Белорусские турфирмы чаще всего предлагают своим клиентам вылеты из Киева или Москвы. Для тех, у кого есть шенгенская виза, открывается возможность лететь еще из Каунаса или Варшавы. «Так дешевле, чем из Минска», – объясняют туристам. Наш корреспондент Дарья Гуштын выясняла, так ли это на самом деле.
Самые дешевые перелеты осуществляют low-cost авиакомпании. Родина концепции Low Cost – США, откуда она распространилась на Европу в начале 1990-х и в дальнейшем стала популярной во многих странах мира. «Лоукосты» – достаточно «молодая» модель бизнеса, в основе которой лежит высокая производительность труда и низкие расходы. Таким образом авиакомпании-дискаунтеры предоставили пассажирам возможность летать по очень низким тарифам, немыслимым для традиционных перевозчиков.
В Европе во всех направлениях летают самолеты более 120 авиакомпаний, готовых предлагать своим пассажирам самые низкие цены на билеты.
Из-за конкуренции цены все время снижаются. В итоге перелететь почти через всю Европу можно за 10-30 евро (цена авиабилета на рейс Каунас–Барселона, принадлежащий известному бюджетному перевозчику «Х»). Правда, следует помнить, что места на такие авиаперелеты нужно уметь бронировать.
Чем отличаются low-cost кампании от обычных?
Самое главное отличие – динамичные цены. Например, билет на уже упомянутый рейс Каунас–Барселона за 3-4 месяца до вылета будет стоить 70-130 евро, а примерно за 1,5-2 месяца начинаются традиционные распродажи. В это сложно поверить, но билет может стоить всего 5 евро плюс 5-10 евро – кассовый сбор. Но в день вылета билеты резко дорожают. И то, что еще месяц назад стоило всего 10 евро, теперь будет стоить 150-200 у.е.
Важно помнить, что low-cost авиакомпании предлагают формат краткосрочной поездки. То есть багаж не включен в стоимость билета, но при этом в салон можно взять до 10 килограммов вещей. Если сумка весит больше, придется платить дополнительно. Например, за сумку весом 20 кг нужно заплатить около 25 евро. То есть иногда даже больше, чем сам билет.
Еще один важный нюанс. Чаще всего самолеты low-cost авиакомпании прилетают не в основной аэропорт города, а во второстепенный. Например, в Барселоне – в Жирону, в Милане – в Бергамо, в Брюсселе – в Шарлеруа. Это значит, что надо учесть оплату трансфера из аэропорта до города. Стоимость – около 10-25 евро.
Кроме того, в стоимость билета не включена еда на борту. Но, с другой стороны, чаще всего полет длится от 40 минут до трех часов, поэтому данная услуга не всегда и востребована.
Почему так дешево?
Компании-дискаунтеры ведут бизнес более эффективно, чем традиционные авиаперевозчики. Low-cost авиакомпании всего мира получают больше полетов на каждый самолет, больше дохода на каждого работника и меньше расходов на каждое пассажирское кресло.
Это достигается за счет использования современного и молодого авиапарка (новые самолеты потребляют меньше топлива и реже ломаются), исключения расходов на необязательные элементы роскоши (большинство пассажиров могут обойтись без VIP-зала в аэропорту и питания на борту). Продажи авиабилетов ведутся «лоукостерами» в основном через интернет, ведь расходы традиционной авиакомпании на комиссионное вознаграждение или содержание авиакасс составляют порядка 10% стоимости билета
Перелеты из Москвы и Киева
У белорусов по-прежнему популярны авиаперелеты из Москвы. Экономия на перелет в Египет (до последнего времени наиболее распространенный маршрут для белорусов) – 100-150$. Но стоит учесть стоимость дороги из нашей столицы в российскую, а также трансфера до аэропорта, ведь далеко не все турфирмы предлагают такую услугу.
Перелеты из Киева и Львова обходятся дешевле. Кроме того, имидж российских аэропортов после теракта в «Домодедово» изрядно подпорчен. Проезд до Киева, кстати, дешевле, чем до Москвы. Но летать из Украины специалисты рекомендуют в весенне-летний период – именно тогда цены значительно ниже минских.
Белорусские авиалинии
Перелеты из Минска и в самом деле дороже. Однако стоит помнить о том, что в случае вылета из Беларуси вы можете сберечь собственные силы. Для многих туристов это весомый аргумент. Кроме того, авиакомпания «Белавиа» все чаще делает скидки и выгодные предложения для своих клиентов. Хотя цены по-прежнему «кусаются». Замдиректора компании «Белавиа» Игорь Чергинец объясняет, что билеты из Минска дороже, чем из Москвы, потому что объемы перевозок несравнимы. «Из Москвы летает огромное количество человек, рейсы выполняются на огромных бортах. Из Минска полеты часто совершаются маленькими 50-местными авиалайнерами, иногда даже не весь самолет заполнен пассажирами. Естественно, себестоимость подобных полетов высока. А расходы мы должны погасить, оттого и цены такие», – отметил он.
Однако, к примеру, Литва, территория которой меньше, чем у нашей страны, авиаперелеты осуществляет успешнее и в состоянии предложить авиапассажирам достаточно невысокие цены. «В ситуации с Литвой сработало их вступление в зону Шенген, – объясняет Игорь Чергинец. – У них после этого количество пассажиров возросло в три раза и сразу же упали цены. Если решится визовый вопрос Беларуси, мы готовы тоже снижать стоимость наших билетов. Но пока для въезда в Евросоюз белорусским туристам нужна виза, пока иностранным туристам нужна виза для пребывания в Беларуси, пока запросы минского аэропорта будут высокими, ситуация останется прежней. Мы, конечно, идем навстречу нашим клиентам. Разрабатываем скидки, выгодные предложения. Но есть объективные причины, которые тормозят процесс».
Наиболее востребованные у белорусов low-cost авиакомпании
Ryanair. Ближайшие аэропорты вылета – Каунас, Вильнюс (с мая), Рига.
Wizzair. Ближайшие аэропорты вылета – Киев, Варшава, Рига, Вильнюс.
airbaltic. Ближайшие аэропорты вылета – Минск, Вильнюс, Рига.
ЕasyJet. Ближайшие аэропорты – Краков, Таллинн.
Norwegian Air Shuttle. Ближайшие аэропорты – Варшава, Вильнюс.
Дарья Гуштын