Мария Филипович работала в туризме семь лет, занимая должность директора компании «Белинтурист». В 2010 году сменила работу, став консультантом отдела делопроизводства в Исполнительном комитете СНГ. В интервью корреспонденту «ТиО» Мария Ивановна рассказала, почему из туризма невозможно уйти, как выглядит белорусский турбизнес со стороны, как проходил двухдневный перелет в Колумбию и в чем романтика белорусского отдыха.
«Хочу, чтобы в Беларусь толпами ехали туристы»
– Мария Ивановна, как складывались ваши отношения с путешествиями? Когда вы стали активно путешествовать?
– Сейчас я могу сказать, что благодаря работе смогла увидеть мир. Мой приход в отрасль, которая профессионально занимается путешествиями, пожалуй, помнят многие. Будучи физиком по образованию, я, тем не менее, работала в Министерстве в контрольно-ревизионном отделе. А в 2003 году с легкой руки тогдашнего министра МСиТ пришла в «Белинтурист», которым руководила семь лет. Вначале было очень трудно – в компании за многие годы сложился коллектив, ни один директор не задерживался в своем кресле больше 3-4 лет, а я была новым человеком и мало понимала в туризме. В работе для меня было важно поднять пошатнувшийся имидж «Интуриста» и сделать компанию партнером ведущих туроператоров. Было много трудностей, но в то же время были путешествия, приобретался опыт. Моим первым деловым выездом стала командировка в Калининград, где проходил туристический воркшоп. В этом изумительном городе с множеством исторических мест я впервые увидела толпы японских и китайских туристов, которые шли за гидом с табличкой к могиле Канта. В Беларуси чаще бывает, что лишь небольшая группка заинтересованных людей выходит из автобуса, слушает экскурсовода и снова возвращается в автобус. Увиденное меня ошеломило, и я для себя решила, что постараюсь сделать все возможное, чтобы к нам туристы ехали такими же толпами.
– В 2010 году вы ушли из туризма. Продолжаете следить за событиями в отрасли?
– Как сказала моя хорошая подруга, которая работает в туристической компании, из туризма уйти невозможно. Даже если уходишь, через какое-то время непременно хочется вернуться. Сейчас я работаю консультантом по архиву отдела делопроизводства и контроля в Исполнительном комитете СНГ. Работа мне нравится. Я перебираю каждый документ, вписываю его в реестр, формирую папки. А за каждым документом стоят люди, и люди зачастую знакомые. Я вижу, чем жило и живет пространство СНГ, передо мной раскрывается история. Мне нравится, что в новой работе нет планов, статистики, отчетности. И когда происходит подорожание бензина на 30 рублей, ты спокойно спишь, не думая о том, чем завтра заправить автобусы, как выдать зарплату водителям и менеджерам по фирме. У меня нет этих проблем. Я не бываю так часто за рубежом, не езжу на туристические выставки, но слежу за развитием отрасли со стороны.
Безусловно, критиковать проще всего, но, к сожалению, проблемы, которые были в туризме семь лет назад, остались и сейчас. Конечно, открываются новые кафе, кое-где на трассах появились туалеты. О проблемах придорожного сервиса мы говорили много и часто. Тем не менее, таких условий для развития, которые в свое время благодаря стараниям Анатолия Тозика и Валерии Клицуновой появились у сельского туризма, наш придорожный сервис не получил, в то время как в европейских странах ему уделяют большое внимание. Наша дочь вышла замуж и живет в пяти километрах от Зальцбурга – в небольшом городке под названием Айринг. К ней в гости через всю Польшу и Германию мы ехали несколько дней, с остановками, ночлегами, экскурсиями: погуляли по летнему Вроцлаву, побывали в Дрездене, Нюрнберге. Всюду, где бы мы ни проезжали, у нас была возможность остановиться на ночлег, перекусить, выпить чашечку кофе, привести себя в порядок после длительного переезда. Причем вопросов с оплатой услуг никогда не возникало – мы могли рассчитаться карточкой даже в небольшой кофейне на трассе. Кстати, ближе к немецкой границе поляки полностью преобразили автобан, вдоль которого выросли отели, кафе. И качество дорог очень хорошее. Наши дороги по сравнению с европейскими пустые, и, если у тебя нет белорусских денег, далеко ты не уедешь, ведь на заправке или в придорожном кафе ты не сможешь рассчитаться картой или валютой. Пока «дорожные» вопросы не будут решены, мы будем только мечтать о том, что к нам поедут толпы туристов. Для них наша страна не интересна. Уже несколько лет назад было понятно, что нам следует делать совместные с соседними странами – Польшей, Литвой, Латвией – проекты, маршруты. Сейчас тенденция развития туризма такова, что самые активные туристы – китайцы – едут смотреть регион. Им неинтересно, насколько эта земля разделена границами, условностями (типа регистрации в каждой гостинице). Они летят, как правило, издалека, и им важно увидеть регион, который, возможно, был объединен исторически: Великое княжество Литовское, Речь Посполитая. И для таких путешествий нужно создавать условия. Конечно, каждая страна стремится себя огородить, укрепить границы, но это не на пользу туризму. Более того, что-то изменить в отечественном туризме сложно, поскольку у нас постоянно появляются нормативные акты, законы, вопреки которым приходится выживать, работать и зарабатывать.
Беседовала Яна ШИДЛОВСКАЯ
Продолжение интервью читайте в свежем номере газеты «Туризм и отдых», который вышел 7 апреля.