Лилия КОБЗИК
Главная интрига наступившего 2010 года – каким, собственно, он будет -- хуже, лучше 2009-го или таким же (то есть так себе)? Букмекеры могут эту тему запросто «заряжать» и «подняться» в итоге только на одних турбизнесменах (не говоря уже об автобизнесе и прочее-прочее). Откровенно говоря, на «лучше» в туризме мало кто надеется и, в общем, тому есть серьезные причины.
Национальный туристический рынок встречает удары кризиса, увы, не во всеоружии. Белорусские операторы разобщены и, откровенно говоря, со страхом ждут активного сезона, когда в игру на стратегических выездных направлениях (кажется, это уже неизбежно) вступят еще два крупных российских игрока. Конечно, «индульгенцию» от проникновения мирового или российского капитала белорусскому турбизнесу никто не обещал. Но что в конечном итоге лучше для рынка и для потребителя – много маленьких операторов или несколько полновесных «китов» -- так до сих пор и не понятно.
Внятных выводов на этот счет пока не сделано ни в России, где зачистить поле «для игры» крупных компаний были призваны фингарантии, ни даже в Литве, где «пришельцам» противостоят «туземцы» -- крупное объединение национальных операторов «Новатурс» -- и, несмотря на это, спектр предлагаемых туров все сужается, а цены, как и у нас, все растут.
Плюс, мягко говоря, нехорошая ситуация со скидками, которая, помимо явных, хотя и не «пожизненных» выгод для туриста, грозит таким же очевидным дисбалансом рынка и возможным вытеснением хорошего качественного турпродукта. Потому что если будет, как в прошлом году, когда одна фирма на один и тот же турецкий турпакет давала 2-3% скидки, а другая – 15%, то это… м-м-м… мягко говоря, нехорошо. В долгосрочной перспективе это угрожает клиенту тем, что скидок не будет вовсе, в то время как там, где рынок цивилизован и сбалансирован, игроки просто договариваются о, предположим, 6-5% «дисконта» и мирно работают.
Тут, конечно, неизбежно возникает вопрос о рентабельности в турбизнесе, о котором принято скромно умалчивать. Вероятно, в предстоящем сезоне вопрос этот будет чрезвычайно персонифицирован, и руководители турфирм наконец-то смогут по-настоящему показать свое умение сохранить бизнес, остаться на плаву, не обанкротиться, минимизировать расходы, активизировать ресурсы (в том числе и в плане персонала). Та самая «жировая прослойка», о которой в прошлом году твердил бизнес (и не только туристический), похоже, истончается. Туристы и турфирмы, что называется, проедают накопленное, а новых накоплений пока не предвидится. Поэтому игра по старым правилам в этом году будет уже неактуальна. Как говорится, game overs… Начинается новая игра.