Лето для любителей музыки - время фестивалей. Самых разных и по разным поводам, причем европейский open air для нас тоже уже освоенный формат. О том, как складывается ситуация, мы говорим с основателем проекта «БМАgroup» Виталием Супрановичем, который много лет поддерживает белорусских музыкантов, записывает альбомы, организует концерты.
- Виталий, можем ли мы надеяться, что нынешнее лето, несмотря на кризис, все-таки подарит нам фестивальное настроение? Возможен ли какой-то прорыв?
- Прорыва нет, наоборот, есть разочарования. Лявон Вольский ушел из NRM, кто-то опять начинает что-то запрещать, у групп появляются проблемы. Фестиваля «Be2gether», который последние годы проходил в Литве, в этом году не будет. Три года мы проводили на Украине фестиваль «Be free» - в этом году, скорее всего, он тоже не состоится.
Поэтому радости и оптимизма я не испытываю: кризис так или иначе коснулся всех. Кроме того, многие площадки в арендной плате уже сейчас ориентируются на валютный курс.
- А как насчет новых имен? Я понимаю, что ситуация, о которой вы говорите, не способствует их появлению, но ведь новое часто появляется вопреки обстоятельствам...
- Должны быть хотя бы минимальные условия. Находясь в подполье, ни одна группа развиваться не может - у нее просто нет возможности донести до слушателей то, что она делает. У нас ведь нет даже радиостанции, которая занималась бы белорусской музыкой.
Думать, что в таких условиях все будет расцветать, мне кажется, нельзя. Даже в конце 80-х и в 90-х годах белорусские группы могли выступать чаще, чем сейчас.
Новых имен я пока не вижу. Они ведь должны не только записать альбом, но и найти деньги на печать тиража этого альбома. Звукозаписывающие фирмы в связи с тем, что упали продажи, боятся вкладывать средства, не хотят рисковать.
И потом - что значит «новые»? Например, группа «B:N» из Березы. Человек, который интересуется белорусской музыкой, не считает ее новой: он знает, что ей лет пять-десять. А массовому зрителю она практически неизвестна. Значит ли это, что она молодая?
Поэтому я не могу говорить об открытиях: не понятно, что происходит сейчас, не говоря уже о будущем...
- Музыканты сейчас уезжают в Россию? Белорусская музыка может быть там интересна?
- Она могла бы быть интересна, если бы белорусский язык уважали в самой Беларуси. Иначе как она может быть востребована в России? Они же видят, как у нас относятся к своему языку, - почему они вдруг станут его уважать?..
- Помните, несколько лет назад в Москву хлынула украинская музыка. Это была такая яркая волна, что их нельзя было не увидеть и не услышать. А потом украинские группы стали известны очень широко. С нами такого не может произойти в принципе?
- Очень важно, что они пели на языке страны, которая уважает свой язык. Из наших групп такую попытку делал проект Романа Орлова «У нескладовае». Ездили «Палац», «ДетиДетей», но все это проходило в клубном формате, для 50 человек. Насколько я знаю, большого успеха не было.
Сейчас мы вернулись к ситуации 10-летней давности, когда был один фестиваль белорусской музыки - «Басовiшча» в Польше.
- «БМА» - белорусская музыкальная альтернатива. Но чтобы говорить об альтернативе, нужно определить и зафиксировать основное направление популярной музыки. Эстрада, по-моему, совершенно растворилась. А бывшая когда-то альтернативой, например, «Серебряная свадьба» без рекламы и только с первым альбомом собирает полные залы. И таких групп много. Музыкальной информации сейчас столько, что трудно кого-то считать альтернативной, закрытой нишей. Как это понимаете вы? И что тогда «основное» направление?
- Не секрет, что в Беларуси сейчас превалирует российская эстрада и русская музыка. «БМА» - белорусская музыкальная альтернатива - занимается белорусскоязычными группами. Сейчас для Беларуси это альтернатива - музыка на белорусском языке.
Но мы исходим из того, что это и есть белорусская музыка. Данчик живет в Америке и поет по-белорусски. Он белорусский исполнитель, как и группы в Польше, которые поют на белорусском языке.
- Для этого человек должен сам идентифицировать себя как белорусский музыкант.
- Да. Музыканты, которые живут в Беларуси и говорят о себе, что они играют «настоящий русский рок», нам не интересны...
- Чем занимается «БМАдгоир»?
- Это музыкальный лейбл. Мы выпускаем диски, проводим концерты. Если я вижу, что это делается для белорусской культуры и если есть возможность, мы пытаемся помочь. Постоянно работаем с группами «Стары Ольса», «Литвин тролль». Издаем серию «Белорусские музыкальные архивы», куда вошли раритетные белорусские исполнители. Например, Михась Забейда-Сумицкий, Микола Равен- ский. Есть диски, посвященные Ларисе Гениюш, Сергею Новику-Пяюну - это музыка на их стихи, и если сохранились записи их голосов, они тоже звучат в перерывах между песнями.
Издаем альбомы белорусских бардов, среди которых Сяржук Соколов- Воюш, Виктор Шалкевич, Эдуард Аку- лин, Алесь Камоцкий.
- Но с коммерческой точки это как раз рискованно. И, отсекая русскоязычных музыкантов, вы очень сужаете свою аудиторию.
- Это имеет смысл. Если бы мы не выпустили Михася Забейду-Сумицкого, его записи остались бы только на пластинках, и как культурное наследие это пропало бы.
В итоге оказывается, что людей, которые хотят купить эти диски с редкими записями, не так уж и мало. Они у нас как раз таки окупаются, пусть и не сразу. Люди собирают коллекции, просто покупают альбомы. Мы издаем их с 1996 года, всего уже 120 дисков.
А что касается русскоязычных музыкантов - я не думаю, что публики у нас стало бы больше. Зачем слушать в Беларуси русскую музыку второго сорта, если можно послушать оригиналы - Земфиру, Чичерину, настоящий, качественный русский рок или попсу?
Мы работаем с уникальной музыкой, на белорусском языке, с тем, чего нет в России, и для меня это близко и понятно.
- А какие фестивали проводит «БМА»?
- Из последних - «Дударский фест» и «Грюнвальдский фест». На десятый «Дударский фест» появилась возможность привезти несколько групп, использующих волынку. В своих странах они лидеры этого направления: «Fidelius» (Германия), «Hedningarna» (Швеция) и «Open Folk» (Польша). В этом основное отличие юбилейного фестиваля. В программе был клубный концерт, концерты в Дудутках и ДК ветеранов, конференция «Сохранение дударской традиции на Востоке Европы». Появляются и новые группы - «Кашлаты вох», например. Люди приходят.
- И может родиться еще одна «Троица» или «Стары Ольса»?
- Они уже появляются. Музыканты из «Старога Ольсы» работают в собственных проектах - «Литвин тролль» (Андрей Апанович), «^х кола» (Алесь Чумаков), своя группа у их бывшей флейтистки Оксаны Костян.
Можно говорить об открытии в случае с группой «Рокаш» - у них уникальная музыка, и альбом они выпустили. Я-то их знаю давно, но для многих они открытие. Хотя люди у нас не знают не то что «Рокаш», но и «NRM» c «Крам- бамбулей». Для большинства они остаются неизвестными. Если бы на радиостанциях было не 75, а хотя бы 25%, но песен на белорусском языке, в этом законе было бы больше смысла. Откуда еще люди могут узнать о белорусской музыке? Была попытка провести в Минске фестиваль «Bela Music» - но только один раз, и ее уже не повторяли. У нас очень сложно провести такую акцию: нужно слишком много согласований, и каждое чего-то стоит. Кроме того, во всем мире основным спонсором подобных фестивалей выступают пивные компании. У нас они не могут ни рекламировать себя, ни продавать свою продукцию. Кто-то берется, но после первого раза руки опускаются. Может, это и правильно: у нас нет достаточной культуры поведения. С другой стороны, чтобы она появилась, люди должны этому учиться. Со временем культура появится. Сколько раз мы проводили фестивали на Украине, в Польше - люди пьют пиво, и ничего криминального не происходит.
- Будем считать, что хорошие идеи все же пробиваются. И спрос на них есть.
- Надо, чтобы публика могла придти на концерт не полуподпольно - со страхом, что выступление запретят, а спокойно. Музыка должна нравиться, но сначала ее надо где-то услышать. Не каждый слушатель пойдет в маленький клубный подвал - кроме фанатов, которые, конечно, пойдут в любое место.
Чтобы что-то изменилось, нужно, чтобы государство законодательно упростило правила организации концертов. Чтобы разрешило спонсорам помогать музыкантам. Ну и, конечно, надо поддерживать собственную культуру, как это происходит в европейских странах.
Беседовала Любовь ГАВРИЛЮК