В связи с кадровыми перестановками Национальное агентство по туризму будет до начала летнего сезона пребывать в состоянии реорганизации. О том, как в дальнейшем будет построена работа агентства, корреспонденту «ТиО» рассказал новый директор НАТ Вячеслав ЧЕРНОВ.
- Вячеслав Анатольевич, как складывались ваши отношения с туризмом до прихода в Национальное агентство?
- В 2000 году я окончил факультет международных отношений БГУ по специальности «Международное право». После непродолжительной работы в частной организации в 2002 году поступил на государственную службу в Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. В 2006-м получил вторую специальность «Государственное управление социальной сферой» в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Курировал вопросы законодательства о физической культуре и спорте, туризме, принимал непосредственное участие в его формировании. В процессе этой работы пришлось вникать в вопросы туристической отрасли, знакомиться с ее представителями. В 2007 году перешел на работу в Аппарат Совета Министров Республики Беларусь на должность заведующего отделом образования, спорта, по делам семьи и молодежи управления социально-культурной сферы, продолжая заниматься вопросами туризма. Другими словами, долгое время принимал участие в создании нормативной правовой базы и формировании государственной политики в сфере туризма. Теперь у меня появилась уникальная возможность изучить эти вопросы, а также результаты моего труда уже с практической стороны.
- До недавнего времени вы были сторонним наблюдателем работы Национального агентства. Как можете ее оценить?
- В последнее время этот вопрос обсуждался неоднократно. Конечно, определенное недовольство деятельностью агентства в туристической среде не оставалось незамеченным. Основу этого отношения я вижу в том, что в недалеком прошлом вопросы финансирования деятельности Агентства решались за счет средств, получаемых от субъектов туристической деятельности при проведении обязательных государственных процедур (продажа туристических ваучеров или обязательной сертификации туристических услуг). Вырученные средства направлялись на формирование имиджа Беларуси как страны, привлекательной для туристов, продвижение услуг наших организаций за рубеж, решение других государственно значимых задач. В то же время туристические организации не видели прямой отдачи от расходования этих средств, воспринимая их как дополнительные неоправданные издержки, причиной которых является Национальное агентство.
Именно ориентация на выполнение государственно значимых задач без учета конкретных интересов субъектов туристической индустрии республики, по моему мнению, и сыграла злую шутку с нашей организацией. Когда в ходе либерализации экономики государство посчитало возможным отказаться от указанных механизмов, проводя при этом жесткую бюджетную политику, непосредственно отразившуюся на объемах финансирования Национальной программы развития туризма на 2011-2015 годы, предприятие не смогло быстро переориентироваться, предложив новые, востребованные услуги, и попало в трудную ситуацию.
- Как вы планируете строить работу в дальнейшем, чтобы деятельность НАТ была более эффективной?
- С одной стороны, мы будем стараться сохранить весь накопленный коллективом предприятия опыт, с другой - предлагать новые и востребованные услуги. Востребованность и эффективность будут главными принципами нашей работы. Новый некоммерческий статус нашей организации позволяет нам в большей мере ориентироваться на потребности отрасли, иногда жертвуя сиюминутными коммерческими интересами.
На мой взгляд, участники туристического рынка должны лучше понимать, для чего и как работает агентство, и видеть конкретный результат, который отражается в том числе и на их доходах. Тогда имеющаяся ранее напряженность уйдет, и мы сможем вместе работать на достижение общего результата.
Хочу со страниц вашей газеты призвать всех участников рынка к сотрудничеству, причем это касается не только туристических организаций, но и гостиниц, экскурсоводов, субъектов агроэкотуризма и других его участников.
В настоящее время мы имеем богатый опыт в выставочной деятельности, создании и продвижении рекламной продукции, проводим добровольную сертификацию туристических услуг, подготовку руководителей туристических групп, экскурсоводов и гидов-переводчиков, а также их аттестацию, обеспечиваем ведение туристического портала belarustourism.by.
Ищем новые ниши, причем в первую очередь в сфере высоких технологий. Наш портал мы постараемся сделать самым посещаемым в Беларуси ресурсом в области туризма, центральной площадкой по поиску туристической информации, удобной и понятной не только нашим, но и иностранным туристам, причем на их родном языке. Будем раскручивать проект онлайн-бронирования услуг в сфере туризма, предлагая не только туры, но и санатории, гостиницы, услуги экскурсоводов, субъектов агроэкотуризма. За этим будущее.
Планируем развивать сеть туристических информационных центров, где туристу предложат полный бесплатный пакет продукции с исчерпывающим рассказом о Беларуси, а также ряд услуг за плату. Центры должны появиться как в Беларуси, так и за рубежом. При этом полагаю, что ранее мы слишком абстрактно рекламировали Беларусь. За рубежом не хватает именно прикладной информации - куда поехать, где остановиться, в чем поучаствовать, кто предоставляет те или иные услуги. Есть идея объединить работу наших центров и туристических компаний, чтобы турист не только узнавал о стране, но и получал возможность тут же в нее отправиться.
За годы работы агентства его сотрудниками накоплен значительный опыт, собран огромный архив материалов о стране, сейчас важно найти им практическое применение.
- Какое место в работе НАТ будет отведено выездному туризму?
- Пока государство не ставит своей целью поддержку импорта туристических услуг. Поэтому нас в большей степени будет заботить их качество и личная безопасность туриста. Мы будем пропагандировать добровольную сертификацию туристических услуг, выделяя организации, которые получили сертификат соответствия. Наличие сертификата - своеобразный знак качества, и в условиях отсутствия лицензирования это поможет туристу выбрать профессиональную и надежную компанию. Будем по-прежнему организовывать всевозможные семинары, мастер-классы, конференции. В поддержке по продвижению услуг зарубежных туроператоров наши компании едва ли нуждаются.
- Каким образом будете использовать предыдущий опыт в сфере туризма?
- Уверен, что опыт государственного служащего мне пригодится. Зачастую великолепные идеи не находят своего применения, потому что люди не знают, кто и как их может реализовать, не могут предложить конкретных механизмов их воплощения в жизнь, привести веские аргументы в защиту этих идей, причем не для них самих, а для должностных лиц, принимающих управленческие решения. В этом случае опыт работника Аппарата Совета Министров Республики Беларусь неоценим.
Безусловно, понадобится время, чтобы наладить контакты с представителями бизнеса, а взаимное сотрудничество начало приносить результаты. Постараемся быстрее пройти этот этап. К лету мы завершим процесс реорганизации, утвердим в Министерстве спорта и туризма программу мероприятий и будем двигаться по намеченному плану. В этом году мы уже приняли участие в выставках в Израиле, Москве, Минске, наш стенд в настоящее время находится в Новосибирске. Планируем участие в выставках в Варшаве и Лондоне, межгосударственной выставке, посвященной 20-летию СНГ в Москве, в минском осеннем «Турбизнесе». Все контакты и информация на сайте. Приглашаем к сотрудничеству. Что-то новое и максимально востребованное будем привносить в свою работу по мере сил и возможностей.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ