https://www.traditionrolex.com/8
Найдена и готовится к показу ценнейшая коллекция белорусской фотографии начала ХХ века. О работе над архивом рассказывают минский коллекционер Дмитрий Серебрянников и известный белорусский фотограф Владимир Сутягин.

Найдена и готовится к показу ценнейшая коллекция белорусской фотографии начала ХХ века. О работе над архивом рассказывают минский коллекционер Дмитрий Серебрянников и известный белорусский фотограф Владимир Сутягин.

f3 – Примерно два года назад в Минском клубе коллекционеров появились фотографические негативы на стеклах, но на тот момент никто не проявил к ним интереса. За исключением коллекционера из Гродно Игоря Сурмачевского, у которого и осела часть негативов осела. В июне 2009 года несколько негативов предложил приобрести другой гродненский коллекционер Тадеуш Зеленский. Но и тогда было совершенно непонятно, что можно с ними сделать. И все же любопытство оказалось сильнее.

Заниматься архивом как коллекцией мы начали с первой партии из 15 негативов. И уже после этого появилась заинтересованность в том, чтобы покупать все, что возможно, из этого архива. Сейчас у нас собрано более 140 кадров.

Постепенно удалось не только очистить негативы (поцарапанные, грязные, с механическими повреждениями), но и отсканировать их. Потом нужно было хотя бы частично напечатать фотографии. Сделать это аутентично очень дорого и сложно по техническим причинам, но цифровая печать оказалась вполне приемлемой. Можно было начинать работу с Национальным историческим архивом Беларуси, где нам помог Владимир Николаевич Денисов. Предстояло установить и проверить имена фотографа, его моделей, уточнить места, где происходили события, их последовательность.

f1Кадр за кадром складывалась история семьи, главой которой был священник Павел Константинович Волынцевич. Он фотографировал своих близких более чем 25 лет. Первые снимки датируются 1900 годом и были сделаны в первом месте служения Павла Волынцевича, в местечке под названием Косута. Все дальнейшие события происходили в деревне Узмёны (теперь Витебская область, Миорский район). Здесь он служил в церкви Св. Николая, изредка и ненадолго выезжая в Вилейку и ближайшие деревни. Последние кадры сняты в Крево, Собакинцах, Шерешево и Волковыске (теперь Гродненская область), где Павел Волынцевич провел последние годы жизни.

Почему оказалось так интересно собирать этот архив, работать с негативами, печатать фотографии? Почему появилась идея подготовить выставку в Музее истории и культуры Беларуси? Потому что это и есть наша история, жизнь маленького прихода и самой церкви. Хотелось увидеть и показать историю православного священника, жизнь его семьи, которая стала частью общего духовного наследия.

Какой же была жизнь в Узменах в 1900–1925 годах? Фотокамера зафиксировала семейные праздники и строительство нового дома, отдых на реке, рождение сына, крестный ход – важнейшие события и будничные дела предстают перед нами такими, какими они были на самом деле. Несколько кадров сделаны на могиле отца, который умер в ноябре 1906 года; а прослужил в церкви, в этих же местах, 56 лет. Важной темой для Павла Константиновича была учеба сына Сергея – несколько кадров посвящены его урокам с учителем и с матерью. Большое внимание уделяет фотограф интерьеру старого и нового домов – и вслед за ним мы в подробностях рассматриваем мебель, фотоснимки и карту на стенах, икону, рояль, фикусы, книги, шахматы. Это дом интеллигентного человека, живущего в провинции, а в самих Узменах того времени было всего-то 4–5 домов…

f2 Вот уборка урожая моркови. Приезд в Берестовицы, к родителям. Первый снег. Лодки и плоты на Западной Двине, панорамные снимки реки, с деревенской «набережной» и скамеечкой, с усадьбой и храмом на другой стороне. И гости, большие семьи, видимо, соседей, родственники… Пикники частенько проходили в «парке» – так назывались в Узменах пять лип, на фоне которых сделано несколько групповых снимков. Интересно, что все портреты выполнены в очень спокойной манере, без парадности, видно, что снималось для себя, для семейной памяти…

Павел Волынцевич хоть и был любителем, но фотографировал много и негативы хранил. Вторая часть коллекции еще в работе: последние снимки относятся к 1930–1950-м годам и сделаны, вероятно, сыном Павла Константиновича или собраны им. Историю семьи удалось восстановить, и когда вся эта информация сложится в цельную картину, можно будет представать ее широкой публике. По словам специалиста Музея истории и культуры Беларуси Надежды Савченко, это единственная и крупнейшая коллекция такого рода, собранная не государственным архивом, а частным коллекционером. Ценность же белорусских фотографических снимков первой четверти ХХ века огромна и с годами будет только возрастать.

Записала Любовь Гаврилюк

https://www.traditionrolex.com/8