Рубрика «Кинопремьера» Олега ПАВЛОВА
Shelter, США, 2011, 112 мин., R. Реж. Манс Марлинд и Бьерн Стейн(«Шторм», «Другой мир - 4»); в рол.: Джулианна Мур (Кара Хардинг), Джонатан Риз-Мейерс (Дэвид/Эдам/Уэс- ли), Джеффри Деманн (д-р Хардинг), Фрэнсис Конрой (миссис Бернберг), Натан Кордри (Стивен), Бруклин Пру (Сэмми), Лоретта Хиггинс
Жанр. Мистический триллер по сценарию Майкла Куни («Идентификация»). Учитывая особенности жанра, постараюсь не разрушать основные интриги - лишь подвести к ним, представив персонажей и движущие мотивы событий.
Героиня. Опытный и активно практикующий психиатр Кара Хардинг, несомненно, увлечена своей деятельностью, хотя порой ей приходится трудно. Причем как по части сомнений научного характера, особенно в случаях с раздвоением личности, так и в морально-этическом плане, ведь нередко приходится иметь дело с гнусными персонами, а кого-то из них и сопровождать на казнь. Даже в таких ситуациях Кара переживает за пациентов, хотя в целом обладает поразительной выдержкой, что многократно подтверждается по ходу фильма. Впрочем, мы не знаем, сумела ли она контролировать эмоции 3 года назад, когда грабитель перерезал горло ее мужу. Причем с особым цинизмом - в момент, когда они умиротворенными возвращались с рождественской мессы. Но может быть, именно этот опыт позволяет Каре смотреть на странности пациентов свысока, заостряясь на диагнозе, а не на собственных эмоциях?
Психиатром она стала по примеру отца. Тот уже убелен сединами, но буквально горит на работе, а все непонятные случаи воспринимает с долей иронии и даже гордится тем, что именно в его клинике произошло подобное. Иногда доктор Хардинг зовет Кару, чтобы получить квалифицированную консультацию, ибо высоко ценит дочь как эксперта. Она не может отказать, хотя и понимает, что отрывает время от своей дочери. Сэмми - хорошая девочка, но, находясь под присмотром дяди Стивена, может позволить себе и режим нарушить, и «Ночь живых мертвецов» посмотреть. Так что Каре приходится спешить, разбираясь с проблемами Дэвида, поначалу кажущимися не слишком интересными...
Встреча с пациентом (пациентами). Молодого человека Дэвида, с выразительной, можно сказать - харизматичной внешностью, привозят на встречу с Карой в инвалидной коляске, ведь он уверен, что у него нет ноги, хотя это не так. Кара ведет себя уверенно, но без деспотичности, умело получает результаты по ряду тестов и уходит к отцу, который тайно наблюдает прием через односторонне прозрачную стену. Не успевает она высказать удивление, что ее привлекли по такому банальному поводу, как отец, сделав телефонный звонок, демонстрирует Каре, что все далеко не так просто. Происходит нечто откровенно пугающее, после чего она идет общаться с совсем другим человеком - Эдамом, пребывающим в том же теле. Причем на типичное раздвоение личности не похоже. Доктор Хардинг подливает масла в огонь, утверждая, что некоторые симптомы и вовсе не поддаются рациональному объяснению. Как следствие, будучи настоящим ученым, Кара увлекается всерьез.
Расследование. Данный фильм внешне похож на детектив, ведь Кара настойчиво ищет истоки заболевания Дэвида, разбираясь в его прошлом. И чуть ли не каждый ее шаг сопряжен или с опасностью, или с неприятными моментами. А уж сюрпризов и вовсе не сосчитать. Начиная с того, что в школьном альбоме Дэвид выглядит решительно иначе. Более того - он давно погиб, причем при столь ужасных обстоятельствах, что об этом сообщали все СМИ. Кара даже приглашает на встречу с очевидным псевдосыном маму Дэвида, надеясь, что это поможет его излечению. Но «очная ставка» дает совсем не те результаты, на которые рассчитывала доктор. Между тем события принимают все более пугающий оборот. Удивительным образом пациент начинает вмешиваться в личную жизнь Кары, а некоторые из персонажей начинают страдать от необычной болезни, быстро доводящей до кончины.
Вера. Чем дальше развиваются события ленты, тем больше в них места теме Бога. Однако не в связи с традиционной религией и ее штатными пастырями, а скорее в непосредственных контактах. Важно не соблюдение ритуалов, а наличие глубокой внутренней веры во Всевышнего. Привычная же маскировка с помощью универсальных фраз-заклинаний на этот раз не помогает. Совсем уж сложно приходится Сэмми, которая, будучи ребенком, осознанно не желает возлагать на Бога ответственность за лишение ее отца. Девочке проще считать, что Создателя попросту не существует. В контексте фильма такие убеждения становятся опасными и ведут к страшным последствиям. Правда, таким зрителям как я все равно трудно воспринимать происходящее на экране без иронии. Например, то, что душа человека - как жесткий диск компьютера, который можно разрушить физически или убить вирусами, предварительно скачав его содержимое для иного дальнейшего использования.
Horror. То, что «Убежище» - ужастик, становится понятно уже по вступительной музыке. В дальнейшем, не скатываясь к желанию напугать зрителя любой ценой, создатели фильма не отказывают себе в удовольствии включать в него разного рода эффектные визуальные мерзости. А то, что их относительно немного, добавляет веса каждой из подобных сцен. Тем более что выполнены они не только качественно, но и стильно. Могу предположить, что положительно сказалось то обстоятельство, что постановщики ленты - европейцы, точнее шведы. Отсюда и стремление в максимальной мере усложнить драматургию, всерьез запутав многих зрителей.
Прочая информация. Съемки проводились в Питтсбурге. Бюджет $22 млн. Рейтинг IMDb - 6/4980 голосов. **
Смотрите в кинотеатрах Минска с 21 апреля