Выставка «Минск. Город и люди», действующая в Музее истории Минска, может служить мастер- классом известного белорусского фотографа Вадима Качана.
Вадим Качан родился в небольшой полесской деревушке. Минск он оценил уже в зрелом возрасте - как город в движении, в развитии, как многолюдный европейский центр. Предваряя выставку и презентацию одноименного альбома, он предупреждает зрителя: альбом не надо рассматривать как путеводитель. Автор пишет о своих отношениях с Минском как романтик - в тексте много воспоминаний и душевных состояний, внутренних диалогов с улицами и скверами. И фотограф вторит элегическому настроению авторского эссе: в кадрах Вадима Качана много дождей и туманов, заснеженных тротуаров и витрин, лестниц с графическим рисунком теней. Многие из нас путешествуют, с удовольствием гуляют по местам близким и далеким, но вот вглядеться в их неспешную, непарадную красоту удается не каждому.
Вадим Аркадьевич снимает Минск с 2003 года, и только фотографией-настроением городская тема, конечно, не ограничивается. Есть в его архиве ставшие уже историческими пленки 1987 года, на которых запечатлен перестроечный художественно- спортивный праздник «Минск-87», ставший первым Днем города. Тогда это были совсем другие люди, даже архитектура другая. Но и тогда, и сейчас автор делает стилистически выдержанные черно-белые кадры, что говорит о приверженности фотографа классической традиции. И тогда, и сейчас Вадим Качан как опытный и успешный педагог использует все инструменты качественной профессиональной работы. Но городской пейзаж, и именно минский, остается его излюбленным жанром. Тому, как выстроено пространство кадра, как выбран свет, действительно можно учиться.
Если углубиться в тему города, хотелось бы вспомнить и серию музейных фотографий Минска, с которыми много работал Вадим Качан. Пометки Исторического музея, надписи на открытках, названия старых ателье, другие графические изображения - все это искушение для мастера, который мог бы обработать их современными методами как дизайнер. Не берусь сейчас утверждать, что эта работа вылилась в определенный проект, но верность Вадима Качана городу как направлению в творчестве подкупает.
К слову, в городской съемке можно проследить несколько тенденций. Одно время даже считалось, что Минск, горожан, их повседневную жизнь снимают мало или не снимают вообще - настолько плотно в нашем сознании отпечатаны идеологические клише и настолько далеко от них находится фотография для семейного альбома. Искусство фотографии, может быть, и правда обходило минскую тему стороной. Думаю, Вадим Качан, представляя Минск персональными фотовыставками вот уже несколько лет подряд, восполняет этот пробел. В своем жанре, в своем стиле, с авторским выбором объектов, задач и способов их решения.
Если говорить непосредственно о выставке в Музее истории Минска, к спорным моментам я отнесла бы большой формат фотографий. На мой взгляд, это дань моде - моде на очень затратную и качественную печать, но для общего настроения экспозиции, для душевного восприятия, на котором настаивает Вадим Качан, она не органична. Лишь несколько кадров, визуально напоминающих картинку в духе неореализма, автор оставляет в меньшем формате. И от этого они очень выигрывают.
К слову, о формате в более широком понимании этого слова. Так уж получилось, что «Минск. Город и люди» была открыта в дни, когда в музее планировалась выставка белорусской пресс-фотографии. Но администрация музея отказалась от ее проведения, и репортажных фотографов в режиме выставки одного дня показали в другом месте. Вот уж где была энергия, динамика и страсть: выборы, женский бокс, армейские будни, жизнь лесбийской семьи. Музею эти темы оказались не интересны, хотя контекст существует и сравнение выставок с точки зрения фотографии, разумеется, обсуждается широко. Но Вадим Аркадьевич здесь точно ни при чем, а тема эта уже для другого разговора.
Выставка фотографий Вадима Качана «Минск. Город и люди» открыта в Музее истории Минска (ул. Революционная, 10) до 26 июня.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК