О том, как изменился туризм и турист за последние 28 лет, какую политику следует проводить компании, чтобы оставаться конкурентоспособной, и чего можно ждать от активного сезона, корреспондент газеты «Туризм и отдых» беседует с начальником управления по туроператорской и турагентской деятельности компании «Топ-Тур» Светланой ГАЛИНОВСКОЙ.
– Светлана Ивановна, с чего начиналась ваша карьера в туризме?
– Я родилась в шахтерском городке Стаханове на Украине, где Алексей Стаханов установил свой знаменитый рекорд. В нашей школе работал Музей шахтерской славы, рассказывающий о появлении первых рудников, о возникновении города, годах Второй мировой войны и послевоенном восстановлении города. Я вместе с другими учениками работала в школьном музее: собирала материалы, проводила экскурсии – и к десятому классу четко знала, что хочу стать экскурсоводом. Когда я стала посылать запросы в институты Советского Союза, оказалось, что только в шести вузах готовят экскурсоводов: в частности, в Минске на географическом факультете БГУ есть специализация «Краеведение и методика организации туристской экскурсионной работы». Нам повезло с преподавателями – в то время лекции читали профессора Иван Пирожник, Владимир Зайцев, Тамара Федорцова. Учиться было интересно, а практику мы проходили по всему Союзу. По распределению я попала экскурсоводом в «Минсктурист» – это была одна из сильнейших школ экскурсоведения в бывшем Советском Союзе. В этой организации я проработала десять лет, а потом наступила перестройка. Отголоски тяжелого времени экскурсоводы, в отличие от других профессий, почувствовали первыми, когда к нам перестали приезжать организованные группы по линии профсоюзов. Еще за год нас предупредили, чтобы мы искали новую работу. В то время началось создание коммерческих туристических компаний. Я понимала, что останусь в туризме, но уже не в качестве экскурсовода. Первое время работала сопровождающей туристических групп, сменила несколько фирм, а в 1999 году пришла в компанию «Топ-Тур».
– Как складывалась работа в компании?
– Компания «Топ-Тур» всегда предлагала широкий спектр туристических услуг. Вначале я работала руководителем туристических групп, потом менеджером по продажам, учась как у опытных сотрудников, так и у молодых и активных менеджеров. Со временем я стала начальником туроператорского отдела, который формирует все программы компании. Конечно, за эти годы изменились и технологии в туризме, и методика работы. Туризм стал совершенно другим. Я уже 28 лет работаю в отрасли, и никогда не собиралась менять ее на другую. Единственное – всегда ловлю себя на мысли, что хотелось быть экскурсоводом. Было жалко расставаться с этой профессией. Сейчас ситуация в этой сфере печальная – обидно, что мы потеряли самое лучшее, ведь белорусская школа экскурсоводов была одной из ведущих в Советском Союзе. Школы сохранились в России, в Прибалтике, а у нас – нет.
– Будучи начальником туристического управления, скажите, какую политику сегодня следует выстраивать компании, чтобы быть конкурентоспособной?
– Сориентироваться в сегодняшней ситуации владельцу компании иногда очень сложно. Общую стратегию развития проще разрабатывать сообща, начиная от владельца компании Чура И.И. вместе с коллективом единомышленников, маркетинговым и операторским отделами, которые будут отслеживать новые направления работы, оценивать их целесообразность и продвигать на туристическом рынке. Концепцией компании «Топ-Тур» всегда было расширение сферы услуг, начиная от покупки билетов на культурно-развлекательные события на сервисе ticketpro и заканчивая сложными комбинированными индивидуальными турами. На белорусском рынке можно выделить компании, которые больше специализируются на автобусных турах, занимаются только авиа или продают программы крупных туроператоров. Философия нашей компании, учитывая нестабильность рынка и туристической отрасли в целом, которая зависит от многих форс-мажорных обстоятельств, построена несколько иначе. Владелец компании принял правильное решение – мы должны уметь продавать все. И на сегодняшний день компания «Топ-Тур» занимается продажей собственных чартерных программ: это Кушадасы, блоки мест на Крит, Родос, Кос, в Болгарию, Хорватию, Грецию, Черногорию. Мы продаем операторские туры, в том числе с вылетами из Киева и Москвы, при этом учитываем и географию компании, ведь наши филиалы находятся в городах от Бреста до Могилева. У нас свой автопарк, позволяющий предлагать собственные автобусные туры, и, безусловно, мы предлагаем отдых в Беларуси: санатории, базы отдыха, экскурсии, прием иностранных туристов… В последнее время мы уделяем внимание и медицинскому туризму. Нашим менеджерам сложно работать, поскольку они должны знать все – это более 60 пакетов программ автобусных туров, чартерные программы, продукт российских и украинских операторов, белорусская санаторная база… Конечно, когда компания специализируется на чем-то одном – работать проще.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ
Продолжение интервью читайте в свежем номере газеты "Туризм и отдых", который выйдет 26 мая