О том, как изменился туризм и турист за последние 28 лет, какую политику следует проводить компании, чтобы оставаться конкурентоспособной, и чего можно ждать от активного сезона, корреспондент газеты «Туризм и отдых» беседует с начальником управления по туроператорской и турагентской деятельности компании «Топ-Тур» Светланой ГАЛИНОВСКОЙ.
- Светлана Ивановна, с чего начиналась ваша карьера в туризме?
- Я родилась в шахтерском городке Стаханове на Украине, где Алексей Стаханов установил свой знаменитый рекорд. В нашей школе работал Музей шахтерской славы, рассказывающий о появлении первых рудников, о возникновении города, годах Второй мировой войны и послевоенном восстановлении города. Я вместе с другими учениками работала в школьном музее: собирала материалы, проводила экскурсии - и к десятому классу четко знала, что хочу стать экскурсоводом. Когда я стала посылать запросы в институты Советского Союза, оказалось, что только в шести вузах готовят экскурсоводов: в частности, в Минске на географическом факультете БГУ есть специализация «Краеведение и методика организации туристской экскурсионной работы». Нам повезло с преподавателями - в то время лекции читали профессора Иван Пирожник, Владимир Зайцев, Тамара Федорцова. Учиться было интересно, а практику мы проходили по всему Союзу. По распределению я попала экскурсоводом в «Минсктурист» - это была одна из сильнейших школ экскурсоведения в бывшем Советском Союзе. В этой организации я проработала десять лет, а потом наступила перестройка. Отголоски тяжелого времени экскурсоводы, в отличие от других профессий, почувствовали первыми, когда к нам перестали приезжать организованные группы по линии профсоюзов. Еще за год нас предупредили, чтобы мы искали новую работу. В то время началось создание коммерческих туристических компаний. Я понимала, что останусь в туризме, но уже не в качестве экскурсовода. Первое время работала сопровождающей туристических групп, сменила несколько фирм, а в 1999 году пришла в компанию «Топ-Тур».
- Как складывалась работа в компании?
- Компания «Топ-Тур» всегда предлагала широкий спектр туристических услуг. Вначале я работала руководителем туристических групп, потом менеджером по продажам, учась как у опытных сотрудников, так и у молодых и активных менеджеров. Со временем я стала начальником туроператорского отдела, который формирует все программы компании. Конечно, за эти годы изменились и технологии в туризме, и методика работы. Туризм стал совершенно другим. Я уже 28 лет работаю в отрасли, и никогда не собиралась менять ее на другую. Единственное - всегда ловлю себя на мысли, что хотелось быть экскурсоводом. Было жалко расставаться с этой профессией. Сейчас ситуация в этой сфере печальная - обидно, что мы потеряли самое лучшее, ведь белорусская школа экскурсоводов была одной из ведущих в Советском Союзе. Школы сохранились в России, в Прибалтике, а у нас - нет.
- Будучи начальником туристического управления, скажите, какую политику сегодня следует выстраивать компании, чтобы быть конкурентоспособной?
- Сориентироваться в сегодняшней ситуации владельцу компании иногда очень сложно. Общую стратегию развития проще разрабатывать сообща, начиная от владельца компании Ивана Чуры вместе с коллективом единомышленников, маркетинговым и операторским отделами, которые будут отслеживать новые направления работы, оценивать их целесообразность и продвигать на туристическом рынке. Концепцией компании «Топ-Тур» всегда было расширение сферы услуг, начиная от покупки билетов на культурно-развлекательные события на сервисе ticketpro и заканчивая сложными комбинированными индивидуальными турами. На белорусском рынке можно выделить компании, которые больше специализируются на автобусных турах, занимаются только авиа или продают программы крупных туроператоров. Философия нашей компании, построена несколько иначе, учитывая нестабильность рынка и туристической отрасли в целом, которая зависит от многих форс-мажорных обстоятельств. Владелец компании принял правильное решение - мы должны уметь продавать все. И на сегодняшний день компания «Топ-Тур» занимается продажей собственных чартерных программ: это Кушадасы, блоки мест на Крит, Родос, Кос, в Болгарию, Хорватию, Грецию, Черногорию. Мы продаем операторские туры, в том числе с вылетами из Киева и Москвы, при этом учитываем и географию компании, ведь наши филиалы находятся в городах от Бреста до Могилева. У нас свой автопарк, позволяющий предлагать собственные автобусные туры, и, безусловно, мы предлагаем отдых в Беларуси: санатории, базы отдыха, экскурсии, прием иностранных туристов. В последнее время мы уделяем внимание и медицинскому туризму. Нашим менеджерам сложно работать, поскольку они должны знать все - это более 60 пакетов программ автобусных туров, чартерные программы, продукт российских и украинских операторов, белорусская санаторная база. Конечно, когда компания специализируется на чем-то одном - работать проще.
- Зато риск больше...
- Финансовая ситуация затронула все сферы услуг, и туризм не остался в стороне. Сейчас компании как никогда рассчитывают на мастерство и профессионализм менеджеров, которые умеют продавать все. И преимущество состоит в том, что компания «Топ-Тур» имеет свою валютную лицензию. Мы много времени уделяем подготовке молодых специалистов. У нас сейчас проходят практику ребята из разных вузов. С ними интересно общаться, искать общие точки соприкосновения, сравнивать уровень подготовки. К сожалению, могу смело отметить, что раньше подготовка кадров была сильнее, нежели сегодня. Если у нас возникают вопросы по трудоустройству, то практикантов мы берем на работу. Но перед этим они сдают два этапа тестирования - устное собеседование и проверка знаний по программе «Мастер-Тур», с которой работает наша компания. Недавно маркетинговый отдел нашей компании ввел такое новшество - каждую неделю мы определяем лучший офис продаж и лучшего менеджера продаж. Ведь именно продажи говорят о профессионализме: все работают в равных условиях, но результат при этом разный. В конце рабочей недели лучший сотрудник получает корзину фруктов или сладостей, а в конце сезона по итогам продаж ему начисляются приятные бонусы.
Можно создавать и продвигать что угодно, но если менеджеры не могут продать продукт, смысла в нем нет. Не буду отрицать, что в нынешнее трудное время продажи сократились - тем не менее они есть. И во многом благодаря работе менеджеров.
- Кстати, о продукте. Какие к нему сейчас требования?
- В свое время популярность шоп-туров в Польшу, Турцию, ОАЭ, Россию и Украину резко упала. Нашим клиентам стало более интересно посмотреть саму страну, а не товар в ней. Поэтому стали создаваться авиапрограммы, чтобы время отпуска максимально посвятить отдыху. Параллельно, но не в таком большом количестве, мы создавали автобусные экскурсионные туры. Сегодня мы замечаем, что турист во многом изменился. Сработали новые технологии, интернет, которые дают туристу много дополнительной информации. Если раньше 90% туристов мало знали о стране следования, об отельной базе на отдыхе, то за последнее десятилетие информационный бум изменил клиента. Сегодня в офис он приходит подготовленный, и если менеджер затрудняется ответить, галечный пляж у отеля или песчаный, то может выбрать другую компанию. Поэтому важно иметь в штате профессиональных менеджеров, которые смогут ответить на любой вопрос клиента. Более того, турист стал более требовательным, ожидая от путешествия удобств и комфорта.
- С учетом того, что изменился турист, изменилась ли специфика рекламных туров?
- Безусловно, мы стали больше внимания уделять подробностям инфраструктуры, которые могут заинтересовать нашего клиента. На протяжении многих лет наша компания организует для своих менеджеров и турагентов рекламные туры, чтобы они видели продукт, который им предстоит продать. Если речь идет об авиатурах, то нужно хорошо знать отели, с которыми мы работаем. На прошлой неделе, например, закончился рекламный тур в Кушадасы. Поскольку это одно из стратегических направлений компании «Топ-Тур», то все менеджеры обязаны знать всю отельную базу Кушадасов и Турции в целом. В этом году новинкой тура стало посещение Коса и Родоса - менеджеры увидели и острова Греции. Были отдельные рекламники в Болгарию, Грецию. Когда крупные российские операторы организовывают рекламные туры, мы также стараемся отправить своих менеджеров, чтобы они знали отельную базу наших коллег по бизнесу, поскольку мы их тоже продаем. Мы организуем автобусные туры рекламного плана для менеджеров и турагентов, чтобы они видели технологию организации подобных туров. Здесь есть своя специфика. Если в авиатуре важны перелет, трансфер, курорт и отель, то автобусный - это калейдоскоп городов на маршруте, туристы меняют несколько отелей, у них насыщенная экскурсионная программа. При этом должно хватить времени на все - при разумном сочетании познавательных целей и отдыха. Иногда объяснить это, сидя в кабинете, сложно. А когда знаешь суть дела изнутри, тогда легче работать с клиентом.
- Какой вид отдыха в нынешнем нелегком сезоне может стать приоритетным?
- Сегодня независимо от того, бюджетный ли это автобусный или дорогой авиатур, все сводится к курсу доллара или евро, который меняется каждый день. Одна категория туристов останется, поскольку у них есть достаточно накоплений, и отказать себе и своим детям в отдыхе они не захотят. А другие - подумают, стоит ли тратить деньги на отдых в сложившейся ситуации или же сделать паузу. Сегодня, если это еще возможно, турфирмы пойдут на сокращение блоков мест, будут объединяться, чтобы не сорвать отпуск тем, кто его уже оплатил. А пока анализ рынка показывает, что лидеры продаж сезона 2011 года - Турция, Греция, Болгария.
- Отдых в Беларуси также не может стать альтернативой.
- Более того, наши санатории и базы отдыха заполнены и проданы начиная с февраля. К весенней выставке мест в санаториях уже практически не было. У нас большой блок мест в белорусских санаториях и на оздоровительных базах, но все они уже загружены до сентября. Санаториям тоже надо выполнять план по загрузке, поэтому они самостоятельно активизируют продажи и выходят не только на белорусские турфирмы, но и на российский рынок, который может обеспечить им поток туристов не только в сезон, но и в межсезонье, которое длится намного дольше.
В любой ситуации всегда есть выход, он будет найден и в сезоне 2011 года.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ