Петр Вайль в книге «Гений места» охарактеризовал связь человека с местом его обитания так: «...загадочна, но очевидна». И еще так: «...несомненна, но таинственна». «На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность», - уверен писатель. Что ж, если место обитания и творчества оказывает огромное влияние на писателей, поэтов, художников и скульпторов, то уж фотографы, рассматривающие окружающую их действительность как материал, объекты съемки, наверняка находятся с этим неуловимым божеством древних - гением места - в особых отношениях. Пожалуй, у каждого фотографа есть любимые места, куда хочется приходить (приезжать) с фотоаппаратом и штативом снова и снова. У минского фотографа Елены Шалимо таким местом притяжения три года назад стал белоснежный костел Сердца Иисуса в деревне Слободка на Браславщине.
Началось все с того, что коренная минчанка Елена Шалимо купила домик в деревне. Не в самой Слободке, а в крохотном селе по соседству. Браславщина ее очаровала, стала отдушиной, райским уголком, куда можно было в любой момент рвануть из суетного города. Однажды соседи рассказали, что в костеле в Слободке будет проходить праздник прихода.
- Это было что-то необычное для меня и потому интересное. Я захватила фотоаппарат, надеясь сделать пару кадров. Но то, что я испытала, было похоже на настоящий шок - в положительном смысле. Люди вокруг были нарядные, доброжелательные... Происходило что-то непривычное, и мне постоянно хотелось отвлечься от фотоаппарата. Во время службы у католиков есть необычный ритуал: по призыву ксендза люди смотрят друг другу в глаза, желают спокойствия, жмут руки и улыбаются. Ты смотришь прямо в глаза своему совершенно тебе не знакомому соседу по скамейке и чувствуешь, что он улыбается тебе совершенно искренне. И вот я, с моим атеистическим воспитанием, с представлением о религии как о своеобразном бизнесе, «опиуме для народа», вдруг заинтересовалась католичеством.
Фотографии Елены Шалимо - редкая возможность заглянуть за фасад, дверь в другой мир, которая неожиданно оказалась открыта. Все, кому доводилось путешествовать по Беларуси, знают, как редко случается попасть в деревенский храм, чтобы увидеть его внутреннее убранство. В отличие от столичных костелов и церквей, деревенские храмы открываются лишь во время служб, а в другое время путешественник рискует наткнуться на запертую дверь. Все, что ты можешь сделать, - любоваться фасадом. Белорусские храмы - явно не туристические объекты.
Елена снимает во время службы - делает портреты, в том числе детские, ловит объективом какие- то трогательные моменты. Первая выставка фотографа, посвященная костелу, называлась «Притяжение». Она прошла в декабре 2009 года в фотоклубе «Мiнск». У второй, представленной в самом костеле в июле 2010 года, не менее говорящее название – «Свята анёлаў». Она была
посвящена торжественному моменту в жизни юных прихожан – первой святой комунии. Лица детей, светлые и одухотворенные, в самом деле напоминают лики ангелов. Елена Шалимо – прекрасный портретист, при этом ее отношение к портретной съемке остается очень непростым, противоречивым:
– Я часто прихожу к мысли, что поднять фотоаппарат на человека – это как навести на него прицел. Ты вторгаешься в чужое личное пространство, в чужую жизнь. Лезешь в душу. Я сама с детства – из-за того что дед был фотографом - не люблю фотографироваться. И прекрасно понимаю чувство отторжения того человека, которого фотографирую. Почему он должен доброжелательно к тебе относиться? Почему он не имеет права отказываться от съемки? Некоторых фотографов это нежелание фотографироваться ужасно возмущает, а я его прекрасно понимаю. Но в последнее время у меня получается расположить людей к себе, вызвать доверие. Раньше я испытывала какое-то стеснение, но потом внутри что-то изменилось. Я для себя решила, что иду в этот храм к людям с добром. И люди мне верят.
- Чем вас привлекает этот другой мир?
- Там есть какое-то спокойствие, равновесие. И всегда, попадая в костел, я думаю вот о чем: эти люди, их родители, родители их родителей приходили сюда. А сегодня они ведут в храм своих детей, внуков.
Традиция, от которой мы ушли, отказались в нашем непонятном мире. А с другой стороны, у них там особо некуда пойти. Да, на Браславщине сама природа - храм. Там очень красиво! Но местные жители из-за беспросветной работы не замечают этой красоты, им некогда разогнуться, чтобы восхититься красотой природы. Вот я фотографирую туман, идет мимо молодой мужик - очень хороший, трудолюбивый человек, все умеет делать и никакой работы не боится. Но он пришел с основной работы, потом косил, а теперь ведет коня домой. Мы поздоровались, и я говорю: «Красиво тут у вас!» А он остановился, посмотрел, пожал плечами: «Обычно.» - и пошел дальше. Молодой мужик, еще сорока нет. Им не хватает на это времени. Для того чтобы заниматься искусством, что- то создавать и передавать другому, нужно остановиться, оглядеться хотя бы. А когда привыкаешь, глаз «замыливается», как говорят фотографы.
- Мы живем в век скорости. Все надо сделать быстро, выполнить все, что запланировано, в срок. У фотографа свой план, он часто действует по принципу «пришел, увидел, победил». Кто-то просто не может позволить себе дожидаться определенного времени, освещения. А вы возвращаетесь в Слободку снова и снова. Такой подход себя оправдывает, он больше дает, чем наскок?
- Безусловно. Но фотография - такое искусство, в котором ярко присутствует элемент везения. Ты можешь все время жить возле объекта съемки, знать наизусть все точки, все самые выигрышные ракурсы, но в какой-то момент приедет человек - и попадет сюда вовремя. У меня в серии есть такой кадр: костел на фоне грозовой тучи. Первый солнечный луч, выглянувший из-за тучи, так выигрышно обрисовал костел! И выглянула радуга! Это то, о чем все мечтают, - удача фотографа. Так повезти может любому человеку, не обязательно профессиональному фотографу. Сейчас любой человек - фотограф: главное, оказаться в нужное время в нужном месте. И всё! Сработал элемент везения. Хотя. когда человек занимается этим долгие годы, у него вырабатывается чутье. В тот раз мне повезло снять два удачных кадра. Знаете почему? Потому что мы были на машине. Выехали на Масковичи и увидели эту тучу над костелом через озеро - там уже была радуга. Мы тут же прыгнули в машину и поехали к Слободке. Приехали как раз в тот момент, когда эта грозовая туча только-только отошла, выскользнул первый луч - и чуть дальше проявилась радуга. В это время, летом, фотографов в тех местах тьма-тьмущая. Они там живут, стараются ходить пешком - не всё же можно увидеть вблизи от автомобильных дорог, ездить на велосипеде. И вот мы мчались на машине за удачным кадром и видели парня из нашей тусовки - он был на велосипеде, но не успел запечатлеть этот солнечный луч и радугу. Хотя прекрасно видел, что происходит, ощущал эту ускользающую возможность сделать отличные кадры с грозовым небом.
- Почему местом притяжения стал именно костел в Слободке? На Браславщине много красивых храмов.
- Мне кажется, этот костел - место притяжения для всех жителей Слободки и окрестных деревень, даже независимо от вероисповедания. Я почему-то уверена, что я там не единственная, кто не принадлежит к католической вере. Слободка - большая деревня, в которой живут и православные, и староверы - на Браславщине вообще очень много староверов. Но других храмов здесь нет. Я очень благодарна тому человеку, который задумал построить костел именно в этом месте и развернуть в таком направлении. Место возведения выбрано просто идеально. Такое редко случается. Тот же костел в Видзах, где я сейчас часто бываю, расположен в фотографическом смысле ну совсем неудачно. А застройка, которая проводилась уже в советское время, очевидно, специально планировалась таким образом, чтобы прикрыть, замаскировать это грандиозное сооружение. Так что сейчас непонятно, откуда его фотографировать, чтобы он смотрелся эффектно. Костел в Слободке фасадом обращен к западу, и ты знаешь точно, что наступит момент, когда этот фасад будет шикарно освещен заходящим солнцем.
- Ваша серия - черно-белая. Это для вас принципиальный момент?
- Это было продиктовано условиями съемки. Внутреннее убранство костела в Слободке совершенно уникальное. Там очень тяжело фотографировать, потому что фон очень активный, яркие росписи на стенах, колоннах. Если оставить фотографии в цвете, то люди, основной объект съемки, на этом фоне совершенно потеряются. У этих росписей, сделанных в 70-е годы, интересная история. Слободка всегда привлекала художников своими красотами и пейзажами, и местный ксендз обратился к этим художникам, чтобы они помогли расписать костел. Художники откликнулись на этот призыв и расписали стены на библейские сюжеты, а ангелов писали с местных пяти-шестилетних детей. Так что сегодня в Слободке можно встретить выросших «ангелов» - им всем уже за сорок, но они с удовольствием показывают себя и своих соседей на росписях.
Беседовала Людмила ДРИК, фото Елены ШАЛИМО
История храма
Костел в Слободке - относительно молодой памятник архитектуры: он был построен в неороманском стиле в 1903 году. Но история его строительства изобилует любопытными деталями, которые делают эту святыню очень привлекательной в глазах путешественников и краеведов. Очевидцы рассказывали, что для подъема кирпичей наверх - для строительства двух башен - были построены помосты, по которым подвозили грузы. По замыслу строителей, грузы наверх должны были поднимать лошади. Но бедные животные так панически боялись высоты, что работы оказались под угрозой срыва. Пришлось на какое-то время отвлечься от возведения костела и заняться... дрессировкой: поначалу лошадок учили поднимать наверх пустые телеги, а когда они понемногу привыкли к высоте, в телеги начали загружать кирпич и другие строительные материалы. Строительством костела занимались местные жители, и все пышное внутреннее убранство - заслуга местных мастеров, имена которых в Слободке помнят до сих пор. Изящная пышная резьба, украшающая алтарь, - работа пана Яроцкого. Часовенку на католическом кладбище построил пан Витковский, он же возводил каменные стены храма. Дверь святыни украшена необыкновенно замысловатой оковкой, которая уже в наши дни признана памятником кузнечного ремесла, а выковал это чудо кузнец пан Петкун.
Нынешний ксендз костела - Сергей Суринович, белорусский поэт, известный под псевдонимом Яуген Бартнщкк Сергей Суринович родился в 1976 г. в Ивьевском районе в семье учителя. С 1993 г. учился в Гродненской духовной семинарии, с 1997 г. - в Петербургской духовной семинарии, которую закончил в 2000 г. В 1999-2000 гг. редактировал газету «Krynica» Товарищества белорусов в Санкт-Петербурге. Остался в России, преподавал белорусский язык в Пермском государственном педуниверситете. Защитил работу по теологии в Папском Латеранском университете в Риме, магистр теологии. Теперь настоятель прихода Святого Духа. Как поэт дебютировал мистерией для детей «Батлейка» («Дыялог», 1998). Автор сборников поэзии «Летуценшк» (1999), «Пашканне» (2000). Его стихи публиковались в журналах «Дыялог», «Беларусь», в газетах «Наша слова», «Голас Радзiмы», «Царква».