https://www.traditionrolex.com/8
<p>Не пропустите: «БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ», «ЗА ЧТО?», «ИДЕАЛЬНЫЙ ПОБЕГ», «МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ», «ПАРАГРАФ 78: ФИЛЬМ ВТОРОЙ», «ПАССАЖИРКА», «ПОПАСТЬ В ДЕСЯТКУ», «РАССЕЯННЫЙ», «СОЛЯРИС», «ТЕЩА», «ЧАО, ПАЯЦ!»</p>

«БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ»

(3, Вс, Лад, 14-05)

Россия – Украина, 2007, 128 мин., PG. Реж. Валерий Пендраковский («Кому я должен – всем прощаю», «Полное дыхание»); в рол.: Андрей Бирин (Грэм), Диана Морозова (Дези / Фрези Грант), Алексей Петренко (капитан Дюк), Михаил Горевой (капитан Гез), Игорь Яцко (Бутлер), Андрей Межулис (Фок-мачта), Олег Комаров (Стейк), Евгений Кулаков (кролик Бутс), Артем Мазунов (Шапито), Юрий Шерстнев (адвокат), Игорь Капатов (папаша Бутс)

Приключения по мотивам произведений Александра Грина (23.8.1880 – 8.7.1932 гг.). К слову, его отец – Стефан Гриневский – белорус, потомственный дворянин Дисненского уезда Виленской губернии Северо-Западного края Российской империи. За участие в белорусско-польском восстании 1863 года был сослан в Сибирь, в 1868 году ему было разрешено переехать в Вятскую губернию, где и родился Александр Грин. Известно, что отец оказал на его творчество огромное влияние. Книги Грина стали основой для произведений разных визуальных жанров. Среди фильмов – «Алые паруса», «Бегущая по волнам» (1967 г.), «Колония Ланфиер» и «Господин оформитель». И вот еще одна экранизация, созданная опытным и самобытным режиссером, в манере которого прочитывается желание сказать больше, чем это видится на экране. Подобное отнюдь не всегда оборачивается удачей, тем более если размыта концепция и непонятна целевая аудитория. Хотя некоторые эпизоды определенно хороши. Насколько мне известно, снимался сей фильм под девизом: «Нашим детям не хватает красивой, романтической сказки, хватит их пичкать голливудским ширпотребом». В итоге не обошлось и без вполне взрослых сцен. Да и саундтрек, насыщенный песнями популярных исполнителей, тоже создан не в традициях Рыбникова или Шаинского.

Итак, борт шхуны «Морская судьба», команда которой подобралась довольно странным образом. Не менее удивителен незнакомец, спасенный от верной смерти в открытом море девушкой-призраком, которая скользит по волнам… Блоговый отзыв: «Для меня это кино – вполне привлекательное. Пусть и слегка странноватое по костюмам и поведению героев. Спишем странноватость на соответствие концепции странноватости самого Грина. Поругать можно разве что по-детски счастливый конец. Как-то нереально, что парочка человечков без труда вытащила со дна морского колоссальную золотую цепь. Хотя мало ли чего нафантазируешь, если хочется создать приключенческое произведение, а у тебя за плечами – не гений классика, а максимум талантишко?» И совсем короткое мнение: «Посмотреть «Бегущую по волнам» стоит, чтобы на некоторое время вернуться в детство». Среди исполнителей песен – В.Кипелов, МакSим, А.Кортнев, М.Покровский, «Кукрыниксы», «Непара», Б.Титомир, «МаркшайдерКунст», Маршал, А.Лорак, С.Мазаев… Премия детского жюри фестиваля «Киномалышок». Премия фестиваля «Амурская осень» за масштабность замысла. Рейтинг IMDb – 4,1/15 голосов.

«ЗА ЧТО?»

tv-za-chto (2, Сб, ОНТ, 1-00)

Za co?/Why? Россия – Польша – США, 1995, 107 мин., PG-13. Реж. Ежи Кавалерович («Фараон», «Аустерия», «Поезд»); в рол.: Магдалена Вуйцик (Альбина Ячевска), Артур Жмиевски (Юзеф Мигурский), Эмилия Крачковска (Людвика), Анатолий Кузнецов (комендант), Наталья Аринбасарова (жена коменданта), Агнешка Вагнер (Ванда Ячевска), Дорота Садовска (Маша), Роберт Розмус (Заремба), Степан Старчиков (Данило Лифанов), Хенрик Талар (Бжозовский), Петр Вавжиньчак (Козловский), Валерий Носик (возница), Александр Лазарев, Алексей Булдаков

Историко-романтическая драма по одноименной незаконченной повести Л.Толстого (9.9.1828 – 7.11.1910). Лента поставлена выдающимся польским режиссером армянского происхождения Е.Кавалеровичем (19.1.1922 – 27.12.2007). За свою карьеру он завоевывал награды МКФ в Канне, Берлине и Москве, номинировался на «Оскар». Несмотря на то что ПНР была частью социалистического лагеря, большинство работ Кавалеровича не выходило в прокат СССР. Советские идеологи находили в них нечто крамольное. А вот «За что?» – картина, созданная уже на спаде карьеры режиссера и не достигшая прежних художественных высот, вряд ли понравится современным записным патриотам России. Хотя они (да и остальные зрители) смогут узнать из нее массу интересного.

В начале XIX века Польша получила формальную независимость от России, а желала – фактической. Тем более с учетом личных либеральных устремлений Александра I. Полученных прав, вплоть до собственной конституции, связавшей личной унией Польшу и Россию, уже казалось мало, и в 1830 году в Варшаве вспыхивает ноябрьское восстание. После его подавления Николай I отменяет предоставленную Польше конституцию, а участники «беспорядков» жестоко преследуются. Именно за участие в них офицер Юзеф Мигурский разжалован в солдаты и отправлен в затерянный среди песков закаспийский форт. К нему приезжает его возлюбленная Альбина. Играется свадьба. Эта милая девушка оставила семью и богатство – ведь с милым рай и в шалаше. Хотя, если честно, в шалаше житие все-таки получше, чем в солдафонском рабстве. Несмотря на это, ведется убогое домашнее хозяйство, рождаются дети. Альбину тревожит безысходность, от которой у Юзефа появляется склонность к пьянству. И однажды, потеряв детей, влюбленные решаются на побег – смелую и крайне рискованную акцию: Юзефу надлежит надолго притвориться мертвым… Пронзительная и задевающая за живое лента. Не обходится и без ассоциаций с разного рода нынешними событиями. Музыка В.Мягких («Стрелец неприкаянный»). Гран-при Большого конкурса фестиваля «Кинотавр». Номинации на премии «Ника»: 25-летняя М.Вуйцик («Он не завязывал шнурки») и декорации. Рейтинг IMDb – 8,1/12 голосов.**1/2

«ИДЕАЛЬНЫЙ ПОБЕГ»

tv-ip (30, Ср, БТ, 23-00)

A Perfect Getaway, США, 2009, 96/108 мин., R. Реж.-сцен. Дэвид Туи («Прибытие», «Хроники Риддика – 1, 2»); в рол.: Стив Зан (Клифф), Тимоти Олифант (Ник), Мила Йовович (Сидни), Киле Санчес (Джина), Марли Шелтон (Клео), Крис Хемсворт (Кейл), Энтони Руйвивар (Хроник), Венди Браун (Дебби), Джим Круз

Приключенческий триллер. Начинающему кинодраматургу Клиффу удалось продать сценарий солидной кинокомпании. Триумф чуть портит то обстоятельство, что фильм создается без его участия, а сценарий некто всерьез переделывает. Зато полученных за него денег хватает и на шикарную свадебную церемонию с Сидни (33-летняя М.Йовович, «Пятый элемент»), и на последовавшее за ней путешествие на Гавайи. Оно призвано стать ярким и запоминающимся прологом их совместной жизни. Наши герои прибывают на Гавайи. Персональным вертолетом добираются на нужный остров, судя по всему, малозаселенный. Размещаются в пляжном отеле, берут машину напрокат, но главное в их программе – пеший поход. Топать по «KalalauTrail» приходится с полной выкладкой в условиях крайне пересеченной местности. Ее продолжительность – 18 км, а перепад высот – 300 м. У каждого из отрезков пути свои особенности. В одних местах море недоступно, в других – можно отдохнуть на пляже (даже покататься на каяке). Правда, с оглядкой на сильное течение, способное унести пловца или лодку далеко от берега. Нужно быть готовым и к грозам с ливнями. Не удивительно, что «Википедия» приводит довольно высокие цифры погибших в тех местах отдыхающих. Опытный, в хорошей форме турист может пройти маршрут «KalalauTrail» быстрее чем за день, но большинству требуется двое суток. На пути встречаются и скалы, а с некоторых страшно даже смотреть, поэтому стоит быть уверенными в своих силах. А еще лучше – проникнуться убеждением, что на Гавайях ничего плохого не случается. Для желающих пройти «KalalauTrail» в отеле выписываются пропуска, наличие которых контролируется рейнджерами. Уверен, что зрители, которые увлекаются походами, обнаружат в ткани ленты много интересных нюансов, как бы режиссер ни отвлекал их сначала романтикой, а потом взятием на испуг. Например, палатки ставятся на камнях, и вбить колышки – проблема, а пища готовится не на костре, а на прихваченных с собой плитках. Но важнее, что сочетание моря, неба, скал и буйной гавайской растительности буквально завораживает. Здесь все одновременно и далеко, и близко. В пути попадаются и пресные озерца, и водопады, превращающие местечки для стоянок в поистине райские в стиле рекламы «Баунти». Не случайно здесь обычно путешествуют парочками. Также в картине акцентируется внимание на паршивой мобильной связи, что делает путешествие еще более романтичным, если, конечно, не потребуется срочная помощь. А вот животный мир, судя по фильму, не радует, если не считать барана, подстреленного Ником на ужин. К слову, заняться сексом по ходу фильма никому и в голову не приходит. И это показательно, ведь обычно режиссеры с удовольствием используют эротические мотивы, чтобы сделать фильм привлекательнее. Особенно если персонажи – молодые люди, а обстановка априори фривольная. Поначалу у наших героев все складывается хорошо, если не считать пугающих сообщений в СМИ о действующих на Гавайях серийных убийцах – мужчине и женщине, которых никак не могут поймать. Так что все парочки, попавшиеся на пути Сидни и Клиффа, в принципе, могут оказаться этими самыми маньяками. Подозреваются и Ник с Джиной, которые в ходе похода становятся друзьями наших молодоженов. Путешествовать с ними действительно комфортно. Более того, Ник ведет себя как настоящий супермен, бесстрашный и умелый, пусть и с «заплаткой» на затылке. Он желает подарить Клиффу еще один сценарий, без устали кормя его сомнительными байками, например, про то, как он брал бункер Саддама… Как все развернется, лучше не сообщать, чтобы дать вам возможность угадать (или промахнуться) с предсказанием развития событий. Тем более что модный критик Р.Волобуев, обозвав «Идеальный побег» «пляжным триллером категории «Б» в лучшем виде», признается, что не сумел предсказать развязку… Ради достижения идеальной картинки натурные съемки проводились не только на Гавайях, но и в ряде мест Пуэрто-Рико. А ключевую сцену в приморской пещере и вовсе снимали на Ямайке. Причем знатоки заметили, что на экране известняк, отсутствующий на вулканических островах. Своеобразными брендами Гавайев и украшением данного фильма являются некоторые слова местного языка. Например, «Алоха» (в буквальном смысле – дыхание жизни), одновременно обозначающее «привет», «здравствуйте», «до свидания», «добро пожаловать», «я люблю тебя» и просто пожелание мира и радости. А еще – это образ жизни, предполагающий уважительное отношение к окружающим. Увы, я никогда не был на Гавайях, но в фильме, несмотря на происки маньяков, они выглядят невероятно привлекательно. Наград нет. Сборы в США $15,5 млн. Сборы за рубежом $7,3 млн. Сборы в России $1,3 млн. Продажи на DVD в США $1,1 млн. Бюджет $14 млн. Рейтинг IMDb – 6,5/19448 голосов. **1/2

«МАЛЬТИЙСКИЙ КРЕСТ»

(2, Сб, НТВ, 14-00)

Россия, 2008, 98 мин., PG. Реж. Николай Глинский («К нам пришел ангел», «Нежные встречи»); в рол.: Александр Иншаков (Александр Конов), Олег Тактаров (Виктор), Юрий Соломин (Петр Долматов), Алексей Завьялов (Андрей), Алевтина Евдокимова (Наталья Павловна), Павел Меленчук (Дмитрий Романов), Геннадий Венгеров (Терминатор), Юрий Кузьменков (Сныть), Екатерина Архарова (Мелена), Николай Лещуков (император Павел I), Екатерина Галахова (Даша)

Приключенческий боевик. Сложилось впечатление, что был реализован проект, задуманный еще в начале 90-х. В те времена каскадеры были чрезвычайно популярны, а русских царей было принято если и не уважать, то жалеть. Трюкачи тогда устраивали популярные фестивали и шоу, некоторые их имена были на слуху. И в том числе А.Иншакова («Бригада»), на седьмом десятке взявшегося за роль, в которой был бы убедителен на четвертом. Видимо, сказалось то, что, наконец, он достиг возможности стать генеральным продюсером фильма, способным спокойно пережить, мягко выражаясь, коммерческий неуспех. Персонаж Иншакова – известный каскадер и постановщик трюков Александр Конов, мечтающий поставить... мелодраму и изводящий этим странновато-примитивных продюсеров. Мы видим, как он сам сидит за рулем во время прыжков на грузовичках. Оборудование подготовлено неважно, и автомобиль переворачивается. Но Конов почти не гневается. Сравнительно недавно он потерял в автокатастрофе близких, и пребывает в горькой, но светлой печали. Т.е., в отличие от расхожего штампа, не собирается никому мстить. Однако отсидеться не удается; приходится отбивать похищенного мальчика, но не обычного, а прибывшего на свою историческую родину в статусе Великого князя, наследника российского императора. Причем службы правопорядка и к визиту Дмитрия Романова, и тем более к развернувшимся сражениям относятся без интереса, несмотря даже на звонок президента страны. В качестве злого демона выступает персонаж Олега Тактарова («15 минут славы»), известного мастера боев без правил, засветившегося и в голливудских блокбастерах. Правда, в данном случае его спортивная форма почти не используется. Ведь богатей-коллекционер Виктор чаще всего повелительно посматривает на окружающих, нагоняя на них страху. У него есть свои (объективно сомнительные) причины претендовать на российский престол, но вместо того, чтобы самому добыть нужный для этого Мальтийский крест (принадлежавший Павлу I), он поручает это хроническому неудачнику Андрею. К слову, сыгравший его А.Завьялов («Человек, который знал все») по манере напомнил отрицательных персонажей А.Абдулова. Впрочем, в какие-то моменты представляемый фильм пробуждает и другие ассоциации. То с поздними фильмами С.Сигала, то с потугами на «Бриллиантовую руку» и «Джентльменов удачи». Пусть и юмора в картине минимум. Более того, «гардемаринский» по облику подросток Дмитрий Романов получил по наследству гемофилию, а поэтому существенную часть фильма истекает кровью. Тем не менее в меру проказничает и никогда не сдается. Не обходится сюжет и без наезда на нынешние времена путем идеализации прошлого. Эта линия связана с престарелым знаменитым актером П.Долматовым, который живет бедно, но играть то, что кажется недостойным, не желает. В развязке все линии сходятся именно в его деревенской избе. А заканчивается картина гламурно, но с патриотическим пафосом. А кто бы сомневался, что именно так все и будет? Натурные съемки проводились в Переславле-Залесском, Дмитрове и в Черногории, где в живописных окрестностях города Петроваца создавалась морские и подводные сцены. Музыка и титульная песня А.Маршала. 13-летний П.Меленчук («Любовь-морковь 2»),уже бывший опытным артистом, удостоен диплома за детскую роль на российском кинофестивале в «Орленке». Участие в конкурсе фестиваля «Золотой феникс» (Смоленск). Сборы в России $0,05 млн. Бюджет $5 млн. Рейтинг IMDb – 3,1/8 голосов. *

«ПАРАГРАФ 78: ФИЛЬМ ВТОРОЙ»

(1, Пт, БТ, 22-00)

Paragraf 78. Punkt 2, Россия, 2007, 90 мин., PG-13. Реж.-сцен. Михаил Хлебородов (дебют, сериал «Опережая выстрел»); в рол.: Гоша Куценко (Гудвин), Владимир Вдовиченков (Скиф), Анастасия Сланевская (Лиса), Григорий Сиятвинда (Фестиваль), Станислав Дужников (Люба), Анатолий Белый (Спам), Азис Бейшиналиев (Пай), Юсуп Бахшиев (Доктор), Михаил Ефремов (генерал)

Фантастический боевик по рассказам И.Охлобыстина. Окончание дилогии, первая часть которой, как и проект в целом, была представлена в «ТиО» №40 2008 года. Реально это вторая половина единого, но разорванного по коммерческим причинам фильма, о чем члены съемочной группы не раз высказывали сожаление. В связи с тем, что смотреть его с середины нет никакого смысла, а тот, кому понравился «Фильм первый», в любом случае захочет узнать, чем заканчивается действо, главное для меня – не представить «Параграф», а напомнить о его показе. Известно, что, получив в основном отрицательные отзывы в СМИ и блогах, прокатчики использовали принципиально иную тактику для продвижения второй части. Реклама на ТВ и уличных стендах была решительно сокращена, зато был проведен ряд закрытых показов для заведомо дружественных журналистов и блогеров. На практике это должно было реализоваться в создание благоприятной сетевой атмосферы для фильма, чтобы те, кто решил в интернете узнать, хорош ли фильм, наткнулись только на положительный отзыв. Если эта акция и помогла, то лишь отчасти. Сборы в России $2,8 млн. Бюджет $10 млн. Рейтинг IMDb – 5,2/344 голоса. Рейтинг сайта «Кинопоиск» (РФ) – 4,5/7452 голоса.*1/2

«ПАССАЖИРКА»

tv-p (2, Сб, ОНТ, 16-20)

Россия, 2008, 95 мин., PG. Реж. Станислав Говорухин («Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок»); в рол.: Анна Горшкова (Вера), Алексей Коряков (мичман Владимир Цветков), Никита Ефремов (Дмитрий Воронцов), Ирина Пегова (Аннушка), Виктор Сухоруков (Петр Никитич), Марат Башаров (Чижиков), Роман Мадянов (старпом), Сергей Никоненко (старший штурман), Петр Зайченко (боцман), Марина Орлова (Нина Маркована), Станислав Говорухин (консул), Федор Добронравов

Приключенческая мелодрама по мотивам рассказов К.М. Станюковича (18.3.1843 – 7.5.1903), уроженца Севастополя, известного произведениями на темы из жизни военно-морского флота. Из их экранизаций можно выделить «Матроса Чижика» (1955 г.). Маститый режиссер и солидный политик С.Говорухин («Россия, которую мы потеряли») очень обстоятельно подошел к воплощению данного проекта. В частности, настолько тщательно отнесся к деталям корабельного быта, что иногда картинка фильма начинает походить то ли на акцию реконструкторов, то ли на павильон восковых фигур. Больно уж вокруг чисто да красиво, плюс разговоры о долге, соответствие табели о рангах и т.д. и т.п.

Итак, 1882 год. Русский военный клипер «Смелый» (в первоисточнике – «Забияка») держит курс из Сан-Франциско в Гонконг. По настоянию российского консула капитан судна Петр Никитич берет на борт очаровательных соотечественниц: вдову благородных кровей Веру Сергеевну Кларк (ее муж, американский предприниматель, застрелился после финансового краха) и ее горничную, пышку Аннушку, освобождая им собственною каюту. Известие о том, что на борту будут дамы, становится большим событием для собравшихся в кают-компании. О ужас – теперь три недели нельзя будет материться, подумали офицеры, а ведь мат для флота что ветер для парусников (со сквернословием связаны и многие шутки фильма, и очень колоритный персонаж). Красотке Вере (23-летняя А.Горшкова, «Днепровский рубеж») не обязательно было отбывать на Родину, ведь двое янки предлагали ей руку и сердце, но потянуло домой. И со стороны русских офицеров, коих удивительно много на корабле, она сразу же замечает пристальное внимание, что сильно беспокоит судового попа. И действительно, быстро доходит и до объявления дуэли… Впрочем, непосредственно о любовной истории рассказывать не буду. Именно в ней все как обычно, без особой связи с антуражем. По ходу просмотра, честно говоря, особенно с учетом постановочного размаха, ожидаешь больше разнообразных событий, но все сводится к вопросам психологии, приправленной житейской рациональностью. А стилистика такова, что в какой-то момент даже подумалось о манере нынешнего Н.Михалкова. Съемки проводились в сентябре-октябре 2007 года в разных уголках острова Тенерифе (Канары), в частности в городах Пуэрто-де-ла-Круси Оротава, причем последний внешне похож на калифорнийский порт Сан-Франциско конца XIX века. Сценарий С.Ашкенази («Криминальный талант»). Музыка знаменитого А.Рыбникова. Гран-при зрителей на фестивале «Окно в Европу» (Выборг). Приз фестиваля «Московская премьера». Сборы в России $0,19 млн. Бюджет $7 млн. Рейтинг IMDb – 5,9/47 голосов. Рейтинг сайта «Кинопоиск» (Россия) – 5,7/444 голоса.**

«ПОПАСТЬ В ДЕСЯТКУ» **1/2

(3, Вс, Лад, 21-25)

Starter for 10, США – Великобритания, 2006, 95 мин., PG-13. Реж. Том Вон («Однажды в Вегасе», «Крайние меры»); в рол.: Джеймс Макэвой (Брайан Джексон), Ребекка Холл (Ребекка Эпстейн), Кэтрин Тейт (Джулия Джексон), Эллис Ив (Элис), Доминик Купер (Спенсер), Бенедикт Камбербэтч (Патрик Уоттс), Джозеф Френд (юный Брайан), Джеймс Гаддас (Мартин), Гай Генри (д-р Моррисон), Джеймс Корден (Тоун), Саймон Вудс (Джош), Джон Хеншоу (Дес), Чарльз Дэнс (Хэрбинсон)

Молодежная комедия по мотивам одноименного романа британца Дэвида Николлса (род. в 1966 г.), более известного по сценарным работам («Симпатико»). События ленты происходят в 1985 году, в разгар эпохи Маргарет Тэтчер. Популярный 27-летний Д.Макэвой («Последний король Шотландии») играет студента первого курса Бристольского университета Брайана Джексона, выходца из рабочей семьи. Он с детства обожает смотреть телевизионные интеллектуальные шоу, причем главным образом потому, что знает ответы на большинство вопросов. А самая любимая его программа – «Университетский конкурс», в которой соревнуются команды вузов. Брайан давно мечтает принять в ней участие, и у него появляется такая возможность. В университетской команде он знакомится с неотразимой гламурной блондинкой Элис, быстро теряя от нее голову. Вот только как быть с разностью в социальном положении? Ведь девушка выросла в богатой семье, была школьной «королевой», поэтому донельзя избалована. Иное дело – общение с интеллектуалкой Ребеккой, но как быть с чувствами? Точнее гормонами. Видимо, под их влиянием Брайана, что называется, понесло. Он уже не выкладывается в учебе, все сильнее вовлекаясь в бурную молодежную среду… Большинство шуток фильма понятны всем бывшим и настоящим студентам. Название ленты – фраза из телешоу, означающая получение 10 очков. В саундтреке звучат хиты 80-х годов. Среди исполнителей – «The Cure», «Motorhead», «Tears for Fears», «Yazoo», «The Smiths»… Съемки проводились в Англии. Номинации на «Empire»: британский фильм и Д.Купер как новое имя. Номинация на премию Британского независимого кино за режиссуру. Приз зрителей на МКФ в Остине (США). Сборы в США $0,22 млн. Сборы в остальном мире $1,5 млн. Рейтинг IMDb – 6,7/6532 голоса.

«РАССЕЯННЫЙ»

tv-r (1 и 2, Пт и Сб, СТВ, 20-35 и 8-05)

Le Distrait/Absent-minded/The Daydreamer, Франция, 1970, 85 мин., PG. Реж. Пьер Ришар («Я робок, но я лечусь»); в рол.: Пьер Ришар (Пьер Малаке), Мари-Кристина Барро (Лиза Гастье), Мария Паком (Глисия), Катрин Сами (Кларисса), Поль Пребуа (Клерден), Роббер Дальбан (Мазелен), Бернар Блие (Гитон), Ив Робер

Эксцентрическая комедия с сатирическими мотивами. Режиссер П.Ришар при участии сценариста П.Ришара эксплуатирует клише популярного 35-летнего комика П.Ришара. Прообразом Пьера Малаке является Менальк, один из героев «Характеров» французского писателя-моралиста Жана де Лабрюйера. В суть данной ленты можно врубиться, исходя уже из названия и актерского стиля исполнителя главной роли. Итак, живет в Париже творчески одаренный, но на редкость рассеянный молодой человек. Все у него в жизни кувырком. Он говорит и думает одновременно, но говорит одно, а думает о другом, часто путая «да» и «нет». К счастью, это отнюдь не всегда приводит к неприятным последствиям. Бывает и наоборот. Правда, в престижное рекламное агентство Пьер устраивается благодаря не собственной «художественной рассеянности», а роману мамы с его руководителем Гитоном. Наш герой и не думает меняться, чтобы вписаться в бизнес-формат. Наоборот, он настолько отчаянно креативит, что становится похоже на цирк или землетрясение. В его версии реклама агрессивна и навязчива... На мой взгляд, весьма интересно уже то, как выглядел французский рекламный бизнес в конце 60-х годов. Разумеется, «Рассеянный» не обходится и без любовной линии. Сопродюсер фильма – топ-режиссер И.Робер («Высокий блондин в черном ботинке») – появляется на экране в маленькой роли соседа Пьера. Съемки проводились в Париже. Музыка В.Косма. Рейтинг IMDb – 6,2/416 голосов. **1/2

«СОЛЯРИС» ***1/2

tv-s (3, Вс, СТВ, 23-05)

Solaris, СССР, 1972, 169 мин., CD, PG. Реж. Андрей Тарковский («Андрей Рублев», «Сталкер); в рол.: Донатас Банионис (Крис), Наталья Бондарчук (Хари), Юрии Ярвет (кибернетик Снаут), Владислав Дворжецкий (пилот Бертон), Николай Гринько (психолог Ник Кельвин), Анатолий Солоницын (астробиолог Сарториус), Сос Саркисян (физиолог Гибарян), Ольга Барнет (мать Криса), Александр Мишарин (руководитель комиссии), Георгий Тейх (проф. Мессенджер), Юлиан Семенов (председатель научной конференции), Тамара Огородникова (Анна), Ольга Кизилова, Татьяна Малых, Баграт Оганесян (Тархье)

Научно-фантастическая философская драма по одноименному (1961 г.) роману поляка, уроженца Львова, Станислава Лема (12.9.1921 – 27.3.2006). Время действия – будущее. К слову, вполне реальное, снятое из автомобиля во время поездки в Токио. На советских зрителей эти дороги-развязки производили сильное впечатление.

Итак, для исследователей Вселенной нет более привлекательной загадки, чем тайна удивительной планеты Солярис. Ведь ее поверхность покрыта Океаном, представляющим собой огромный живой мозг. Экспедиция землян должна решить, целесообразно ли дальнейшее исследование Соляриса? Прибыв на место, астронавты сталкиваются с поистине невероятным воздействием на их собственный мозг. Из глубин подсознания извлекаются их тайные переживания и воспоминания, чтобы затем материализоваться как в приятные, так и в поистине кошмарные сцены. Но суть происходящего не в собственно событиях, а в захватывающем погружении в философские глубины человеческого бытия... Известно, что Лем не принял режиссерской концепции Тарковского, которая существенно отличается от концепции первоисточника, зато максимально приближена к его режиссерскому мироощущению. Свое разочарование писатель отмечал, например, во фразе, что он «не писал о людях, решающих эротические проблемы в пространстве». Сам Тарковский говорил о «Солярисе» следующее: «Главный смысл ... фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень... Я хотел бы доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью – например, проникновение в космос, изучение объективного мира и т.д.» Режиссер признавался, что оценивает художественные достоинства «Соляриса» ниже, чем других своих картин. Большой специальный приз жюри и премия экуменического жюри на МКФ в Канне (победили итальянские ленты политической направленности «Дело Маттеи» и «Рабочий класс идет в рай»). Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Карловых Варах. Внимательные зрители заметили, что в одном кадре Крис пребывает в майке, а в следующем – в пижаме. Оказывается, Тарковский про это знал, но переснимать было поздно, поэтому он махнул рукой с мотивировкой: «У нас же фантастика. Пусть все думают, что так и надо!» В ткани ленты можно уловить отсылки к роману Сервантеса «Дон Кихот». Музыка Э.Артемьева. Любопытная деталь. Большинство создателей «Соляриса» родились либо в апреле (Тарковский – 4, художник М.Ромадин – 12, оператор В.Юсов – 20, Дворжецкий – 26, Банионис – 28), либо в мае (Бондарчук – 10, Гринько – 22). Хоть консультацию астролога по этому поводу заказывай. В СССР фильм посмотрели 10,5 млн зрителей. Бюджет 1 млн руб. Рейтинг IMDb – 8/21099 голосов. Мужская оценка на 1,1 (!) балла выше женской. 4,4% из ответивших оценили фильм в 1 балл. В карьере Тарковского (4.4.1932 – 29.12.1986) это 6-й результат из 11. А вот среди экранизаций Лема это лучший результат. В этой связи отмечу, что голливудская экранизация «Соляриса» в постановке знаменитого С.Содерберга имеет рейтинг на 1,8 балла ниже и тоже не понравилась Лему. ***1/2

«ТЕЩА»

(1, Пт, Лад, 9-55)

Mother-in-Law, СССР (Беларусь), 1973, 69 мин., PG. Реж. Сергей Сплошнов («Зеленые огни», «Наши соседи»); в рол.: Павел Кормунин (Алексей Николаевич), Татьяна Карпова (Клавдия Ивановна), Галина Федотова (Наташа), Павел Молчанов (Виталий Данилович), Роман Филиппов (Вася), Стефания Станюта (тетя Маша), Рудольф Рудин (кандидат), Юрий Медведев (Полещук), А.Вдовин (Саша), Элла Овчинникова (Светлана), Евгений Майхровский, Геннадий Гарбук

Социальная комедия. В свое время она подверглась нещадной критике за пропаганду мещанства и мелкотемье. А вот обычному зрителю она скорее понравилась: 20-е место (27,4 млн зрителей) в годовом прокате, что для белорусских лент – высокий показатель. Тем не менее «Теща» стала последним игровым фильмом в карьере С.Сплошнова («Любовью надо дорожить»). А вот сегодня он явно бы приглянулся продюсерам «мыльных» сериалов. Показательно мнение о фильме В.Галанова, высказанное им в 1974 году в модной и смелой тогда «Литературной газете»: «Постановщик «Тещи» писал, что главный конфликт фильма составляет борьба с мелкособственническими пережитками. Но чтобы благим намерениям авторов дано было осуществиться, мало раздать персонажам комедии маски сплетников, мещан, обывателей, наделить ядовитыми улыбочками, заставить охотиться за японскими зонтиками и модными дамскими париками…» Кстати, разве мы не изжили многие из тех «ужасных» недостатков, свойственных советским людям? По крайней мере так называемый «вещизм» (погоня за дефицитом, культ блата и т.д.) практически исчез, а «обыватель» ныне вовсе не ругательство, а достойный, правильно голосующий гражданин. Еще более суров О.Курган («Труд»): «Клавдия Ивановна наделена авторами признаками тещи из анекдотов. Глупость – пожалуйста. Корыстолюбие – сколько угодно. Мещанская пошлость – хоть лопатой греби… Такую в тещи пожелаешь разве что соседу. Кстати, о соседе. То ли сама Клавдия Ивановна взрастила из обыкновенных нормальных людей такой паноптикум обывателей, сплетников и тунеядцев, то ли за нее постарались авторы фильма – неизвестно». Да, критикам тех времен непременно требовался социалистический реализм и наличие пропаганды социалистического образа жизни, даже если фильм был просто развлечением. Куда меньшим прегрешением считалось, если комедия получалась откровенно несмешной. Музыка Е.Крылатова. Рейтинга IMDb нет. *

«ЧАО, ПАЯЦ!»

(29, Вт, БТ, 23-00)

Tchao, pantin, Франция, 1983, 100 мин., R. Реж. Клод Берри («Манон с источника», «Жерминаль»); в рол.: Колюш (Ламбер), Ришар Анконина (Бенсоуссан), Аньес Сораль (Лола), Махмуд Земмури (Рашид), Филипп Леотар (Бауэр), Альбер Дре (Сильвио), Бен Смаил (Махмуд), Микаель Пише (Микки), Мишель Поль (Момо)

Криминальная драма по одноименному (1982 г.) роману француза Алена Пажа («Таксишник»), многие произведения которого экранизированы. Однажды на заправке знакомятся два очень разных человека. И ведь действительно, что может быть общего у вполне положительного работника бензоколонки средних лет Ламбера и юного араба Бенсоуссана, похищающего мопеды и приторговывающего наркотиками? Нет-нет, их вовсе не связывает нетрадиционная сексуальная ориентация. У Бенсоуссана есть любимая девушка Лола, участница панк-группы. И тем не менее Ламбер чувствует в новом друге столь же одинокую душу и переживает за него. Более того, когда мафиози из-за исчезновения партии дури, коварно похищенной из тайника, убивают парнишку, заправщик вспоминает, что в прошлом он полицейский. И что его сына тоже убили наркотики. Преступники, разумеется, не предполагали, что разбудят бурю. Доселе просиживающий с бутылкой рома Ламбер при помощи Лолы действует четко и жестко, а полицейский комиссар не спешит арестовывать «ночного мстителя», понимая, что его незаконные действия идут на пользу обществу… Сюжет не свеж, но исполнен на высоком творческом уровне. Необычно видеть комика Колюша («Инспектор-разиня», «Банзай») в серьезной, даже трагической роли. Показательно, что этот актер в 1980 году заявлял о намерении баллотироваться на пост президента Франции и, согласно опросам, мог набрать до 16% голосов, прежде всего интеллектуалов. Колюш пошел на этот шаг, чтобы протестовать против сложившейся в стране политической ситуации. Он был инициатором масштабной социальной акции: создания во Франции сети «Restaurants ducoeur» – передвижных и стационарных пунктов раздачи бесплатных обедов для бедняков. Летом 1986 года, в возрасте 41 лет и в расцвете славы, Колюш погиб, разбившись на мотоцикле. Его именем названа площадь в Париже, где и был снят представляемый фильм. Премии «Сезар»: Колюш, дважды – 30-летний этнический тунисец Р.Анконина (в т.ч. как актер-надежда), съемки Б.Ньюттенена и звук. Номинации: фильм, режиссура, сценарий, музыка Ш.Котюр, декорации и дважды – 22-летняя А.Сораль (в т.ч. как актриса-надежда), известная, например, по «Окну в Париж». Рейтинг IMDb – 7,5/949 голосов. **1/2

 

https://www.traditionrolex.com/8