https://www.traditionrolex.com/8
<p>Пожалуй, у каждого фотографа есть любимые места, куда хочется приходить (приезжать) с фотоаппаратом и штативом снова и снова. У минского фотографа Елены Шалимо таким местом притяжения три года назад стал белоснежный костел Сердца Иисуса в деревне Слободка на Браславщине.</p>

Петр Вайль в книге «Гений места» охарактеризовал связь человека с местом его обитания так: «…загадочна, но очевидна». И еще так: «…несомненна, но таинственна». «На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность», – уверен писатель. Что ж, если место обитания и творчества оказывает огромное влияние на писателей, поэтов, художников и скульпторов, то уж фотографы, рассматривающие окружающую их действительность как материал, объекты съемки, наверняка находятся с этим неуловимым божеством древних – гением места – в особых отношениях. Пожалуй, у каждого фотографа есть любимые места, куда хочется приходить (приезжать) с фотоаппаратом и штативом снова и снова. У минского фотографа Елены Шалимо таким местом притяжения три года назад стал белоснежный костел Сердца Иисуса в деревне Слободка на Браславщине.

Началось все с того, что коренная минчанка Елена Шалимо купила домик в деревне. Не в самой Слободке, а в крохотном селе по соседству. Браславщина ее очаровала, стала отдушиной, райским уголком, куда можно было в любой момент рвануть из суетного города. Однажды соседи рассказали, что в костеле в Слободке будет проходить праздник прихода.

– Это было что-то необычное для меня и потому интересное. Я захватила фотоаппарат, надеясь сделать пару кадров. Но то, что я испытала, было похоже на настоящий шок – в положительном смысле. Люди вокруг были нарядные, доброжелательные… Происходило что-то непривычное, и мне постоянно хотелось отвлечься от фотоаппарата. Во время службы у католиков есть необычный ритуал: по призыву ксендза люди смотрят друг другу в глаза, желают спокойствия, жмут руки и улыбаются. Ты смотришь прямо в глаза своему совершенно тебе не знакомому соседу по скамейке и чувствуешь, что он улыбается тебе совершенно искренне. И вот я, с моим атеистическим воспитанием, с представлением о религии как о своеобразном бизнесе, «опиуме для народа», вдруг заинтересовалась католичеством.

Фотографии Елены Шалимо – редкая возможность заглянуть за фасад, дверь в другой мир, которая неожиданно оказалась открыта. Все, кому доводилось путешествовать по Беларуси, знают, как редко случается попасть в деревенский храм, чтобы увидеть его внутреннее убранство. В отличие от столичных костелов и церквей, деревенские храмы открываются лишь во время служб, а в другое время путешественник рискует наткнуться на запертую дверь. Все, что ты можешь сделать, – любоваться фасадом. Белорусские храмы – явно не туристические объекты.

Елена снимает во время службы – делает портреты, в том числе детские, ловит объективом какие-то трогательные моменты. Первая выставка фотографа, посвященная костелу, называлась «Притяжение». Она прошла в декабре 2009 года в фотоклубе «Мiнск». У второй, представленной в самом костеле в июле 2010 года, не менее говорящее название – «Свята анёлаў». Она была посвящена торжественному моменту в жизни юных прихожан – первой святой комунии. Лица детей, светлые и одухотворенные, в самом деле напоминают лики ангелов. Елена Шалимо – прекрасный портретист, при этом ее отношение к портретной съемке остается очень непростым, противоречивым:

– Я часто прихожу к мысли, что поднять фотоаппарат на человека – это как навести на него прицел. Ты вторгаешься в чужое личное пространство, в чужую жизнь. Лезешь в душу. Я сама с детства – из-за того что дед был фотографом – не люблю фотографироваться. И прекрасно понимаю чувство отторжения того человека, которого фотографируешь. Почему он должен доброжелательно к тебе относиться? Почему он не имеет права отказываться от съемки? Некоторых фотографов это нежелание фотографироваться ужасно возмущает, а я его прекрасно понимаю. Но в последнее время у меня получается расположить людей к себе, вызвать доверие. Раньше я испытывала какое-то стеснение, но потом внутри что-то изменилось. Я для себя решила, что иду в этот храм к людям с добром. И люди мне верят.

Беседовала Людмила ДРИК

Продолжение истории - в свежем номере газеты «Туризм и отдых», который выйдет в четверг 2 июня.

https://www.traditionrolex.com/8