«БОЛЕЕ СТРАННО, ЧЕМ В РАЮ» ***
(26, Вс, СТВ, 23-40)
Stranger Than Paradise, США – Германия, 1984, 89 мин., CD, R. Реж.-сцен. Джим Джармуш («Сломанные цветы», «Мертвец»); в рол.: Джон Лури (Уилли), Эстер Балинт (Эва), Ричард Эдсон (Эдди), Сесилия Старк (тетя Лотта), Дэнни Роузен (Билли), Сара Драйвер, Том Ди Чилло, Джим Джармуш (камео)
Экзистенциальная ироническая драма-притча. Повествует о людях, которые, не слишком активничая, а то и бездельничая, ищут себя на новой родине в США.
Итак, житель Нью-Йорка Уилли встречает прибывшую из Венгрии двоюродную сестру Эву (17-летняя венгерка Э.Балинт, «Истина в вине»), коей на 10 дней требуется крыша над головой. Единственная комната Уилли ее вполне устраивает. Эва изучает американскую действительность (в основном по ТВ) и хозяйничает по дому. Она отнюдь не ангел. Курит, может украсть что-нибудь в магазине, но без нее Уилли и его закадычному другу Эдди становится скучно. А когда парням удается путем шулерства выиграть в карты 600 долларов, они тотчас отправляются навестить Эву в Кливленде. Она работает в закусочной и очень рада их видеть. Мы наблюдаем, как герои фильма безыскусно развлекаются, но преподнесено это таким образом, что буквально за каждым нюансом при желании можно усмотреть нечто философское. Желающие этого и являются целевой аудиторией прославленного Д.Джармуша, остальным же события картины могут показаться безмерно скучными, даже когда речь идет об авантюрах, связанных с азартными играми – например, собачьими бегами. Ведь парни, прихватив с собой Эву, отправляются в теплые края, по пути «забывая» ее в придорожном отеле. И она ужасно нервничает, пока не появляется экстравагантный во всех отношениях негр… Самое удивительное и задевающее за живое в представляемой картине – это то, как поток обыденности изящно складывается в завораживающее действо. Благодаря режиссерскому мастерству фильм обретает не только своеобразную атмосферу, но и душу. Существенная роль в этом отводится тонкому и искусному саундтреку. А по мнению критика С.Кудрявцева (его оценка 8,5 из 10), «выворачивая наизнанку американские киномифы, Джармуш заставляет почти физически ощутить заброшенность существования вечных путников. Их гонит по дорогам, они изнывают от полной бесперспективности бытия в любой точке Америки, где пришлось задержаться лишь на миг. Так что весь этот Новый Свет оказывается «чужероднее рая» для изгнанных прочь и не знающих покоя нигде». Съемки проводились в Нью-Йорке, Кливленде и Мельбурне. «Золотая камера» за дебют на МКФ в Канне. «Золотой леопард» и приз Экуменического жюри на МКФ в Локарно. Специальный приз жюри на фестивале независимого кино в Санденсе. Приз Национального общества кинокритиков США за фильм. Премия МКФ в Роттердаме. Премия «Kinema Junpo» (Япония) за «инофильм». Сборы в США $2,4 млн. В Венгрии фильм посмотрели 34 тыс. зрителей. Бюджет $0,09 млн. Рейтинг IMDb – 7,5/10309 голосов. Видеоназвания: «Страннее, чем рай», «Чужероднее рая». ***
«БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»
(20-3, Пн-Чт, ОНТ, 22-10 – мини-сериал)
(22, Ср, БТ, 18-45 – фильм)
The Brest Fortress, Беларусь – Россия, 2010, 131 мин., PG. Реж. Котт («Ехали два шофера», «Посторонний»); в рол.: Алексей Копашов (Сашка Акимов), Андрей Мерзликин (л-т Кижеватов), Павел Деревянко (Ефим Фомин), Александр Коршунов (Петр Гаврилов), Евгений Цыганов (л-т Почерников), Юрий Анпилогов (Кофтун), Кирилл Болтаев (Виноградов), Анатолий Кот (немецкий диверсант), Беник Аракелян (Самвел Матевосян), Вероника Никонова (Аня), Яна Есипович (жена Кижеватова), Дмитрий Куличков (Карелин), Александр Сирин (Маслов), Сергей Власов (Каваленок), Анна Цуканова (Соня), Михаил Павлик (Вайнштейн), Геннадий Гарбук (Александр Акимов)
Военные приключения. К событиям этого фильма мне трудно подходить с обычными мерками, поглядывая со стороны на творческие достижения либо неудачи его создателей. Мы все выросли в атмосфере преклонения перед героями Бреста, и эта тема насущна, остра и поныне. Иногда ее цинично эксплуатируют в угрюмых политических целях, в том числе и для оправдания каких-нибудь кошмаров, но в данном случае я о том, что происходит в сердце, а не в партбилете. Учитывая все это, заранее решил, что буду судить о «Крепости», исходя не столько из собственных вкусов и политических пристрастий, сколько из потенциальных намерений авторов амбициозного проекта. «Брестская крепость» – это качественное кино советского типа, приближенное к вкусам почитателей телесериалов. Если именно этого хотели достичь создатели ленты, то они могут гордиться собой. У них действительно широкая и благодарная аудитория – не ровня той, которая бывает у фильмов, попадающих в лауреаты топ-фестивалей, начиная с того, что мозги зрителей всерьез не напрягаются (хотя бы рассказом непосредственно о Брестской крепости). Авторам картины, несомненно, важнее добиться сопереживания, чем рассказать что-нибудь новое. Очень хорошо выбраны типажи. Сразу понимаешь, хороший ли перед тобой человек. Предателей или струсивших почти нет, поэтому комиссар Фомин не выдан своими, а фактически просит врагов расстрелять его как еврея и коммуниста. Немцы в фильме сильны, но туповаты. Они легко попадают даже в простенькие ловушки и неважно стреляют. Особенно на фоне положительных героев, которые демонстрируют потрясающую меткость даже из револьвера. Гитлеровские диверсанты прибывают в СССР целыми эшелонами (!), будучи одетыми форму НКВД. Под немецкие команды они строем уходят, чтобы тайно нанести нашим вред. На только что бурлившей народом приграничной станции это событие интересно лишь пожилому смотрителю, которого враг цинично убивает. Если все это зрителем принимается как должное, то, учитывая красивую картинку, современную стилистику, динамичность действия и обилие пиротехники, фильм на самом деле способен восхитить. Тем более если в сердце щемит от разбросанных по ткани картины кодов-символов… К примеру, израненный лейтенант Кижеватов просит спасти самое главное – знамя части. Слеза накатывает, если считать, что знамя – это не имущество, а нечто более существенное, чем человеческие жизни. Пожалуй, это единственный момент, когда вспоминаешь о религии. Даже пребывая между жизнью и смертью, персонажи надеются не на высшие силы, а на то, что Красная Армия далеко не отступила и успеет прийти на выручку. Причем надеются не персонифицированно. Имя Сталина не употребляется даже в отчаянных атаках. Это вам не Никита Михалков, утомивший высокими сферами даже Солнце. При всем этом понимаешь, что бесчисленные жертвы советских людей на границе с агрессивной Германией – плод деятельности кремлевской политики, напоминавшей саботаж и приведшей к полной военной беспомощности. Благодаря данному фильму лишний раз осознаешь, что павшие под «неожиданными» ударами немецкой военщины – это тоже жертвы сталинщины. В Сети изложено множество несоответствий историческому моменту, начиная со вступительных воздушных атак крепости и шахмат, якобы выпущенных к Олимпиаде-80, в которые играют солдаты. Можно подивиться и хронически выбритым лицам бойцов. Но, повторюсь, этот фильм не настроен на обсуждение деталей. Он, скорее, заявление о том, что и ныне есть вещи, которые одинаково святы на всем пространстве экс-СССР. К такому выводу подталкивает и преамбула. В первые 22 минуты фильма рассказывается о прекрасных мирных буднях, наводящих на ассоциации с «Кубанскими казаками». В звучащем диалоге уместно мелькает «санаторий»: кино, танцы, пиво… Правда, бродят слухи, что может начаться война, но органы подчеркнуто корректно (!) с ними борются. Через станцию проходят поезда дружеского государства, украшенные фашистской свастикой, а комиссар Фомин, напоминая «инопланетянина», не может добыть билет на поезд. Слишком многие желают улизнуть из Бреста. Но эти и другие нерадостные события – пока явно второго плана… Главный герой фильма – Сашка Акимов, талантливо сыгранный 14-летним московским кадетом Алешей Колпашовым – весь фильм совершает подвиги, являясь практически неуязвимым. Он плавает в реке, когда другие умирают от жажды. Он доставляет особый приказ и находит влюбленную в него Аню, дочь Кижеватова. История этого мальчика – по сути дела, «кино в кино». Поэтому неудивительно, что назван он не тем реальным именем, которое знакомо нам с детства, – Петя Клыпа. Увы, в фильме нет акцента на место действия. На это намекает лишь радист, на «роднай мове» упрямо пытающийся сообщить миру, что крепость все еще ведет бой. Впрочем, непосредственно гарнизон и его семьи – это действительно СССР в миниатюре с демонстрацией семьи народов. Хотя, на мой взгляд, если уж фильм заявлен наполовину белорусским и с участием двух белорусских сценаристов (А.Дударев и К.Воробьев), то можно было изыскать возможность напомнить, где именно происходят события. «Брестская крепость» создавалась при активном использовании бренда союзного государства. Подобные творческие проекты служат рекламой и ему, и нужному верхам вектору патриотизма. Президенты РФ и РБ комплиментарно высказались о «Брестской крепости» (Медведев в Твиттере сообщил, что это «неплохое кино о Великой Отечественной войне»). Генеральный продюсер фильма – Игорь Угольников, более всего известный по шоу «Оба-на!». Подготовка к съемкам «Брестской крепости» длилась почти 2 года. Съёмки проводились в июле-октябре 2009 года в Бресте и Пружанах. Музыка Ю.Красавина («Царь»). Премии «Ника»: декорации, костюмы и звук. Номинации: фильм, режиссура, Деревянко, Цыганов и Копашов как открытие года. Премии «Золотой орел»: монтаж и звук. Номинация – фильм. Премии русскоязычной блогосферы «Жорж»: российская драма и российский экшн. Сборы в России $4,4 млн. Бюджет $9 млн. Рейтинг IMDb – 7,6/1640 голосов. Рейтинг «Кинопоиска.Ру» – 8,1/22679 голосов. 170-е место в общем списке. **1/2
«ДОКТОР ДУЛИТТЛ» **
(26, Вс, БТ, 19-35)
Dr. Dolittle, США, 1998, 85 мин., CD, PG-13. Реж. Бетти Томас («Семейка Брейди», «Только ты», «28 дней»); в рол.: Эдди Мэрфи (Джон Дулиттл), Оливер Платт (Марк Уэллер), Осси Дэвис (Эрчер Дулиттл), Питер Бойл (Кэллоуэй), Джеффри Тамбор (д-р Фиш), Кристен Уилсон (Лайза), Кайла Пратт (Майя), Ричард Шифф. Животных озвучивали Альберт Брукс, Джон Легуизамо, Винг Реймс, Крис Рок, Деннис Франц
Эксцентрическая фантастическая комедия / современная сказка по классической детской книге британца Хью Лофтинга (14.1.1886 – 26.9.1947), кстати, являющейся основой «Айболита» К.Чуковского. Римейк популярного одноименного фильма 1967 года, авторы которого завоевали 2 премии «Оскар» и 7 номинаций на него. 37-летний суперкомик Э.Мэрфи («48 часов») сыграл человека, от природы обладающего уникальной способностью понимать язык всех животных. Впервые она проявилась, когда Джон Дулиттл был еще ребенком, и узнал от собаки, что понять, насколько хорош незнакомый человек, можно лишь по запаху его зада. Попытки воспользоваться полученной информацией приводят к столь сильному возмущению взрослых, что мальчик вновь и надолго становится «нормальным». Проходят годы. Джон сделал завидную карьеру, создал замечательную семью и имеет прекрасные перспективы на будущее, но однажды случайно стукается головой – и дар возвращается. Теперь Дулиттл обитает в мире, буквально кишащем монологами, диалогами и просто словесной трескотней всевозможных живых существ, что приносит ему множество проблем и хлопот... По мнению авторов ленты, животные весьма образованны, являются полиглотами (т.е. понимают друг друга) и то и дело выступают в манере знаменитого мастера разговорного жанра... – Эдди Мэрфи. И дабы получать удовольствие от просмотра этой ленты, желательно воспринимать эти условности как само собой разумеющееся. Музыка Р.Гиббса. Спецэффекты Д.Фархата («Маска», «Чокнутый профессор»). Над аниматроникой работала знаменитая фирма Д.Хенсона. Были приложены большие усилия, чтобы мимика говорящих животных соответствовала традиционной мимике озвучивавших их известных актеров. Номинации на «Блокбастер»: Мэрфи, Платт и 11-летняя К.Пратт («Доктор Дулиттл – 2»), претендовавшая также на «Юный актер» и «Image». Номинация на премию MTV за песню «Are You That Somebody?» («Aaliyah»). Журнал «Movieline» назвал Мэрфи в номинации «Экранный врач, у которого мы меньше всего хотели бы лечиться в реальной жизни». Сборы в США $144,2 млн, что вдвое выше прогноза. Сборы за рубежом $150,3 млн. Доходы от видео $103,5 млн. Бюджет $71,5 млн. Гонорар Мэрфи $17,5 млн. Рейтинг IMDb – 5,2/28419 голосов. **1/2
«ЛЕВ»
(26, Вс, Лад, 12-40)
Le lion, Франция, 2003, 102 мин., PG. Реж. Жозе Пинейро («Не будите спящего полицейского», «Женщина в гриме»); в рол.: Ален Делон (Джон Буллит), Агнушка Делон (Патрисия), Орнелла Мути (Сибил), Хайно Ферч (Жюльен Келлер), Путла Селапело (Ориунга), Эрнест Ндловю (Кихоро), Петер Хубеке (Ол’Калу), Гетмор Ситоле (Бого)
Приключения для ТВ по роману Жозефа Кесселя (10.2.1898 – 23.7.1979). Впервые он был экранизирован в 1962 году в США. Кстати, писатель имеет российские корни, а родился в Аргентине. Его отец, врач, в свое время уехал в тамошнее сельскохозяйственное поселение, основанное Еврейским колонизационным обществом. В 1908 году семья переехала во Францию. В качестве военного летчика Жозеф принимал участие в битвах Первой мировой войны, а во Второй мировой был военным корреспондентом. Совместно со своим племянником М.Дрюоном в 1943 году Кессел сочинил текст популярной «Песни партизан». Многие книги Жозефа экранизированы. Он имеет отношение к таким знаменитым картинам как «Дневная красавица», «Армия теней» и «Майерлинг». А вот представляемая лента не относится к удачам, несмотря на участие в ней 67-летнего А.Делона («Тегеран-43») и 48-летней О.Мути («Укрощение строптивого»), скорее – к категории скромных домашних зрелищ, рассчитанных на семейный просмотр. А в центре внимания – невероятная история дружбы девочки и льва. Случается она в огромном африканском заповеднике, в котором Джон Буллит служит егерем. Занятие это хлопотное, подчас опасное, забирающее много времени. Ведь браконьеры напирают буквально со всех сторон. Поэтому неудивительно, что его 13-летняя дочь Патрисия с ранних лет чаще бывает в обществе льва Кинга, чем папы. Именно это сильное животное является ее лучшим другом. Конечно, таковое положение дел не радует Сибил, маму Патрисии, которая желает, чтобы дочь уехала учиться в Европу и увидела принципиально иную жизнь. Более современную и эмоциональную. Надежды Сибил возрастают, когда в их поселке появляется парижский журналист Жюльен… Сыгравшая Патрисию дочь знаменитого актера, 13-летняя Агнушка Делон, пока в кино более себя не проявляла. Рейтинг IMDB – 5,1/69 голосов. Худший результат среди экранизаций Ж.Кесселя.
«НЕОБЫЧАЙНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АДЕЛЬ»
(26, Вс, БТ, 15-50)
Les aventures extraordinaires d'Adele Blanc-Sec, Франция, 2010, 107 мин., PG. Реж. Люк Бессон («Леон», «Подземка»); в рол.: Луиза Бургуан (Адель Блан-Сек), Матье Амальрик (Дьелеве), Жилль Лелуш (инсп. Альберт Капони), Жан-Поль Рув (Жюстин де Сент-Юбер), Жаки Нерсесян (Мари-Жозеф Эсперандье), Филипп Наон (проф. Менар), Николас Жиро (Анджей Зборовски), Лор де Клермон-Тоннер (Агата Блан-Сек), Жерар Шеллу (Арман Фальере), Серж Багдасарян (Фердинанд)
Приключенческое фэнтези по мотивам первого тома комиксов француза Жака Тарди (род. 30.8.1946 г.) о журналистке Адель Блан-Сек. Это первое обращение кинематографа к его творчеству. Опять-таки первая невольно приходящая в голову по ходу просмотра представляемого фильма ассоциация – спилберговский «Индиана Джонс». Сопоставлять можно по многим позициям, включая и визуальную стилистику, и историко-археологический уклон, и склонность к иронии, и насыщенность трюками/спецэффектами, да и образы главных героев схожи, хотя у Бессона это женщина, причем очень красивая, сексуальная, запросто разбивающая мужские сердца. Разумеется, Индиана в сравнении с Адель – мужлан, но оба они любят и знают историю, всегда готовы ввязаться в авантюру и пребывают в ней органично, ни на секунду не теряя чувства юмора. Они напоминают пацанов, испытывающих удовольствие от риска. Правда, Бессон, как мне видится, перестарался, перегрузив картину событиями и особенно персонажами. Причем к каждому из них отнесся настолько тщательно, что довольно трудно просто плыть по волнам определенно захватывающего зрелища. Регулярно кажется, что тем или иным образом нам хотят сказать нечто весомое, однако зачастую этого так и не происходит. Впрочем, в рамках культуры комиксов подобное – обычное дело. Но если присматриваться, то можно заметить много любопытного. Например, что теннис в случае неправильной экипировки игроков может стать смертельно опасным занятием. Или что идея поставить пирамиду возле Лувра принадлежит древнеегипетскому фараону. Но в центре внимания – похождения Адель (28-летняя Л.Бургуан, «Девушка из Монако»), популярной журналистки и писательницы, типичной искательницы приключений. Начались они век назад. В Египет наша героиня отправляется тайком, сбив со следа родных и близких. Пробравшись в древнюю пирамиду, Адель намерена добыть мумифицированного врачевателя, дабы тот помог оживить ее сестру-близняшку Агату, голова которой пробита насквозь. Естественно, дело это непростое, слишком много в этих местах авантюристов, готовых убивать окружающих ради достижения цели. Поэтому Адели приходится быть готовой ко всему, проявляя чудеса изобретательности и акробатики. Впрочем, лишь заполучить желаемое недостаточно. Нужно еще, чтобы уникальный профессор Дьелеве сумел вступить с мумией в контакт, дабы привести ее в рабочее состояние. Ученый выявил особый код, благодаря которому таковое становится возможным. А пока Дьелеве «тренируется» на птеродактиле, который предыдущие 136 миллионов лет провел в огромном яйце, украшавшем экспозицию в музее естествознания. Причем этот могучий летающий хищник мгновенно становится дееспособным и вполне разумным, если отталкиваться от норм животного мира. Птеродактиль часами кружит над Парижем, наводя ужас на его жителей, хотя реальных жертв его деяний пока не много. А внутренне связанный с ним Дьелеве, согласно решению суда, должен быть казнен на гильотине. Адель предпринимает целый ряд акций, чтобы спасти его. Как ни странно, эта линия в фильме решена в традициях эксцентрической комедии. Добиться желаемого долго не удается, но, к счастью, девушке удается оседлать птеродактиля… Действие картины не обходится и без любовных интриг, но понравиться Адели удается только талантливому поляку Анджею. Картинку украшают ожившие мумии, весьма быстро освоившиеся в Париже, но решившие-таки направиться к Нилу. Хороша и французская столица, легко узнаваемая, несмотря на дальность времен. К чести авторов представляемого фильма, действие обходится без пошлых и плоских шуток. В то же время «Адель» по своему уровню отнюдь не «Пятый элемент», и едва ли в будущем будет входить в список высших достижений Л.Бессона. Музыка Э.Серра («Голубая бездна»), а сьемки Т.Арбогаста («Черная кошка, белый кот») – видных мастеров, много работавших с Люком. Съемки проводились в Париже и Каире. Премия «Сезар» за декорации. Номинация за костюмы. В прокат США фильм не выходил. Сборы в мировом прокате $33,6 млн. Сборы в России $1,5 млн. Бюджет 25 млн. евро. Рейтинг IMDb – 6/3579 голосов. **1/2
«НЕОТРАЗИМАЯ МАРТА»
(26, Вс, СТВ, 20-40)
Bella Martha, Германия – Италия – Швейцария – Австрия, 2001, 109 мин., PG. Реж. Сандра Неттельбек («Сержант Пеппер», «Элен»); в рол.: Мартина Гедек (Марта), Максим Фоэрст (Лина), Серджо Кастеллитто (Марио), Аугуст Цирнер (терапевт), Сибилл Каноника (Фрида), Идил Унер (Бернадетта), Оливер Брумис (Ян)
Мелодрама с производственными мотивами. Основное действие ленты связано с кухней. Причем настолько изысканной, что процесс приготовления ассоциируется с высоким творчеством. Тем более что преподнесено все поистине восхитительно, с уважением и к совершенству кулинарной технологии, и к мастерству поваров, и к красоте кухонной утвари всех мастей. А заправляет этим действом в рамках престижного ресторана Марта – дама удивительная и талантливая. Она знает себе цену, но хочет добиться еще большего, поэтому все время говорит о еде, о чем и признается на приеме психологу. Между тем, будучи красивой, умной и обеспеченной, Марта остается одинокой, что печалит и ее саму, и ее близких. Работает наша героиня усердно, переводя дух лишь в огромном холодильнике. Хозяйка ресторана высоко ценит ее, понимая, что адекватную замену найти крайне трудно, но, с другой стороны, ей не нравятся периодически возникающие скандалы с клиентами, с которыми Марта порой не церемонится. В автокатастрофе погибает ее сестра, практически оставляя сиротой дочь Лину (10-летняя М.Фоэрст, «Дом спящих красавиц»). Ведь с ее отцом-итальянцем связь она давно не поддерживала. Так что, хочешь не хочешь, а приходится заниматься судьбой племянницы. Тем временем на кухне появляется эксцентричный, заводной и падкий на комплименты повар Марио. Поначалу Марта воспринимает его как нежеланного конкурента, но потом они находят общий язык, тем более что он может помочь найти отца Лины. Да и подход к самой девочке… Добротное, полноценное в психологическом плане и истинно европейское кино. Оно трогательное, нескучно смотрится, да и оставляет приятное послевкусие. Правда, наряду с очень яркими сценами попадаются и однозначно проходные.
Съемки проводились в Гамбурге и Италии. Кастеллитто удостоен премии Европейской киноакадемии. Номинация – 39-летняя М.Гедек («Жизнь других»). Номинация на «Goya» (Испания) за «еврофильм». Две премии фестиваля европейского кино в Лечче. 4 премии на МКФ фильмов о любви в Монсе (Бельгия). Кастеллитто отмечен премией МКФ в Омане. Каноника отмечена кинопремией Швейцарии. Другие награды. Сборы в США $4,2 млн. Сборы в остальном мире $5,7 млн. Рейтинг IMDb – 7,3/4434 голоса. ***
«ОТПУСК БЕЗ КОНЦА»
(25, Сб, СТВ, 1-00)
Permanent Vacation, США, 1980, 75 мин. Реж.-сцен. Джим Джармуш («Мертвец», «Кофе и сигареты»); в рол.: Крис Паркер (Олле), Лейда Гастил (Лейла), Ричард Боэ (ветеран войны), Сара Драйвер (медсестра), Джон Лури (саксофонист), Рут Болтон (мама)
Драма. Полнометражный дебют культового режиссера Д.Джармуша, в котором он еще только нащупывает собственный стиль, уникальную атмосферность. Это типично независимый фильм, заведомо не рассчитанный на массовую аудиторию и снятый на 16-мм пленку. В центре намеренно расплывчатого сюжета – маленький маргинальный человек Олле (англ. Allie), выпадающий из системы традиционных обывательских ценностей. У этого одиночки и «перекати-поля» нет постоянного места жительства, он путешествует по безлюдным местам, чаще всего – колоритным трущобам Нью-Йорка. И люди, попадающиеся ему на пути, не менее странные. Олле также навещает маму, которая пребывает в сумасшедшем доме. Дабы подзаработать, наш герой угоняет автомобиль. А продав его за 800 долларов, отправляется на корабле в Париж. «Я турист, чей отпуск длится без конца», – так определяет Олле свое место в жизни, то ли признавая неизбежное, то ли любуясь собой и поглядывая с палубы на исчезающие на горизонте американские небоскребы. Едва ли многим жителям Нью-Йорка понравился их город, представленный мрачным и полуразрушенным, далеким от красот Манхэттена. Впрочем, эта картинка идеально вписывается в общую канву задумки Джармуша, снявшего странный и тяжелый фильм, сочетающий сюрреализм и остросоциальную реалистичность. Блоговый призыв: «Если вы кинопсих и просто помешаны на кино, тогда вы обязаны его посмотреть, это ваш долг; если вы любите кино, но вы не кинопсих, то обходите данный фильм седьмой дорогой… Худший и самый депрессивный фильм Джармуша». Музыка Д.Джармуша и Д.Лури. Съемки проводились в Нью-Йорке. Премия МКФ в Мангейме. Премия ФИПРЕССИ на МКФ в Фигейра-да-Фоше (Португалия). Рейтинг IMDb – 6,4/2403 голоса. В карьере Д.Джармуша (род. 22.1.1953 г.) это предпоследний результат из 17.
«ПЕРЕМИРИЕ»
(21, Сб, ОНТ, 23-20)
Россия, 2010, 99 мин., R. Реж. Светлана Проскурина («Детская площадка», «Лучшее время года»); в ролях: Иван Добронравов (Егор Матвеев), Юрий Ицков (Сан Саныч), Сергей Шнуров (Генка Собакин), Алексей Вертков (Тимоха), Надежда Толубеева (Катя Полетаева), Эдуард Федашко (Квазимодо), Андрей Феськов (священник), Александр Голубков (Виктор Попов), Сергей Цепов (Михаил Иванович), Наталья Седых (доктор из Москвы), Павел Южаков-Харланчук (офицер)
Мелодрама по сценарию Дмитрия Соболева («Остров», «Натурщица»). Если смотреть эту картину, не вдаваясь в нюансы, то можно подумать, что она родом из 90-х, когда многое, наконец, разрешили, и захотелось сразу всем воспользоваться. Тут и приметы чернушного стиля, и ненормативная лексика, и обстоятельная обнаженка (и мужская, и женская), и суждения о Боге (из уст человека, который Библию не читал, но…), и бандитские кланы, устраивающие застолья в общественной бане, не приостанавливая свободное посещение, и смертельно опасные авантюры ради небольшой добычи (режут высоковольтную линию, чтобы получить цветной металл), и всеобщая склонность к насилию даже по пустякам (включая пытки), и дремучесть взглядов в большом и малом (например, при спасении бездыханного), и бандитские формирования национального плана (конные башкиры)... Этот ряд можно запросто продолжать и продолжать. Даже удивительно, что поставила такую картину не просто опытный режиссер Проскурина (род. 27.5.1948 г.), но дама, вполне уверенно ощущавшая себя еще в советском кино. Видимо, осознала, что то, что раньше казалось ниже плинтуса, ныне, с косметическими правками, воспринимается как благородный артхаус – желанный гость многих фестивалей. Впрочем, времена уже не столь лихие, и мы научились видеть иронию даже там, где ее нет…
Итак, очередная непонятная депрессивная глубинка. Места убогие, но по-своему живописные. Рядом военный полигон, фланирующий могучими ракетами. Молодой шофер Егор, насколько я понял, вернулся в родные места в поисках места и смысла жизни. В грязной общаге, в коридоре которой стоит огромное тракторное колесо, он встречает абсолютно голую девку, которая охотно подтверждает, что она «б…». Егор дружески пытается пристроить ее соседу Квазимодо, но даже «профессионалка» не может вынести особенности его внешнего облика. А вскоре неудавшийся любовник, но технически одаренный парень теряет палец, а сознание – уже в больнице, от страха. Явно благоволящий Егору начальник Сан Саныч рекомендует ему поскорее жениться, раз уж он столь бедно живет. И предлагает помощь в оперативном решении этого вопроса. Рок-идол С.Шнуров («Ленинград») выглядит в данном фильме так, словно случайно забрел на съемку, и от имени своего персонажа Генки делает вид, что всерьез произносит реплики о желании «крови попить», сесть за решетку, чтобы понять, зачем живешь. А в лучшем случае достичь того, чтобы дети про него в школе читали, как про Пугачева. Генка хочет написать книгу, а впечатлений на нее не хватает, поэтому и подумывает, не поджечь ли дом вместе с женой Наташкой, которую разлюбил? Он явно относится к той категории людей, которые могут сначала пошутить, а потом и на практике реализовать подобный «юмор». Но к желанию Егора жениться Генка относится с пониманием, ведь «бабы – дело хорошее». И тут же предлагает идеальное место для подбора кандидатки в жены. Купив банщику водки, парни получают возможность смотреть в женское отделение. Причем не через дырочку, а с комфортом, в отверстие в толстой стене размером с телевизор, что в практическом плане – нонсенс. «Ты выбирай, выбирай, – советует Генка, – женщину лучше сразу увидеть, как она есть. А то потом женишься, а у нее сиськи не стоят. И мучаешься всю жизнь». Именно в той бане Егор кладет глаз на Катьку Полетаеву (и она, видимо, его краем глаза примечает). Только напрасно – она рудниковская, а с ними у комбинатских война. Перемирие – только в банный день, но краткое. Еще хуже, что девушка путается с авторитетом Боярином, которому и убить ничего не стоит. Однако знакомство Егора и Кати стремительно доходит до близости внутри красивой оранжереи, с предварительным предложением руки и сердца… Блоговый отзыв: «Что же касается лично меня и лично «Перемирия» – в фильме я увидел то, что хотел увидеть. Видимо, он стал для меня таким же личным, как и для автора. Это кино, которое способно усыпить, разозлить, улыбнуть или просто ввести в ступор. Кино, которое стоит советовать лишь тем, кто готов к российскому нуару». Удивительно еще, что киношансоном не назвали. По словам Проскуриной, снимали в основном в городе Северном, который раньше был удивительным. В нем находился завод по производству стиральных порошков, так что дышать тут тяжеловато. Снимали все больные, с температурой 39. Но чего не сделаешь ради искусства! Вон Ваня Добронравов вообще в воду окунался при температуре 0 градусов». ГДЕ КАВЫЧКИ ОТКРЫВАЮТСЯ? Съемки также проводились в Военном институте ракетных войск в Серпухове. Порадовавшая зрителей, в том числе и стерильной красотой нагого тела, 20-летняя дебютантка Н.Толубеева («Достоевский») является представителем знатной актерской династии. В одном из отзывов на «Перемирие» прочитал, что его автору было неловко перед вышедшей на сцену после показа Катей… Музыка Сергея Шнурова («Бумер»). Гран-при фестиваля «Кинотавр» и премия 21-летнему И.Добронравову («Возвращение»), кстати, сыну и брату известных артистов. Сборы в РФ $17 тыс. Рейтинг IMDb – 5,2/52 голоса. **
«ПОСЛЕДНЯЯ РЕПРОДУКЦИЯ»
(23-24, Чт-Пт, БТ, 16-05)
Россия, 2007, 208 мин., PG. Реж. Александр Славин (игровой дебют, «Маршал Жуков»); в рол.: Кирилл Гребенщиков (Федор Лосев), Светлана Ходченкова (Елена и ее копия), Александр Скляр (Гаев), Алексей Гришин (Виктор), Николай Чиндяйкин (проф. Лобник), Дмитрий Герасимов (Юрик), Ирина Печерникова (Васса Андреевна), Ольга Анохина (мать Лены), Юрий Назаров (отец Федора), Евгений Крайнов (стажер следователя), Владимир Горюшин, Александр Славин (священник)
Криминально-мистическая драма для ТВ (4 серии) по одноименному (2007 г.) роману Дмитрия Герасимова. Главный герой – Федор Лосев – художник из провинциального Лобнинска. Его бытие скучно и банально, нет и творческих прорывов, поэтому душу давит тоска, связанная с неустроенностью и хронической неудовлетворенностью жизнью. Единственное, что поддерживает его, – любовь к Елене и отцу. Все в жизни Федора меняется, когда при загадочных обстоятельствах погибает его друг – успешный фотограф Виктор Каморин. Ведь подозрение падает именно на Лосева, тем более что у него формально имеется мотив. В то же время мама Виктора, Васса Андреевна, просит Федора принять в подарок фотостудию и машину, дабы не погибло дело ее сына. А Елена чувствует за собой слежку. Постепенно складывается круговорот поистине странных, мистических событий, действующими лицами которых являются и девушка, и странный профессор оптической физики Лобник, и даже погибший фотограф... Постановщик представляемой ленты больше известен по документальным фильмам, среди которых «Битва за космос. История русского», «Гений из «шарашки». Авиаконструктор Бартини», «Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека». Сам он появляется на экране в образе священника, дабы «придать ленте философский объем». Во время храмовых съемок вся группа приняла участие в реальном крестном ходе. Рейтинга IMDb нет.
«ТЕРМИНАТОР-2. СУДНЫЙ ДЕНЬ» **1/2
(26, Вс, Лад, 12-10)
Terminator 2. Judgment Day, США, 1991, 136 мин., CD, R. Реж. Джеймс Кэмерон («Титаник», «Чужой»); в рол.: Арнольд Шварценеггер (Терминатор), Линда Хэмилтон (Сара Коннор), Эдвард Фэрлонг (Джон Коннор), Роберт Патрик (Т-1000), Эрл Боун (д-р Сильберман), Джо Мортон (Майлз), Ксандер Беркли (Тодд Войт), Дэнни Кукси (Тим), Дженетт Голдстейн, Дин Норрис
Фантастико-приключенческий боевик. 2029 год. Прошла треть века с наступления «судного дня» (предсказываемого во времена создания фильма) – ядерной войны, унесшей жизни 3 млрд человек. Но беды человечества на этом не заканчиваются. Теперь людей истребляют созданные ими же машины. А пути к полной победе обе стороны ищут в прошлом, причем ключевой фигурой в этой глобальной истории становится обычный 10-летний мальчик Джон, которому в будущем суждено стать автором супероружия. За его жизнь и сталкиваются в смертельной схватке два киборга разных поколений. «Не обращайте внимания на то, что Терминатор убивает направо и налево. Все это делается во благо людей и ради мирной жизни на Земле. Ну прямо вылитый марксист-социалист», – отнюдь не юродствует критик Г.Самсонов, ведь в «пацифистском насилии» заключено наиболее острое противоречие ленты да и современной мировой политики. Режиссер Кэмерон («Аватар») подчеркивает, что его фильмы – не про машины, а про людей. Впрочем, на каком аспекте ни делать смысловой акцент, впечатляет прежде всего зрелищность «Терминатора-2». Не случайно по версии Американского киноинститута он вошел в сотню (77-е место) наиболее захватывающих американских фильмов. Кстати, первая лента заняла в нем 48-е место. Их часто сравнивают. Бюджет «Терминатора-2» в свое время был рекордным и в 16 раз превышающим бюджет первой ленты. Расходы оправдались, ведь, во-первых, мировые сборы превысили $0,5 млрд, а во-вторых, были завоеваны аж четыре премии «Оскар» (звук, звуковые эффекты, спецэффекты и грим) плюс номинация за съемки и монтаж. Высокую оценку получило и исполнение 43-летним А.Шварценеггером («Хищник») положительной роли, но на первом плане все же оказались новейшие кинотехнологии. Прокат фильма ознаменовался эталоном рекламной кампании. В 1993 году Кэмерон создал две режиссерские версии «Терминатора-2». В «полную» вошли почти все вырезанные сцены (сон Сары, в котором к ней является персонаж М.Бина из первой серии; сцена с переключением микрочипа в голове Терминатора; спецэффекты с дефектами поверхности Т-1000 после его замерзания и таяния). «Сверхполная» версия вышла минимальным тиражом и рассчитана на самых стойких фанатов ленты. В нее вошел первоначальный вариант финала, который был изъят из-за бурного негодования зрителей тест-просмотров. Им не понравилось, что сильно постаревшая Сара своими воспоминаниями закрывает возможность дальнейшего развития темы. Премии BAFTA за звук и звуковые эффекты. Номинация – декорации. Премии MTV: фильм, экшн-сцена, Арни, Фэрлонг и дважды Хэмилтон, в том числе как самая желанная актриса. Номинации: песня «You Could Be Mine» и Патрик как негодяй. Номинация на премию Японской киноакадемии за «инофильм». Премии «Saturn»: научно-фантастический фильм, режиссура, Хэмилтон, Фэрлонг (как молодой актер) и спецэффекты. Номинации: сценарий, Шварценеггер, Патрик и грим. 15-летний Д.Кукси («Мак и я») претендовал на премию «Юный актер». Сборы в США $204,8 млн. Сборы в остальном мире $315 млн, в т.ч. $0,3 млн в России. Если за первый «Т» Арни получил $1 млн, то за второй – реактивный самолет стоимостью $12 млн. Гонорар Хэмилтон – $1 млн. Рейтинг IMDb – 8,6/272900 (!) голосов, что позволяет фильму занимать 41-е место в общем списке, а