От редактора
Лилия КОБЗИК
Не знаю, как вы, а я весьма уважаю российскую публицистку Юлию Латынину. Не за то, что она говорит о Беларуси, - тут как раз бывают серьезные претензии и несогласия. Хотя ей простительно - нелегко понять и правильно оценить со стороны, что тут у нас происходит.
Мы и сами, кажется, не готовы произносить всю правду до конца, и, как бы ни убеждали себя и аудиторию правые и левые, точки над «i» еще не расставлены. Латынина, на мой взгляд, каждым материалом демонстрирует профессиональный, смелый и честный подход к освещению проблем. В минувшей передаче «Код доступа» она совершенно справедливо заметила, что многие новости в России подаются в будущем времени, хотя на самом деле никакими новостями не являются, более того - они, по сути, являются не чем иным, как пропагандой. Где-то что-то когда- то будет сделано или построено. Декларации о намерениях затемняют пропагандистским тоном конкретную жизнь и реальное анонсирование и обсуждение уже случившихся вещей и событий.
По-моему, мы вместе с Россией хвораем одной болезнью. А в белорусском туризме «новости в будущем времени» цветут просто пышным цветом. Как у нас будет развит туризм на Августовском канале, сколько появится трансграничных маршрутов, гостиниц - и, разумеется, как все это можно будет легко забронировать по интернету! Хотя давно уже видно, что на пути многих планов встает конкретная жизнь, в том числе и законодательство.
Тем, кто специализируется на «новостях в будущем времени», я рекомендую взять Национальную программу развития туризма на грядущую пятилетку. Там можно найти много интересной информации. Например, за время реализации программы в Беларуси должно появиться 118 региональных туристических брендов. Отлично - я не против. Только, боюсь, это невозможно. Понятие «бренда» к нам пока не имеет никакого отношения. То есть в смысле создания современных туристических брендов мы так же чисты и непорочны, как пасхальная корзинка практикующей католички в сравнении с набором специнвентаря профессиональной стриптизерши. Текущая туристическая действительность в Беларуси абсолютно далека не то что от 118 брендов, но даже от одного-единственного.
Как мы собираемся создавать бренды, если в стране шведский стол как тип питания и оборудования существует в считаных гостиницах, пансионатах и санаториях (слава богу, хоть в столичных отелях смогли обустроить!)? А, собственно, почему - вы никогда не задумывались? Неужели комплексные обеды - это наше национальное достояние, вопрос, так сказать, традиций? Вовсе нет. Дело в том, что как только речь заходит о шведском столе, а не о комплексах, в которых должна быть взвешена каждая крошка, в гостиницу к собственнику прибегает санэпидемстанция, целая туча проверяющих - и это дело глохнет на корню.
Сейчас в Беларуси идет борьба за землю. Можно это понимать и в глобальном плане, но есть и конкретный аспект: чтобы наладить какое-то производство, в том числе и туруслуг, нужен участок земли. Получить его - головная боль. Вторая, не менее весомая головная боль - получить больше земли, когда необходимо будет развивать дело, чтобы зарабатывать (а без развития нет бизнеса). Думаю, в Беларуси нет частника, который вздумал бы построить гостиничку - и не покорячился над этой проблемой.
Вполне допускаю, что такие могучие организации или компании как Национальный банк или «Табак-Инвест», построившие в Беларуси прекрасные средства размещения, могут решить проблемы и со шведским столом, и с землей на раз-два-три. А, допустим, Витя Пупкин, вздумавший соорудить небольшой объект придорожного сервиса, замучается, добиваясь возможности начать дело и развивать его так, как считает нужным. Он неизбежно столкнется с фатальной рутинной бюрократией и ощутит непреодолимое желание не инфраструктуру развивать - а забуриться на дачу в свой огород, или к друзьям на агроусадьбу, или к знакомым на виллу в Черногорию, или к хорошим людям в Крым: спрятаться там, напиться, уснуть и видеть сны...
Мне все время говорят: вы только критикуете, лучше предложите что-нибудь. У меня есть отличное предложение, можно даже вбить его прямо в Национальную программу развития туризма в качестве какого-нибудь «Билля о правах частного собственника в туризме» (вносить поправки никогда не поздно - мировая практика знает такие примеры). Предлагаю с карандашом в руках перечитать, пересмотреть и проанализировать все законы, законодательные и подзаконные акты в Беларуси, которые так или иначе, прямо или косвенно касаются туризма и турбизнеса, и ликвидировать, наконец, все совдеповские анахронизмы (совдеповские - это жестко сказано, можно сформулировать и в более мягкой манере). Можно так и написать в этом «Билле»: ликвидировать несоответствие законодательства целям создания современных туристических брендов.
Все эти анахронизмы мешают появлению настоящего туризма в Беларуси, под которым я понимаю прежде всего современный сервис. Традиций, души и гостеприимства у нас - море, а вот сервиса - кот наплакал. То есть он есть, но только в отдельных местах, силой своего влияния избавленных от бюрократического ока. А собственника действительно нужно защитить; как говорил известный герой Булгакова, хирург и профессор Преображенский, - выдать ему такую охранную бумажку, чтобы никто не мог его тронуть: железную бумажку, настоящую бумажку! И пусть все занимаются своим делом: в Оперном - поют, а я буду оперировать.