Анализ непростой текущей ситуации в тур- бизнесе и возможные сценарии развития событий обсуждают учредитель компании «Топ-Тур» Иван ЧУРА и редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК.
- Иван Иосифович, известно, что в связи с кризисом и недостатком валюты ситуация на туристическом рынке в настоящее время довольно сложная. Что сегодня происходит с продажами?
- Хочу подчеркнуть, что мы отслеживаем ситуацию буквально по дням. Если посмотреть на тенденции последнего месяца, то можно заметить, что небольшой толчок продажам дала выставка. Люди, подогретые обычным весенним ажиотажем, в понедельник после выставки пошли в туристические офисы за путевками. Анализ показал увеличение продаж в два раза. Но, откровенно говоря, этот импульс работал совсем непродолжительное время. Уже в последующие дни продажи стали падать. Конечно, люди хотят платить белорусскими рублями. Они желают «придержать» валюту. Это естественно, потому что на руках у населения в какой-то момент оказалась немалая рублевая масса, и народ попытался ею воспользоваться. Одни покупали сахар, другие - масло, третьи - путевки. Правда, основная масса белорусов, как выяснилось, предпочла покупать валюту. Откровенно говоря, нашу фирму пока спасает валютная лицензия. Но не лишней является и та определенная рублевая масса, которую мы получаем. Она необходима для жизнедеятельности компании - аренда, реклама, зарплата и так далее. Для нашей компании ситуация пока далека от фатальной. Но когда у клиентов закончится валюта, тогда наступит катастрофа для всего турбизнеса. Проблема прежде всего заключается в том, что по ходу сезона могут быть приостановлены чартерные программы с вылетом из Минска. Рухнут программы - рухнет рынок. Сейчас мы в заколдованном круге, из которого пока не видно выхода.
- На какую глубину проплачены чартеры?
- Предоплаты внесены приблизительно на треть глубины. То есть с уверенностью можно сказать, что 5-6 первых рейсов, например, турецкой чартерной программы состоятся. Что будет в дальнейшем? Поживем - увидим...
- Каким образом можно спрогнозировать ситуацию и возможно ли предпринять какие-то антикризисные шаги?
- Сегодня ничего нельзя предусмотреть и никак нельзя подстраховаться. Купить валюту сейчас нереально. Мы отправляем заявки в банк, но валюты нет. Если этот вопрос не решится, на туризме можно ставить крест. Когда этот момент наступит - определить невозможно. Все зависит от того, когда у людей закончится валюта. Если рухнут наши программы, тем туристам, которые все же захотят отправиться на отдых, придется лететь из Украины, России или Литвы. В таком случае последняя валюта «улетит» из страны.
В принципе, сейчас намечаются два пути развития ситуации. Оба, на мой взгляд, очень тревожные. Если конвертация по-прежнему будет невозможна, возникнет так называемый «черный нал»: деньги будут вывозиться из страны самими туристами, и за путевки клиенты будут платить напрямую партнерам. Второй вариант связан с приемом белорусских рублей. Сейчас каждая компания устанавливает свой курс, это не запрещено. Но какой курс ни установи - нет гарантии, что по этому курсу удастся купить валюту - через месяц или неделю. Это самое страшное. По сути, это бомба, которая может разорвать компанию на куски. Особенно это касается компаний с большими оборотами.
- Турбизнес, кажется, совсем притих. Весна не похожа на весну. Или все-таки какая-то деловая активность на рынке есть?
- В этом году притихли все. Первыми жертвами кризиса стали рекламные туры, фамтрипы. Если раньше мы объявляли о рекламнике - и за два дня группа укомплектовывалась, то сейчас везде есть свободные места. Рынок действительно притих, замер. На самом деле для бизнеса это страшно. Теряется время, а догонять всегда очень тяжело.
- Что говорят партнеры?
- Соседи - бизнесмены из Литвы, Латвии - шутят: мы будем брать бартером - отдыхать в ваших санаториях. А если серьезно, то все в недоумении и ничего не комментируют.
- Один из сегментов вашего бизнеса - это авиабилеты. Какова ситуация здесь?
- Представительства иностранных авиакомпаний прекратили принимать рубли. Поэтому сейчас мы в основном продаем билеты авиакомпании «Бел- авиа» и - по интерлайн-соглашениям с «Белавиа» - билеты других авиакомпаний. Вероятно, все пошли таким путем. В этом сегменте тоже большие проблемы. В целом непонятно, что происходит с бизнесом, чем это закончится и что нужно делать, чтобы защитить себя и своих сотрудников. Понятно только одно: нельзя накапливать рублевую массу - это бомба, которая разорвет бизнес. И «попадут» все - партнеры, сотрудники, клиенты.
- Какие направления этим летом могут быть в выигрыше?
- Если не будет валюты, «лягут» все направления. Можно говорить только о Беларуси, в частности о санаториях. Но они еще в феврале все уже выкуплены россиянами. Хотя. Не так уж много у нас санаториев, чтобы на них делать ставку. Все же можно выделить три направления, которые имеют шансы на успех (опять-таки - если будет валюта): Турция, Болгария и Греция. Любопытно, что на этот сезон запланировано увеличение объема турецких и греческих программ. Ведь когда планировались рейсы, учитывалась динамика прошлых лет и никто не знал, что возникнет острая нехватка валюты.
- Что показало раннее бронирование?
- В этом году оно показало настоящую катастрофу и открытый демпинг. Я об этом говорю абсолютно открыто. Я туроператор и знаю ценовую политику на направлениях. Разбежка в ценах на размещение может быть плюс-минус 1-2 доллара. Но когда на рынке появляются пакеты, где, отдав комиссию агенту, туроператор работает в ноль - это непонятно. То есть понятно, если оператор с помощью демпинга желает монополизировать рынок. Другой логики в таком поведении нет. Я бы понял, если бы речь шла о загрузке рейсов, если бы существовала опасность, что чартер не улетит, - в таком случае, бывает, работаешь и в убыток. Но зачем в январе на раннем бронировании отдавать пакеты с прибылью ноль? Чтобы набрать большую массу денег и положить их в банк под проценты?! Это не бизнес! Тем более по нынешним временам. В целом, если демпинг не обеспечен «золотым запасом», то есть своими деньгами, в конце концов ты можешь оказаться банкротом. С нетерпением жду, чем закончится наш белорусский демпинг.
- Какую тактику в последнее время выбирает крупный белорусский турбизнес?
- Многие компании уходят от рисков, отказываются от жестких блоков и, как следствие, постепенно превращаются в агентов. Возможно, в нынешней ситуации это разумная политика. Лучше не заработать, чем потерять.
- Основные деньги - в том числе и для того чтобы жить зимой - белорусские турфирмы зарабатывают летом и на массовых направлениях?
- На массовых направлениях мы зарабатываем только за счет объема. Профит на одном туристе невысокий, к тому же - большая конкуренция. Но на белорусском туристическом рынке существует сегмент, где практически нет конкуренции. Это автобусные туры. Здесь никто не пытается перетягивать одеяло на себя. Здесь нет гвалта и нездоровых амбиций. У каждого оператора есть «свой кусок», своя часть рынка, и можно спокойно работать. Нет этой постоянной гонки - в этом году у меня три автобуса на Чехию, в следующем поставлю десять, чтобы «выдавить» конкурентов. Все просчитано, рынок стабильный, туры востребованы, всегда уходят полные автобусы.
- Кстати, что сейчас происходит с автобусными турами?
- Вот они как раз продаются хорошо. Но ведь здесь и не требуется таких больших предоплат, как за самолеты. На данный момент в «портфеле» нашей компании 56 экскурсионных программ. Практически вся Европа. Есть «чистая» экскурсионка, есть экскурсионка с отдыхом, тематические туры и так далее. Но повторяю снова: не будет валюты - не будет ничего: ни экскурсионки, ни отдыха - ни-че-го!
- Иван Иосифович, вы владелец не только популярной турфирмы, но и известного кафе «Березка». Как в настоящее время выглядит общая концепция вашего бизнеса?
- Кухня, рестораны - одна из важнейших составляющих туризма. Поэтому у меня и моих турецких партнеров, которые имеют большой опыт работы в ресторанном бизнесе, приблизительно два года назад возникла идея: почему бы не открыть в Минске ресторан или кафе? Страна интересная, люди великолепные. Мы приняли участие в тендере, выиграли его и стали владельцами «Березки». Кстати, «Березка» - одно из самых первых заведений общественного питания в городе. Поэтому когда мы выиграли тендер, нам поставили ряд условий: нельзя менять название, нельзя делать глобальную перепланировку, нельзя убирать лепнину, колонны, люстры. Здание ведь историческое. В целом мы постарались сохранить атмосферу городского кафе - с определенными традициями, со своей аурой. Но, безусловно, отделка, начинка поменялись. Сейчас кафе выполняет двойную функцию. Это отличное городское кафе, расположенное в очень хорошем, пожалуй, знаковом месте города. И это очень удобное, высокого класса заведение для обслуживания туристских групп. Мы уже довольно активно вписались в туристические схемы белорусского турбизнеса. Обслуживали конференцию банкиров во Дворце профсоюзов, презентацию в латвийском посольстве, датский воркшоп. С географией нам повезло - мы находимся в самом центре города, в историческом месте, рядом парк, много бизнес-центров, удобно для туристических групп. Мы обслуживаем в «Березке» и своих экскурсантов, и экскурсионные группы коллег. У нас очень гибкая ценовая политика. Можем накормить на любую сумму, которая заложена в калькуляции. При этом качество гарантируем.
- Как организовано управление кафе и осуществляется контроль качества?
- На сегодняшний день управление полностью возложено на меня, поскольку остальные учредители находятся за пределами страны. Контроль тоже осуществляю сам. После окончания рабочего дня в «Топ-Туре» еду в «Березку» и нахожусь там с шести-семи вечера и до закрытия. Плюс выходные дни. Осваиваю экономику ресторанного дела, учусь понимать толк в кухне.
- Кстати, шеф-повар - белорус?
- Да. Хотя изначально у нас была идея сделать турецкую кухню. Во всяком случае, партнеры очень хотели этого. Но в конце концов мы отказались от этой идеи. Да, турецкая кухня весьма интересна и колоритна. Но массовым спросом она вряд ли будет пользоваться. Ведь у нас городское кафе. Мы не можем не пускать кого-то или рассчитывать только на определенный слой клиентов. Захотели люди выпить чашку кофе - пожалуйста. Захотели борщ, пельмени, драники, отбивную или пиццу - пожалуйста, у нас европейское меню с элементами белорусской кухни.
- Ресторан в Минске вообще может быть прибыльным?
- Отвечу так: ресторан не может быть неприбыльным. Если ресторан работает - значит, он прибыльный. Ведь бизнес не может вечно дотироваться. Бывают неудачные моменты, временные падения. Но постоянный ноль прибыли или убытки - это крах и гибель.
- Что, на ваш взгляд, главное в ресторанном бизнесе?
- Важны три момента. Во-первых - кухня, искусство шеф-повара. Во-вторых - месторасположение. В-третьих - сервис. В каком порядке расставить эти составляющие - вопрос приоритетов. Очень простая кафешка где-нибудь за кольцевой может пользоваться огромной популярностью, потому что там работает настоящий мастер по приготовлению шашлыков, - и люди едут на кусок мяса. А бывает наоборот: кухня никакая, зато место хорошее, центр, - можно жить за счет потока, вала клиентов. Кто-то делает ставку на сервис, на хорошую программу. Мне кажется, в «Березке» есть сочетание всех трех факторов. Во всяком случае, мы к этому стремимся.
- Вы получаете удовольствие от того, что занимаетесь подобной деятельностью?
- Конечно! Я каждый день узнаю что- то новое, я учусь, развиваю дело и развиваюсь сам. Это вечный процесс, и останавливаться тут нельзя. «Березка» - это не просто мое хобби, прихоть или развлечение, как, возможно, кто-то считает. Это полноценный бизнес. И я стараюсь поставить его на такие же прочные рельсы, на каких уже стоит «Топ-Тур».
- Логическое продолжение туристического и ресторанного бизнеса - отель?
- Попытка построить гостиницу была. Фирма «Топ-Тур» имеет землю на озере Большие Швакшты. Если экономика выздоровеет, мы вернемся к этому вопросу. Важно отметить, что ни одна белорусская туристическая компания не в состоянии на собственные средства построить гостиницу. Это огромные деньги, без инвесторов нам не обойтись.
- Иван Иосифович, какие желания остались нереализованными?
- Ох, непростой вопрос. Особенно учитывая текущую обстановку. На сегодняшний день хотелось бы только одного: чтобы все пришло в норму, чтобы исчезла та опасность, которая нависла над нами. Хочется проснуться и знать, что все будет в порядке. Чтобы можно было заниматься любимым делом, стремиться к большему. Сейчас нам нужна возможность просто заниматься своим делом.