Яна ШИДЛОВСКАЯ
С 9 по 13 марта в Берлине проходила 45-я международная туристическая выставка ITB Berlin. В 26 павильонах общей площадью 160 квадратных метров выставочного комплекса Messe Berlin в этом году собралось 11 163 участника, чьи стенды увидели 169 295 посетителей. Более красочными и информативными стали экспозиции Казахстана и Узбекистана, впервые на выставке был представлен Иран. Как и в предыдущие два года, Беларуси на важнейшем событии в мировом туризме не было.
Профессионалы турбизнеса используют площадку международной биржи для укрепления связей - неспроста три из пяти выставочных дней отведены для деловых встреч и семинаров. Первую часть выставки посетило порядка 100 тысяч профессиональных покупателей, и более 60 тысяч обычных туристов пришли в выставочный комплекс 12-13 марта. «Вновь огорчило отсутствие стенда Беларуси, - рассказала директор компании «Вокруг света» Марина Кондрашова, посетившая Берлин в дни выставки. - В прошлом году место еще пустовало, но в нынешнем выставочную площадь уже продали какому-то издательскому дому. Если площади стендов Украины, Молдавии, других соседних с нами стран увеличиваются, то полное отсутствие Беларуси на выставке оптимизма не внушает. Более того, в прошлом году в Берлин прилетело довольно много коллег из Беларуси - а на нынешней выставке я встретила представителей только одной компании. У тех, кто никогда не работал с Беларусью, интереса к нашей стране нет и быть не может, ведь мы не даем никакой рекламы и информации. Наши партнеры встревожены политической ситуацией в Беларуси, и на фоне африканских событий беспокоятся, будет ли у нас все спокойно. Интересуются, открылись ли в стране новые отели. А узнав, что не только не открылись, но и закрываются на ремонт старые, всерьез задаются вопросом: а что же тогда продавать? Наши переговоры в основном были направлены на то, чтобы уговорить партнеров подождать год-два, пока у нас откроются новые гостиницы».
О масштабах выставки говорит то, что между стендами экспонентов постоянно курсируют шаттлы. Красочно оформленные стенды, безусловно, привлекали внимание посетителей, но наибольший интерес вызывали павильоны, где демонстрировались новые технологии в туризме. «Огромные площади были отведены под новые технологии - программное обеспечение, системы онлайн-бронирования. Это были самые посещаемые стенды, - продолжает глава компании «Вокруг света». - В рамках выставки проводились интересные семинары и конференции. Как ни прискорбно это звучит для классического туристического агентства, но за IT-технологиями - будущее».
Новинкой выставки, которую не оставили без внимания ни экспоненты, ни простые посетители, стал большой стенд Ирана, выставлявшего в Берлине впервые. «Мнения насчет этой страны как туристического направления разделились, - рассуждает Марина Кондрашова. - Конечно, это страна с интереснейшей историей. Другое дело, что национальные особенности могут послужить для наших туристов существенным ограничением. Например, в Иране действует сухой закон. Летом туристы вынуждены купаться на раздельных - мужских и женских - пляжах. Зато зимой можно покататься на горных лыжах и, совершив перелет в пределах страны, искупаться в теплом море. Потенциал у страны большой, особенно если будут сделаны шаги в сторону лояльности по отношению к туристу. Хотя во время пребывания в Иране я не почувствовала себя ущемленной, и ношение платка в течение десяти дней было для меня приятным национальным колоритом. Направление перспективное, но в ближайшее время массовым оно однозначно не будет. Если говорить о других направлениях, то в Берлине более детально, чем, скажем, на выставке в Лондоне, представлены все возможности стран с упором на региональные особенности и местный колорит. Так, на стенде Чехии постоянно проходят дегустации чешского пива, колбасок. Югославы выпекают свои знаменитые молочные булочки. Тут же работают ремесленники, и посетители могут купить готовый или сделанный прямо у них на глазах сувенир. Это возможность для страны лишний раз напомнить о том, почему следует ее посетить. Кроме того, на выставке активно выставляются аэропорты. В этот раз я обратила внимание, что в зданиях немецких аэропортов, в частности в Берлине, открываются агентства по бронированию путешествий - так называемые last minute туры. Аэропорт Шёнефельд совсем небольшой, но только в нем я насчитала 3-4 таких бюро: к стойке подходят люди и покупают тур - скажем, на Тенерифе за 300 евро с питанием, перелетом и проживанием в отеле 4*. Возможно, это следы кризиса. Ведь обычно немцы с присущей им щепетильностью бронировали отпуск за полгода, а то и за восемь месяцев. Пока существуют визы, у нас такое едва ли возможно».