Национальная авиакомпания «Белавиа» отметила 15-летие
О достижениях и планах национального перевозчика в интервью обозревателю газеты «Туризм и отдых» рассказал заместитель генерального директора авиакомпании по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Игорь ЧЕРГИНЕЦ.
- Игорь Николаевич, что бы вы назвали главным достижением авиакомпании «Белавиа» за 15 лет?
- Первое и самое важное достижение - мы сохранили гражданскую авиацию, в то время как некоторые страны постсоветского пространства фактически ее потеряли. В 1994 году, когда я учился в Высшей коммерческой школе «Аэрофлота», от авиакомпании отделилось дикое количество мелких перевозчиков - и резко возрос уровень авиакатастроф. В тот момент в России насчитывалось 400 авиакомпаний, и у большинства из них было всего по паре самолетов, из которых «выжимали» по максимуму. Никто не вкладывал деньги в безопасность, потому что их просто не было. Как бы мы теперь ни относились к советской гражданской авиации, «Аэрофлот» выполнял перевозки великолепно. Это была мощнейшая структура с высоким уровнем безопасности полетов. Обеспечивать надежность авиаперевозок могут либо «монстры» вроде Lufthansa или Air France, либо авиакомпании с безупречно отлаженной системой. Заслуга «Белавиа» в том, что мы сохранили систему - и выжили. Мы прекрасно знаем, что у нас огромное количество минусов: надо улучшать сервис, повышать комфорт, обновлять флот. Что- то мы пытаемся делать немедленно, что-то откладываем на будущее.
В 2002 году, когда «Белавиа» готовилась взять первый Boeing, никто в авиакомпании не знал, что такое лизинг и аренда самолетов. Между тем это целая наука. Контракт на лизинг самолета - многостраничный том на английском языке, с множеством специальных терминов. Тогда каждое слово было для нас открытием, каждое решение давалось с трудом. «Бел- авиа» - государственная компания, сумма контракта - миллионы долларов, а у нас оставались сомнения. В лизинге самолетов есть такое условие как депозит, размер которого определяется месячной лизинговой ставкой. Эта ставка, предположим, 150 тысяч долларов. По условиям контракта необходимо заплатить вперед за три месяца, то есть отдать почти полмиллиона долларов еще до того, как получить самолет. Анатолий Николаевич Гусаров, генеральный директор «Белавиа», подписывал первый контракт в Сиэтле на грани сердечного приступа, настолько это была колоссальная ответственность.
С того момента прошло почти 10 лет. Теперь мы с этой компанией дружим, и они нам благодарны за многолетнее сотрудничество. «Белавиа» подготовила специалистов, которые «щелкают» новые контракты как орешки. Тогда же это требовало грандиозных усилий.
Еще один немаловажный шаг - решение развивать информационные технологии. С одной стороны, это было требование IATA, с другой - если бы «Белавиа» тогда не включилась в гонку технологий, мы отстали бы навсегда. Приобретение технологии «Электронный билет» стоило «Белавиа» около полумиллиона долларов. Когда авиакомпании обращаются к нам с предложением сотрудничества, в первую очередь мы выясняем, какими технологиями они владеют. Если нет электронного билета, отказываемся, потому что не можем опускаться на уровень, на котором были когда-то.
Помимо технических решений, которые видны пассажирам - электронный билет или программа розыска багажа, мы используем и внутренние программы. Недавно «Белавиа» изменила внутреннюю коммерческую структуру: у нас появились аналитики и служба управления доходами, для которой у нашего партнера Sabre мы купили специальную программу. Она сопряжена с системами бронирования и помогает с одного и того же рейса получать более высокий доход, управляя классами обслуживания. Программа также стоила сотни тысяч долларов, но она окупилась за полгода эксплуатации, и сейчас мы получаем прибыль от ее работы. Современная авиакомпания без информационных технологий существовать сегодня просто не может.
- Каким был прошлый год для «Белавиа»?
- Когда в 2009 году случился мировой экономический кризис как в соседних с Беларусью странах, так и во многих других, пассажирские потоки существенно снизились. Наши показатели остались, можно сказать, на том же уровне, что и в 2008 году: количество пассажиров увеличилось всего на 0,3%. Тем не менее это достижение подтвердило нашу устойчивость. В последние годы, за исключением 2009-го, у «Белавиа» наблюдался постоянный рост на уровне 30%. 2010 год стал для авиакомпании рекордным по финансовым показателям, а до рекордного пассажиропотока не хватило совсем чуть-чуть. Точнее, мы установили собственный рекорд по количеству пассажиров, просто не дошли до такой заманчивой цифры как миллион.
В 2010 году «Белавиа» открыла восемь новых линий, включая рейсы в Ригу, Тегеран, Стокгольм, Батуми и Ашхабад, - прежде такого никогда не было. Была увеличена частота полетов по 11 уже действующим маршрутам. В целом пассажирские перевозки возросли на 29,4%. В России в 2009 году пассажиропоток упал на 10%, а в 2010 году вырос на 20% и вернулся на докризисный уровень. У нас же показатели значительно увеличились по сравнению с 2008 годом. Любопытно, что впервые за всю историю национального аэропорта «Минск» мы стали лидером по объему грузовых перевозок, который увеличился на 38,5%, а ведь для нас это дополнительный заработок.
- Как удалось добиться таких рекордных показателей?
- Резкое увеличение количества пассажиров возможно в двух случаях. В первом случае происходит огромный скачок в экономике, люди начинают больше зарабатывать и, скажем, летать за покупками в Милан. Они и сейчас это делают, просто не в таких масштабах, как нам бы хотелось. Значит, работает вторая причина - транзит.
Транзит в компании был достаточно давно, уже в 1997 году транзитные пассажиры летали из Еревана в Варшаву, но целенаправленной политики развития транзита у нас не существовало. Плотно мы начали этим заниматься совместно с аэропортом последние 2-3 года. Я постоянно повторяю, что физически в значительных масштабах нарастить объем прямых пассажирских перевозок невозможно. Естественный прирост, как и везде в мире, я оцениваю в 2-4% ежегодно, и ждать фантастических скачков не приходится. Есть «горячие» головы, которые упрекают нас в том, что мы не даем другим авиакомпаниям увеличивать частоту полетов из Минска. Но если какая-то компания станет чаще летать, пассажиров в минском аэропорту от этого больше не станет. Увеличивать количество пассажиров - это функция аэропорта и базового перевозчика, который формирует транзитные потоки. Само собой разумеется, что авиакомпания Lufthansa не заинтересована в том, чтобы развивать национальный аэропорт «Минск» как транзитный пункт. Им неинтересно передавать своего пассажира нам, чтобы «Белавиа» дальше везла его, условно говоря, в Тбилиси. Они с большей радостью заберут пассажира в Минске и отвезут его в Тбилиси через собственную базу в Мюнхене или Франкфурте, дав заработать одному из своих аэропортов.
Поэтому мы стали учиться, как увеличивать поток за счет транзитных пассажиров. В качестве примера приведу линию Тегеран - Стокгольм. Многие думают, что открытие рейса в Тегеран - скорее политическое решение. Конечно, политики были нам благодарны за прямой рейс, но главная причина - наше собственное коммерческое решение. Поток из Тегерана, как и из Стокгольма, в Минск - незначительный, и сами по себе эти два рейса никогда бы не существовали. Более того, у пассажиров из Тегерана, которым надо в Стокгольм или Амстердам, есть альтернатива - прямые рейсы других авиакомпаний. По большому счету, такому пассажиру в Минске делать нечего, это мы его, скажем так, заставляем лететь через Минск и оставлять здесь деньги и нашей авиакомпании, и аэропорту. Насколько это правильно, покажут цифры. Пока данная транзитная линия показывает не очень хорошие финансовые результаты, но это своего рода инвестиции. Мы планируем уже этим летом получить первую прибыль.
- В то же время «Белавиа» продолжает расширять маршрутную сеть, и в летнем расписании, которое действует с 27 марта, есть совершенно новые рейсы.
- Действительно, с 1 июня открывается рейс в Хельсинки. Кроме того, мы готовим очень сильный код-шеринговый договор с компанией FinnAir. Я думаю, на белорусском рынке это будет самое лучшее предложение по полетам в Юго-Восточную Азию, основной поток в которую в данный момент идет через Москву. Однако расстояние от Минска до Хельсинки почти такое же, как и до Москвы, - 723 км от аэропорта до аэропорта. Если смотреть по карте, идея не очень ясна, но если проследить маршрут по глобусу, все станет на свои места. Однако уникальность нашего предложения не столько в непривычном маршруте, сколько в самом аэропорте Хельсинки. Это фантастический, огромный и высокотехнологичный хаб. Время пересадки пассажира с рейса на рейс составляет 35 минут - минимально возможный промежуток. Вместе с тем в аэропорту созданы уникальные условия для нахождения транзитного пассажира, и есть чему поучиться. К примеру, если в Хельсинки у пассажира между рейсами есть несколько часов, он может сходить. в баню, посетить бассейн с минеральной водой. Дальние перелеты, как правило, это стресс, а здесь можно передохнуть в джакузи. Такие «фишки» - один из способов борьбы за пассажира, ведь у аэропортов своя собственная конкуренция.
От другого предложения, которое мы готовим для наших пассажиров, мы сами, честно говоря, пребываем в состоянии эйфории. «Белавиа» подписала четырехстороннее соглашение с авиакомпаниями KLM, Air France и Delta. По этому соглашению мы сможем продавать билеты в любую, самую мелкую точку Америки и доставлять пассажира в аэропорты, о которых сами ни разу не слышали. Девять небольших авиакомпаний будут подвозить пассажиров из местных аэропортов в большие хабы Америки для Delta и Air France- KLM. Мы будем участвовать в этой программе. Это значит, что по единому билету, который пассажир купит на сайте, в кассе или у агентов «Бел- авиа», он сможет добраться из Минска в какой-нибудь Форт-Майерс во Флориде. Все это должно заработать уже в апреле.
- Кроме новых маршрутов, в летнем расписании появились и те, которые «Белавиа» когда-то уже выполняла...
- С 17 июня «Белавиа» возобновляет рейсы в Симферополь. В данном случае можно говорить о поддержке государства: правительство Крыма обратилось к правительству Беларуси с просьбой наладить авиасообщение, предложив скидки в своем аэропорту. Теперь мы будем летать в Симферополь дважды в неделю. При этом мы активно сотрудничаем с туроператорами, и они уже взяли блоки мест на рейсах. В данный момент июньские рейсы выглядят неплохо, так что мы надеемся, что этот маршрут - по крайней мере в летний сезон - будет существовать всегда.
Также новая линия «Белавиа» - Брест - Калининград. Мы планировали летать в Калининград два раза в день - еще когда работали с «КД авиа». Однако на этом направлении работала «Гомельавиа», и мы не хотели выступать «могильщиками» региональной авиакомпании, хотя рынок для нас очень интересный. Тем временем «Гомельавиа» прекратила полеты без нашего участия, а значит, нас больше ничего не сдерживает. C 10 июня мы начинаем выполнение рейсов по так называемому кольцу: Минск - Калининград - Брест - Калининград - Минск, то есть фактически будет существовать рейс Брест - Калининград. При этом мы ставим задачу перед «Белаэронавигацией» - оператором областных аэропортов - внедрить технологии, необходимые нам для полноценной работы. В частности, обеспечить автоматизированную регистрацию пассажиров и в Гомеле, откуда мы выполняем чартерные программы, и в Бресте, откуда мы будем летать в Калининград и - с 27 мая - в Анталью.
- «Гомельавиа» выполняла также и внутренние рейсы. «Белавиа» не планирует заняться и этим рынком?
- Внутренние рейсы - слишком громко сказано. Из Гомеля не набиралось достаточного количества пассажиров в Калининград, поэтому «Гомельавиа» добирала пассажиров в Минске. Если бы у нас существовал отдельный рейс Гомель - Минск, он был бы убыточным, и огромные долги, которые остались у гомельской авиакомпании, во многом обусловлены этими полетами. Конечно, пассажирам было выгодно летать, потому что тариф на внутриреспубликанские рейсы устанавливает министерство экономики.
При отсутствии государственного регулирования цены на билет были бы значительно выше. Если взять себестоимость рейса Гомель - Минск, то даже с учетом великолепной 80%-ной загрузки билет будет слишком дорогим. Пассажиры не готовы платить такие деньги, и это, подчеркиваю, только себестоимость, ни о какой прибыли речи не идет. Внутриреспубликанские авиаперевозки изначально убыточны, и пока я не вижу коммерческой выгоды в выполнении рейсов по Беларуси.
- С 27 марта собственные рейсы из Москвы в Минск начал осуществлять «Аэрофлот». Чуть раньше о намерении летать по этому маршруту заявил российский авиади- скаунтер «АвиаНова»...
- С российской стороны назначение на линию Москва - Минск получили около 15 авиакомпаний, но пока летать начал только «Аэрофлот». Мы выполняем 6 рейсов в день - это очень сильная линия, и конкурировать с «Белавиа» на этом маршруте крайне трудно. Я с удовлетворением отмечаю, как на авиационных форумах пишут о том, что вмешаться в монополию «Белавиа» на линии Минск - Москва практически невозможно. Хотя в данном случае о монополии нужно говорить с оговоркой: в «Шереметьево» мы летаем совместно с «Аэрофлотом», в «Домодедово» - с S7 и «Трансаэро». Это первая тройка российских авиакомпаний, поэтому кому-то вклиниться с одной частотой или даже несколькими очень непросто. Так что не могу сказать, что 27 марта мир перевернулся.
- Повлияет ли на белорусский рынок приход в Вильнюс низкобюджетных авиакомпаний Rya- nair и Wizz Air?
- Влияние лоу-коста мы чувствовали и до этого: бюджетные авиакомпании летают в Каунас и Варшаву довольно давно. Первый результат начала полетов Ryanair и Wizz Air из Вильнюса - это уход из вильнюсского аэропорта традиционных авиакомпаний. Что касается «Белавиа», ситуация кардинально не изменится. Всегда были и будут пассажиры, которые в первую очередь ориентируются на цену билета и которые летали из Каунаса или Варшавы и будут, безусловно, летать из Вильнюса.
С другой стороны, всегда остаются и такие пассажиры, которые готовы платить за удобство. Также ни для кого не секрет, что бюджетные авиакомпании предоставляют минимальный набор услуг, а за дополнительный сервис надо платить. Когда пассажир покупает билет, ему кажется, что разница в цене огромна, но когда он слетает туда и обратно, видит другую картину. К стоимости билета и дополнительных услуг прибавляется стоимость провоза багажа, питания на борту, платы за стоянку, если он добирался до аэропорта на автомобиле, и так далее. Как правило, бюджетные авиакомпании летают в альтернативные аэропорты: один и тот же аэропорт не может работать по «двойным» стандартам, предоставляя услуги одновременно традиционным и низкобюджетным авиакомпаниям. В Лондоне есть «Хитроу» и «Гатвик», а есть «Лутон» - аэропорт, где нет архитектурных изысков и дополнительных услуг для пассажиров, а есть только сборная конструкция с минимальным набором необходимого оборудования.
- Бюджетные авиакомпании выживают за счет того, что оказывают дополнительные услуги. Не так давно на сайте «Белавиа» появилась возможность забронировать гостиницу. Означает ли это, что авиакомпания идет потакому же пути?
- Однозначно мы подходим к тому, чтобы расширять набор дополнительных услуг и зарабатывать на этом деньги, что позволит нам поддерживать основную деятельность. Пока мы делаем первые шаги: на сайте уже можно забронировать гостиницу и заказать такси. Загвоздка в том, что изначально сайт «Белавиа» создавался для определенных сервисов, к которым непросто добавлять новые, поэтому мы планируем добавить новые услуги, изменив дизайн сайта.
Понемногу развивается и программа поощрения часто летающих пассажиров - «Белавиа Лидер», на которой мы уже зарабатываем. К летнему сезону у программы прибавилось партнеров - это сеть украинских гостиниц 4* и 5* «Премьер Отели». Скоро появятся новые - и не только гостиницы, но и фирмы по прокату автомобилей. Думаю, до конца года с одним из ведущих белорусских банков мы выпустим совместную банковскую карту, которая сразу будет привязана к программе «Белавиа Лидер».
- Каким в целом представляется будущее гражданской авиации?
- Европейские эксперты мирового уровня, с которыми мне доводилось общаться не так давно, отмечают, что мелкие региональные перевозчики постепенно теряют рынки и становятся либо частью крупных авиакомпаний вроде Lufthansa, либо получают мощную поддержку государства. Если не будет солидных внешних вливаний, уже скоро мы недосчитаемся многих известных региональных авиакомпаний. Меньше всего шансов у перевозчиков из Восточной и Центральной Европы. Скорее всего, в ближайшие несколько лет компании «большой тройки» - Air France- KLM, Lufthansa и British Airways - будут скупать активы небольших европейских авиакомпаний по сценарию «Австрийских авиалиний», когда бренд авиакомпании сохранился, но фактически она принадлежит Lufthansa.
Мы находимся чуть в стороне от общеевропейских тенденций в том смысле, что у нас действуют отличные от европейских правила вхождения на рынок, и необходимость заключать межправительственные соглашения сдерживает агрессивность «монстров». В то же время надо признать, что мы никуда не денемся от общемировых тенденций. Не секрет, что «Белавиа» внесена в список компаний для акционирования. Может так случиться, что через некоторое время мы будем принадлежать одной из европейских или азиатских авиакомпаний. Мелкая региональная «Белавиа» не в силах пойти врукопашную с лидерами отрасли. Все, что мы можем делать - и делаем, - понемногу отвоевываем пассажиров на окраинных рынках. Судя по неплохим финансовым результатам, это у нас пока получается.
Беседовала Татьяна ЧУДАК