Нужные книги с Людмилой Дрик
Посвящается весенним каникулам и подруге labeliya
Надеюсь, никто не бросит в меня камень за то, что сегодня мне захотелось предложить для прочтения детскую книгу - повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Во-первых, в разгаре весенние каникулы. Во-вторых, не такая уж она и детская, как кажется на первый взгляд. Когда я ее читала, мне ужасно хотелось провести эксперимент на каком-нибудь ребенке, подсунув ему эту книгу. Но подростка рядом не оказалось, а моей 9-летней дочери это читать явно рановато. Слишком много непонятного, из другой эпохи. Пусть не столь отдаленной - из моего детства, но ведь все меняется так стремительно! Пожалуй, это будет интересно как раз взрослым, ностальгирующим по собственному детству, в котором не было компьютерных игр, мобильных телефонов и поездок за границу - а счастье било через край, потому что дети ухитряются быть счастливыми во все времена, даже объективно трудные. В-третьих, в каждом из нас, даже очень взрослом и очень уставшем, живет живой, любопытный и умный ребенок, и отрицать это было бы просто глупо. В-четвертых, все любят читать про путешествия во времени, а в этой повести действие как раз и происходит в разных временах - в 1980-м и 2018-м годах, главные герои случайно меняются эпохами, и тут с ними начинает происходить такое...
В 2018 году школьники уже почти забыли, как пишут ручкой на бумаге - все классные, домашние, самостоятельные и контрольные работы они выполняют на своих «комиках» (гибрид мобильного телефона с персональным компьютером) и совсем разучились отвечать устно. Да и зачем, если знания проверяют с помощью тестов, и достаточно поставить галочку перед правильным ответом, не вдумываясь лишний раз в его суть. Фантастика? Не такая уж и фантастика для родителей современных школьников. А недавние новости из министерства образования Беларуси - о том, что учебники уже в самое ближайшее время заменят электронными планшетами - и вовсе вызывают сильные подозрения. То ли Жвалевский и Пастернак - оракул и Кассандра, то ли реформаторы в министерстве зачитываются их произведениями и черпают в них свежие идеи.
Самое страшное для Оли из 2018 года - это неожиданное решение администрации школы о том, что экзамены в конце года будут устными!
«- Ну давай, тяни билет, - говорит историк. И тут я поняла, что никогда в жизни не сдам этот экзамен. Я помню параграф учебника, я помню вопросы в конце, я помню, мы на компах самостоялку делали, и помню, что в первом вопросе правильный ответ первый, а третий вопрос самый сложный,
и там правильного ответа нет, нужно было поставить галочку в клеточке «нет верного ответа». Но я вообще не помню, о чем там речь! Что-то про греков, что- то про Геракла... Он был крутой. Все».
Самое страшное для Вити из 1980 года - это требование администрации школы распять лучшего друга на собрании пионерского отряда за то, что тот принес в школу бабушкин кулич.
«- Итак, - тихо проскрежетала Васса, - ты не помнишь, для чего бабушка Архипова испекла кулич?
Я не пошевелился. На меня словно столбняк напал.
- Ладно, - вздохнула завуч, - придется напомнить. Бабушка Архипова испекла этот кулич... пасхальный кулич! к религиозному празднику «пасха».
- Бабушка Архипова, - продолжала завуч, - таким образом пытается.
Васса замолчала, подбирая слова, и ей на помощь пришла пионервожатая:
- Пытается охмурить! И завлечь в сети религиозного дурмана».
А потом главные герои случайно меняются местами. И каждый из них открывает для себя не только новый незнакомый мир, но и умудряется найти в этом непривычном мире верных друзей - и себя самого.
Оля, попавшая в 1980 год: «Я встала и рванула в комнату. Ну хотя бы телевизор был на месте! После нескольких минут безуспешных поисков пульта я сдалась и включила его кнопкой. Нашла три канала. По одному показывали народный хор, по второму комбайн на фоне заходящего солнца, а по третьему - вообще черно-белый фильм».
Витя, попавший в 2018 год: «- Тебе надо есть больше фруктов! - уверенно заявил папа и подтолкнул меня к низенькому столику. Я покорно сделал шаг - и в который уже раз обалдело застыл. На столике красовалась плетеная корзинка с неправдоподобно большими и красными яблоками, блестящим виноградом и пушистыми персиками. Раньше я видел такой набор только на уроке рисования, когда мы учились рисовать натюрморт. Тогда фрукты были восковыми».
Эту повесть стоит читать ради точных, ярких деталей, узнаваемых черточек времени. Мне как- то не приходило в голову связать демократизацию общества с демократизацией... моды, а авторы это сделали. В процессе чтения мне захотелось проверить их догадку, я разыскала старое семейное фото. Мне на этом снимке лет шесть-семь, маме, следовательно, чуть-чуть за тридцать. На ней костюм - пиджак с юбкой. Мы всей семьей гуляем в парке в выходной день - в 80-е годы в минских парках всегда работали профессиональные фотографы, и это, кстати, тоже узнаваемая черточка времени! Я в такой же ситуации сегодня совершенно точно была бы в джинсах, кроссовках, майке или ветровке. Одежда делала мою молодую маму старше! Действительно, говорящая деталь.
Эту книгу стоит читать ради того, чтобы подметить в себе признаки надвигающейся болезни общества - интернет-зависимости. Не правда ли, общение в сети нам очень подходит: я могу хорошенько продумать свой ответ, а не ляпать что-то с ходу запальчиво и глупо, - и меня будут считать остроумной, начитанной, продвинутой... Нет опасностей живого общения, без бумажки, - где, как царь Петр говорил, «дурь каждого сразу видна». А как бесконечно удобно прятаться за никами, критикуя чужие статьи, проекты и идеи! Анонимность как синоним безнаказанности.
Повесть интересно читать, чтобы понять, как стремительно меняется мир и как вместе с ним меняемся мы и наши привычки. Куда я пойду, чтобы найти нужную мне информацию? К своему книжному шкафу? В библиотеку? Да нет же, я просто включу компьютер, войду в интернет и начну «гуглить»! Прямо как эти детки из 2018-го.
Книги, которые вспомнились: Айзек Азимов. «Обнаженное солнце». Кристин Керделлан, Габриэль Грезийон. «Дети процессора». Алвин Тоффлер. «Футурошок».
Фраза, которая спомнилась: «Не бывает мрачных времен, бывают мрачные люди» (Ромен Роллан).
Стихи, которые вспомнились:
«Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
Большей пошлости на свете
Нет, чем клянчить и пенять.
Будто можно те на эти,
Как на рынке, поменять.
…Крепко тесное объятье.
Время – кожа, а не платье.
Глубока его печать.
Словно с пальцев отпечатки,
С нас – его черты и складки,
Приглядевшись, можно взять».
Александр Кушнер
В заключение признаюсь, что прочитала эту книгу по наводке своей «френдессы» из ЖЖ, с которой общаюсь только виртуально, хотя мы живем в одном городе и наши профессиональные сферы пересекаются. Мы не торопимся перевести свои отношения «в реал», хотя не исключаем, что это произойдет в не столь отдаленном будущем. Возможно, однажды мы сидели напротив друг друга в вагоне метро и случайно встретились взглядом, но, конечно, не могли представить, что давно знакомы и даже успели перейти на «ты» - в виртуальном пространстве. Я знаю, как выглядит ее кот (видела снимок в ЖЖ), она знает, где я была 8 марта (читала мой пост в ЖЖ). И эту книжку мы всесторонне обсудили - тоже в виртуальном пространстве, разумеется. Да, время не стоит на месте и меняет нас самих. Главное, не забывать, что оно - время - всегда хорошее!