https://www.traditionrolex.com/8
<p>Совсем скоро, точнее - 6 апреля, вместе с открытием тури­стической выставки «Отдых-2011», состоится фактический старт очередного активного сезона.</p>

От редактора

gl-red Лилия КОБЗИК

Совсем скоро, точнее - 6 апреля, вместе с открытием туритической выставки «Отдых-2011», состоится фактический старт очередного активного сезона.

Если брать 1991 год за точку отсчета развития свободного туристического рынка в Беларуси, это уже двадцатый, то есть юбилейный, сезон для туриз­ма в целом и профессионалов турбизнеса в частности. Белорусский тури­стический рынок встречает юбилей в знаковой ситуации. Похоже, история совершила виток и вернулась в исходную точку. Во всяком случае, если су­дить по ситуации с валютой.

Понятно, что профессионалов сей­час прежде всего волнует вопрос: ка­ким будет спрос на наиболее массо­вые направления, а также новинки сезона?

Возможно, это звучит парадоксаль­но, но практически во всем мире ту­ризм сейчас находится на подъеме. Растет количество прибытий. Увели­чиваются частные и государственные вложения в отрасль. На наиболее мас­совых направлениях не стихает ин­фраструктурный бум. И по резуль­татам работы крупнейших мировых туристических бирж аналитики про­гнозируют дальнейший рост. Не слу­чайно такие направления как Египет и Тунис, несмотря на недавние соци­альные потрясения, были роскошно представлены на выставках в Берли­не, Москве, Белграде и других. При­чем по сравнению с минувшим го­дом выставочные бюджеты, а также общие ассигнования в продвижение этих дистинаций, выросли едва ли не в полтора раза. Основной закон зре­лого бизнеса - получение прибыли, следовательно, египетские и тунис­ские бизнесмены не стали бы вклады­вать ни доллара без расчета получить два... или хотя бы полтора. Мы хоть и имеем свои специфические особенно­сти, все ж таки частично интегрирова­ны в мировую систему потребления. А эта система явно оздоравливается и избавляется от кризисного синдро­ма. Несмотря на то, что зимний сезон и межсезонье в Беларуси, по словам специалистов, были, мягко говоря, не ахти, от летнего периода рынок впра­ве ожидать подъема.

Но очевидно, что в Беларуси этот подъем не будет таким ощутимым, как мог бы быть.

Что касается функционирования са­мого турбизнеса, то его накануне се­зона сильно подкосило поистине шо­ковое валютное регулирование и его последствия. А последствия эти ради­кальны. Это и невозможность работы с представительствами иностранных авиакомпаний, которые отказываются продавать билеты за рубли (а валюты на бирже и в банках, несмотря на от­мену печально известного постанов­ления Нацбанка, больше не стало). И фактический ступор работы с корпо­ративными клиентами, которые могут рассчитаться только рублями.

Говоря о клиентских проблемах и настроениях, опять-таки не будем сбрасывать со счетов нервную не­определенность с долларами, евро и рублями и самое главное - валют­ные вложения, которые истерично (и уже не первый раз!) сделали белору­сы в «серый» авторынок. Автомобильные дистрибьюторы ежегодно оцени­вают этот рынок приблизительно в 1,5 млрд долларов, а сейчас предполага­ют, что за несколько месяцев очеред­ной лихорадки, связанной с «оконча­тельным» введением общих с Россией таможенных пошлин, «план» мы уже перевыполнили. Однако есть, как го­ворится, и хорошая новость. Эконо­мисты поговаривают, что ничем не оправданное повышение зарплат, ко­торое произошло накануне нового года, позволило населению приобре­сти валюты в целом гораздо больше, чем вложено на сегодняшний день в покупку автомобилей. Поэтому валю­ты нет в банках, но в «чулках» кое-что наверняка «завалялось». На приоб­ретение недвижимости в Минске или Турции (что по цене приблизитель­но одинаково) не хватит, но на отдых с детьми у моря тысяча-другая долла­ров наверняка найдется.

К тому же, как правило, именно в та­кие критические моменты, как сейчас в Беларуси, нормальный обыватель, по меткому выражению Шендеровича, вспоминает, что он «проживает свою единственную жизнь», и ему страст­но хочется сделать это красиво. Кра­сиво отдохнуть в Беларуси белорус не может - нет моря, нет сервиса, нет по­годы, нет настроения. И уже хотя бы поэтому наш маленький, по сравне­нию с Европой, «местечковый бум» на турпоездки в райские, а также «полу­райские» местечки неизбежен.

В общем, несмотря на весь песси­мизм и нашу слабенькую интеграцию в мировые потребительские трен­ды (например, модных компьютеров- планшетов мы купим явно гораздо меньше, чем в соседних странах, не го­воря уже об Америке), в выездном ту­ризме идет очередной «прилив», а он, как известно, поднимает все лодки. даже дырявые.

https://www.traditionrolex.com/8