https://www.traditionrolex.com/8
Автоматизированные системы учета и оформления услуг авиаперевозок по-прежнему являются головной болью для многих турфирм

sam Автоматизированные системы учета и оформления услуг авиаперевозок по-прежнему являются головной болью для многих турфирм

Часто проблемы, с которыми сталкиваются белорусские туристические агентства, остаются за кадром пристального внимания общественности. Отчасти потому, что касаются только отдельных участников рынка, отчасти потому, видимо, что участники эти то ли от усталости, то ли от безысходности предпочитают не привлекать лишний раз внимание, чтобы не стало еще хуже. На этот раз речь идет об агентах по продаже пассажирских авиаперевозок, через поле деятельности которых проходит очередная линия невидимого фронта.

Чуть больше, чем полтора года назад, как раз накануне сезона, Министерство по налогам и сборам дуэтом с Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций преподнесло агентам по продаже авиабилетов неприятный сюрприз. Все предприятия, занимающиеся данным видом деятельности, обязаны были в срочном порядке (точнее - "еще вчера") установить автоматизированную систему учета и оформления услуг авиаперевозок "СУРОК-АУРА", поставщиком которой являлся непосредственный коллега и, соответственно, прямой конкурент РУП "Центральное агентство воздушных сообщений". Конфликт реализующих билеты агентств и представительств авиакомпаний, в числе которых оказалась и национальная авиакомпания "Белавиа", с поставщиком системы получил широкую огласку и: не получил логического завершения. Как это нередко случается не только в белорусском туризме, на авансцену вышли новые проблемы, а старые по инерции перешли в разряд "как-нибудь справимся".

Сегодняшние воспоминания о "дне сурка" навеяны обстоятельствами, сложившимися в области продажи пассажирских авиаперевозок в связи с вводом в массовую эксплуатацию специальной компьютерной системы "Гермес", которая представлена разработчиком ЧУП "СОФТ-СИСТЕМ" в описании как "комплекс программно-аппаратных средств, предназначенный для автоматизации процесса оформления услуг авиаперевозок". В первом приближении в "автоматизации процесса" нет ничего особенного: авиакомпании переводят львиную долю билетов, а также отчетов и взаиморасчетов с агентами в электронный формат, и компьютерная система - отличное подспорье в работе. Тем более что разработка и внедрение СКС "Гермес" осуществлялись при участии а/к "Белавиа", по заявлению которой система была включена в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, с областью применения - услуги авиаперевозок.

Впрочем, уже едва ли не по традиции, нововведение обернулось старым ворохом вопросов. Основная функция СКС "Гермес" - "осуществление денежных расчетов с населением при реализации авиабилетов на бланках авиакомпаний и электронных авиабилетов". Т.е. с помощью системы можно распечатать билет и выдать клиенту кассовый чек по результатам операции купли-продажи. Кроме того, среди функций - "учет, контроль и регистрация итоговой информации в фискальной памяти и в базах СКС; учет бланков строгой отчетности; проведение взаиморасчетов с авиакомпаниями; формирование бухгалтерской отчетности". Таким образом, система "Гермес" не добавляет ничего нового в механизм поиска и подбора билета, но лишь фиксирует его оплату. С другой стороны, с бронированием авиабилетов отлично справляются глобальные дистрибутивные системы (GDS) вроде Amadeus или Galileo. Как с фиксацией оплаты - обычный кассовый аппарат. Вызывает сомнение и такой сервис, предоставляемый СКС "Гермес", как ведение учета взаиморасчетов агентов с авиакомпаниями, поскольку все GDS имеют учетно-суммирующую функцию, что означает, по сути, строгий учет денежных средств. К тому же, в свете становящейся все более реальной отмены обязательного наличия кассовых аппаратов в туристических агентствах, одна из основных функций СКС "Гермес" теряет всякий смысл.

В целом, замысел и главная "сверхзадача" разработки и внедрения специальных компьютерных систем в сфере продажи авиапассажирских перевозок понятна - обеспечить максимальную прозрачность процесса для контролирующих органов. Правда, оформление проездных документов на воздушный транспорт и без того максимально прозрачно, а использование системы, которая дублирует уже существующие и отлаженные функции, только добавляет неоправданный объем работ кассирам и менеджерам по продажам. Отказаться от систем типа "Сурок" или "Гермес" у агентств нет никакой возможности - это обязательное условие при реализации авиабилетов. Альтернативы им тоже нет, несмотря на то, что в названный реестр включены еще две автоматизированные системы учета и оформления услуг авиаперевозок - PEV и Amadeus Altea. Однако использовать их в работе могут лишь представительства иностранных авиакомпаний - заявители внесения в реестр данных систем: Austrian, LOT, Lufthansa и Etihad - в первом случае, и airBaltic - во втором. Белорусским же агентствам приходится "сражаться" с отечественными разработками.

В числе нареканий на функционирование последних есть и чисто технические моменты. Так, "Гермес" корректно работает с билетами и отчетами для национальной авиакомпании, что, собственно, неудивительно. При работе с другими (зарубежными) компаниями появляется необходимость дополнительной "ручной" обработки данных. Нет нужды лишний раз повторять, что в таком случае теряется драгоценное время, в том числе и клиента, что никоим образом недопустимо для агентов, дорожащих репутацией. На претензии агентов разработчик системы "Гермес" реагирует в духе "все ошибки, возникшие в процессе эксплуатации СКС, будут исправлены в следующем релизе" или "данный вопрос касается отношений агентства и системы бронирования". Притом что установка системы - удовольствие не из дешевых даже для крупных агентов по продаже авиабилетов.

Интересно, что замечания к работе СКС "Гермес" есть отнюдь не у всех агентств, одни из которых относятся к ней как наименьшему злу, другие - как досадному временному недоразумению. Кстати, срок регистрации в реестре "СУРОК-АУРА" истекает 1 января 2010 года, "Гермес" - 17 декабря 2010 года. Появится ли к тому моменту на рынке пассажирских авиаперевозок автоматизированная система, которая устроит и агентов, и авиакомпании, и государственные ревизионные органы, прогнозировать, как всегда, невозможно. Зато, как всегда, в агентствах предлагают чиновникам переориентироваться с создания дублирующих и осложняющих работу процедур на их устранение, оставив право выбора рабочих инструментов на усмотрение туристических компаний.

https://www.traditionrolex.com/8