От редактора
Лилия КОБЗИК
Совсем скоро, точнее - 6 апреля, вместе с открытием туритической выставки «Отдых-2011», состоится фактический старт очередного активного сезона.
Если брать 1991 год за точку отсчета развития свободного туристического рынка в Беларуси, это уже двадцатый, то есть юбилейный, сезон для туризма в целом и профессионалов турбизнеса в частности. Белорусский туристический рынок встречает юбилей в знаковой ситуации. Похоже, история совершила виток и вернулась в исходную точку. Во всяком случае, если судить по ситуации с валютой.
Понятно, что профессионалов сейчас прежде всего волнует вопрос: каким будет спрос на наиболее массовые направления, а также новинки сезона?
Возможно, это звучит парадоксально, но практически во всем мире туризм сейчас находится на подъеме. Растет количество прибытий. Увеличиваются частные и государственные вложения в отрасль. На наиболее массовых направлениях не стихает инфраструктурный бум. И по результатам работы крупнейших мировых туристических бирж аналитики прогнозируют дальнейший рост. Не случайно такие направления как Египет и Тунис, несмотря на недавние социальные потрясения, были роскошно представлены на выставках в Берлине, Москве, Белграде и других. Причем по сравнению с минувшим годом выставочные бюджеты, а также общие ассигнования в продвижение этих дистинаций, выросли едва ли не в полтора раза. Основной закон зрелого бизнеса - получение прибыли, следовательно, египетские и тунисские бизнесмены не стали бы вкладывать ни доллара без расчета получить два... или хотя бы полтора. Мы хоть и имеем свои специфические особенности, все ж таки частично интегрированы в мировую систему потребления. А эта система явно оздоравливается и избавляется от кризисного синдрома. Несмотря на то, что зимний сезон и межсезонье в Беларуси, по словам специалистов, были, мягко говоря, не ахти, от летнего периода рынок вправе ожидать подъема.
Но очевидно, что в Беларуси этот подъем не будет таким ощутимым, как мог бы быть.
Что касается функционирования самого турбизнеса, то его накануне сезона сильно подкосило поистине шоковое валютное регулирование и его последствия. А последствия эти радикальны. Это и невозможность работы с представительствами иностранных авиакомпаний, которые отказываются продавать билеты за рубли (а валюты на бирже и в банках, несмотря на отмену печально известного постановления Нацбанка, больше не стало). И фактический ступор работы с корпоративными клиентами, которые могут рассчитаться только рублями.
Говоря о клиентских проблемах и настроениях, опять-таки не будем сбрасывать со счетов нервную неопределенность с долларами, евро и рублями и самое главное - валютные вложения, которые истерично (и уже не первый раз!) сделали белорусы в «серый» авторынок. Автомобильные дистрибьюторы ежегодно оценивают этот рынок приблизительно в 1,5 млрд долларов, а сейчас предполагают, что за несколько месяцев очередной лихорадки, связанной с «окончательным» введением общих с Россией таможенных пошлин, «план» мы уже перевыполнили. Однако есть, как говорится, и хорошая новость. Экономисты поговаривают, что ничем не оправданное повышение зарплат, которое произошло накануне нового года, позволило населению приобрести валюты в целом гораздо больше, чем вложено на сегодняшний день в покупку автомобилей. Поэтому валюты нет в банках, но в «чулках» кое-что наверняка «завалялось». На приобретение недвижимости в Минске или Турции (что по цене приблизительно одинаково) не хватит, но на отдых с детьми у моря тысяча-другая долларов наверняка найдется.
К тому же, как правило, именно в такие критические моменты, как сейчас в Беларуси, нормальный обыватель, по меткому выражению Шендеровича, вспоминает, что он «проживает свою единственную жизнь», и ему страстно хочется сделать это красиво. Красиво отдохнуть в Беларуси белорус не может - нет моря, нет сервиса, нет погоды, нет настроения. И уже хотя бы поэтому наш маленький, по сравнению с Европой, «местечковый бум» на турпоездки в райские, а также «полурайские» местечки неизбежен.
В общем, несмотря на весь пессимизм и нашу слабенькую интеграцию в мировые потребительские тренды (например, модных компьютеров- планшетов мы купим явно гораздо меньше, чем в соседних странах, не говоря уже об Америке), в выездном туризме идет очередной «прилив», а он, как известно, поднимает все лодки. даже дырявые.