К вопросу об изменении визовой политики для иностранных граждан и ее возможных последствиях для экспорта туристических услуг
Во вступившей с 1 января 2010 года в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь определена его особая статья – консульские сборы как один из налогов, взимаемый с иностранных граждан.
Настоящим нормативным актом установлены новые ставки оплаты за въездные визы для иностранных граждан, прибывающих в нашу страну, и, в частности, через Национальный аэропорт «Минск».
В связи с этим считаем целесообразным высказать проработанное в среде турбизнеса консолидированное мнение туристических организаций по данному вопросу.
Вопрос этот является весьма актуальным с точки зрения развития въездного туризма и увеличения объемов экспорта туристических и сопутствующих платных услуг с учетом требований выполнения и роста регулярно доводимых для туристических организаций плановых показателей по линии органов государственного управления и регулирования.
Полагаем, что увеличение стоимости виз для иностранных туристов нельзя отнести к конструктивным мерам с точки зрения формирования положительного имиджа страны в глазах иностранного гостя и подобные действия, явившиеся полнейшей неожиданностью для туристических организаций, привели на данном этапе к ряду конфликтных ситуаций и расторжению целого ряда январских договоренностей с иностранными партнерами на предмет ранее запланированных визитов туристов в Беларусь.
Не вызывает сомнения, что в дальнейшем это приведет к созданию дополнительных препон во въездном туризме.
Кроме того, в свете новых обстоятельств, у туристических компаний пропадает всякая мотивация участия и инвестирования средств в уже запланированные туристические выставки в Лондоне, Германии, Италии и других странах, где они на протяжении длительного времени осуществляли (на свой страх и риск с соответствующими материальными издержками) продвижение туристических возможностей Беларуси перед иностранным потребителем.
Также теряет смысл бремя издержек в улучшении турфирмами сервисного обслуживания, аренде и оборудовании техническими средствами офисных помещений, подготовке специалистов для малого контингента иностранных туристов, прибывающих в Национальный аэропорт «Минск».
Проблема уменьшения стоимости виз для наиболее развитых стран Евросоюза и стран Балтии неоднократно актуализировалась РСТО на протяжении последних лет с учетом опыта и мировых тенденций по сокращению материальных издержек в условиях экономической нестабильности, и соответствующие предложения были внесены в 2009 г. в правительство, Министерство иностранных дел, Министерство спорта и туризма, Министерство экономики, Министерство финансов.
В представленных предложениях речь шла о возможном снижении стоимости виз для иностранцев на определенный период в качестве эксперимента с соответствующим мониторингом процесса по линии заинтересованных министерств и ведомств.
Специалисты отечественного туризма и индустрии гостеприимства рассчитывали, что в конечном итоге это должно дать положительный эффект в увеличении количества туристических посещений Беларуси, а с учетом консолидированной взаимосвязи туризма и его мультипликативного воздействия на развитие других отраслей хозяйства привести к росту экспорта услуг в экономике в целом и тем самым нейтрализовать потери от снижения стоимости въездных виз.
Как свидетельствует международный опыт передовых в туристическом отношении стран, деньги на иностранцах зарабатываются совсем не с помощью консульских сборов, а только лишь путем диверсификации направлений в оказании разнообразных и качественных услуг и привлечением наибольшего количества гостей.
В качестве адекватных примеров таких действий на постсоветском пространстве может служить политика, проводимая в последнее время в отношении иностранных гостей в России, Украине, Молдове, что позволило им резко увеличить приток иностранных гостей.
На протяжении последних лет Министерством спорта и туризма была проведена определенная работа по координации и консолидации всех заинтересованных в развитии отечественного туризма, что способствовало формированию туристического имиджа Беларуси на международном уровне.
Поэтому столь внезапное изменение визовой политики в начале 2010 года явилось полной неожиданностью для многих и не вполне понятно практикам туризма в нашей стране и за рубежом.
Внесенные изменения не поддаются логическому осмыслению в условиях отсутствия какой-либо предварительной публичной аналитической информации в цифрах и фактах для обоснования предпринятых шагов и выпадают из контекста поручений Главы государства министерствам и ведомствам по максимальной либерализации в период мирового кризиса условий деятельности организаций и предприятий, решения первоочередных проблем в организации их экономической деятельности.
Официальное заявление направлено Главе Администрации Президента Республики Беларусь В.В.Макею, копии – в Министерство иностранных дел, Министерство по налогам и сборам, Министерство спорта и туризма, Министерство финансов, Министерство экономики.