура. Официант приносит готовую зажаренную рыбу, на глазах у клиентов разделывает ее, виртуозно выбирает все косточки. Хотя, конечно, около 50 евро за вечер на человека – по нашим меркам, это цена немаленькая. Очень хорош рыбный ресторан в Которе «Стары Млын». Этому заведению уже 200 лет, традиции и рецепты передаются из поколения в поколение. Обслуживание в ресторане отменное, все официанты, все повара – в национальных костюмах. И, кстати, главная особенность семейного ресторанного бизнеса – искреннее радушие, ведь люди знают, что оставят дело детям и внукам, и очень заботятся о репутации. Душевная обстановка характерна для всей Черногории. У нашей фирмы есть постоянный клиент, который объездил весь мир, но любым курортам традиционно предпочитает Черногорию. После поездки он обычно приходит к нам в фирму и восторженно рассказывает: «Как я люблю отдыхать в черногорской вилле! Куплю креветки на базаре, сварю их, сяду на террасе, открою бутылочку «Вранка про корде» и получаю такой кайф от отдыха, который не во всяком отеле получишь…» Честно говоря, я с этим клиентом солидарна!
– Можно ли сказать, что Черногория становится все более «русской»?
– В целом да. Российские граждане купили много недвижимости на побережье и в горах. Российский туристический поток продолжает расти. Например, в сезон один только «Р-Турс» организует 30 бортов из Москвы еженедельно. Но в этом сезоне все отметили приток западных туристов на черногорские курорты. В Черногорию едут отдыхать чехи, поляки, французы, итальянцы. Они, конечно, в основном селятся в отелях. Французы частенько выбирают размещение в «Таре», англичане почему-то предпочитают «Монтенегро Старс». Я жила в этом отеле прошлой осенью, и моментами мне казалось, что я нахожусь в Англии – на ужине в ресторане была слышна одна английская речь. Кстати, это характерная особенность бархатного сезона – на черногорских курортах меняется публика. Жара спадает, на Средиземноморье отдыхает больше европейцев.
– Становится ли меньше развлечений в бархатный сезон?
– Дискотеки продолжают работать в своем обычном режиме. Парки аттракционов к октябрю, конечно, начинают потихоньку закрываться. Но ведь дети массово уже и не ездят. Отдых в сентябре в основном выбирают супружеские пары, молодожены и семьи с совсем маленькими детками. В целом Черногорию я, пожалуй, не назвала бы направлением, специализирующимся на семейном отдыхе. В этом сегменте гораздо активнее завоевывают рынок Турция и Болгария. Хотя те, кто хочет привести детей в восторг от моря, гор, природы, безусловно, едут в Черногорию всей семьей.
– В последнее время слышно много нареканий от общественности по поводу излишней эксклюзивности отдельных черногорских курортов – таких, как Милочер, Святой Стефан. Самые красивые места и пляжи Черногории оказываются недоступными не только для отдыха обычных туристов, но даже для простого созерцания. Что вы думаете по этому поводу? Есть ли нарекания от белорусских туристов?
– Сложно комментировать этот момент, мнения на этот счет существуют действительно разные. Но давайте будем справедливы: закрытые курорты есть во многих странах. Просто Черногория долгие годы позиционировалась исключительно как демократичное, недорогое направление для отдыха эконом-класса. Теперь в стране появляются места и для вип-туристов. Хорошо это или плохо? Наверное, все же хорошо.
– Вопрос с учетом белорусского кризиса: какие популярные черногорские отели выставляют самые приятные цены в бархатный сезон?
– По сравнению с отдыхом в пик сезона достаточно невысока стоимость турпакетов с проживанием в отелях «Монтенегро Старс», «Иберо Стар» и «Тара». Последний отель я отметила бы особенно. Цена проживания в «Таре» сравнима с ценой проживания в отеле «Медитеран», но система питания в «Таре» – «все включено», а в «Медитеране» – только завтрак.
– Наталья, как вы оцениваете результаты нынешнего сезона?
– Что касается продаж по Черногории, то, честно говоря, мы думали, будет хуже. Собирались даже снимать один рейс. Но приблизительно с начала июля сезон вошел в свое обычное русло. Окончательные итоги подводить еще рано, но в целом, с учетом всех обстоятельств, сезоном мы довольны.
Беседовала Лилия КОБЗИК