Людмила ДРИК
Авария, которая произошла на Минской кольцевой автодороге 9 марта, хоть и не имела трагических последствий для ее участников, всколыхнула многих: и велосипедистов, и велотуристов - тех, кто всем другим видам активного туризма предпочитает путешествия на велосипеде, и, конечно, автолюбителей, которые наблюдают за маневрами велосипедистов на проезжей части исключительно из окна автомобиля.
Напомню, что вечером 9 марта автомобиль БМВ на МКАД в районе 10-й больницы въехал в колонну спортсменов-велосипедистов. В дорожно-транспортном происшествии пострадало несколько человек. Основной удар приняли на себя тренеры, замыкавшие колонну. В стационарные отделения различных минских больниц доставлено восемь пострадавших. Травмы у молодых людей, слава Богу, не тяжелые, хотя и требуют лечения и постоянного наблюдения медиков. Велосипедисты - участники ДТП, несомненно, родились в рубашке: обычно столкновение велосипедиста с автомобилем заканчивается куда печальнее. Ведь что такое человек против несущегося на него автомобиля? Рыцарь без доспехов.
И пока на форумах новостных и специализированных сайтов бушуют страсти, автолюбители и велосипедисты выясняют отношения, ищут ответ на вопрос, кто виноват, и наперебой цитируют друг другу соответствующие пункты ПДД, предлагаю поговорить об отношении к человеку на велосипеде в городе - вообще. В нашей отдельно взятой стране. Или хотя бы в отдельно взятом городе Минске - столице, напоминаю, европейского государства.
Предвижу, что напоминание о нашей принадлежности к Европе может покоробить или даже вызвать раздражение - мол, что за неуместные намеки! Но неуместные только на первый взгляд. А всмотришься в лицо любимого города повнимательнее, чтобы отыскать в нем европейские черточки, - и призадумаешься.
Что, собственно, является показателем истинно европейского города? Вспомните свои неспешные прогулки по узким улочкам Праги, по романтичному Парижу, по Востробрамской улице в Вильнюсе. Ну конечно - пешеходные улицы: городские артерии, на которые автомобилям въезд запрещен, где человек «проходит, как хозяин», от одного прекрасного архитектурного памятника к другому, где велосипедисты чувствуют себя своими, а не чужими. Почему? Очень просто. Во-первых, потому, что никто не шарахается при виде человека на велосипеде и не обзывает велосипедистов в шлемах «космонавтами». Во-вторых, потому, что многие горожане и сами сознательно предпочитают такой экологический вид транспорта как велосипед при передвижении по городу и только для поездки за город пересаживаются в автомобиль. В-третьих, потому, что велодорожки и велопарковки прочно вошли в жизнь европейцев и стали неотъемлемым элементом городского пейзажа.
А теперь скажите: где в Минске есть велодорожки? И еще вопрос на засыпку: а велопарковки где? Подскажите хоть одну улицу, хоть один торговый центр, возле которого вам довелось увидеть элементарную металлическую раскоряку, в которую можно воткнуть колесо своего парноколесного друга! Ах, в последний раз видели такое чудо возле сельпо, когда отдыхали летом у бабушки? Что и требовалось доказать!
Поневоле задумаешься: уж не витает ли неуловимый европейский дух над белорусской глубинкой, где велосипеда не чурается ни стар ни млад? Но стоит один раз увидеть, на каких ветеранах велосипедной мысли передвигаются сельчане - и вопрос можно считать закрытым. Не от «европейскости» в белорусской провинции ездят на велосипедах и не благодаря развитому экологическому сознанию - от безысходности...
Но вернемся в Европу - например, в Париж, где действует отлаженная система проката велосипедов Velib (или в Лондон, где работает аналогичная система проката велосипедов Barclays).
Это огромная сеть стоянок с велосипедами, разбросанная по всему городу. Гуляешь себе по Парижу (Лондону), и вдруг натыкаешься на стройный ряд велосипедов. Стоимость проката настолько символическая, что не способна шокировать даже белорусских туристов. Чтобы покрутить педали, не обязательно быть парижанином (лондонцем). Система проста и, повторяю, отлаженна: чтобы арендовать общественный велосипед, достаточно иметь кредитную карточку с чипом. Конечно, в тонкостях и нюансах оплаты стоит разобраться еще до поездки. При элементарных навыках веб-серфинга этот пункт не представляет никакой проблемы.
Ремонтом велосипедов занимается специальная служба, она же следит за тем, чтобы велосипеды были равномерно распределены по всем районам города. Знающие люди говорят, что Velib'овский велосипед в целом удобный, только несколько тяжеловат: что поделаешь - особенности антивандаль- ного дизайна. Вот этот антивандальный дизайн и натолкнул меня на мысль.
Раз велосипеды делались в расчете на то, что «в семье не без урода», значит, никто изначально не идеализировал городских обитателей и туристов. Ну невозможно обязать людей «не создавать препятствий и опасности для дорожного движения, действовать добросовестно, корректно, быть внимательными и взаимно вежливыми» (пункт 7.2 наших ПДД), если отдельно взятым людям это не свойственно! То есть в Европе не побоялись посмотреть правде в глаза: исходили из того, что вандалы, хамы, нарушители всех мастей найдутся - и искали способы минимизировать ущерб, который они могут нанести. А в Беларуси почему-то свято верят в то, что достаточно прописать на бумаге требование «быть вежливым и корректным», и натура человеческая изменится как по волшебству. Почему-то трудно нашим законодателям признать, что для изменений надо нечто большее, чем предписания и директивы. И когда велосипедист, устав тащиться за медлительными пешеходами и уворачиваться от шаловливых детишек на тротуарах, съезжает на проезжую часть, он настроен решительно: «Я по дорогам ездил, езжу и буду ездить!» Для ГАИ велосипедисты - постоянная головная боль, потому что организовать действительно безопасное движение велосипедиста по дорогам дорожная милиция не в силах. Но найти выход, который бы всех устроил, трудно. Легче запретить. А потом сказать: сам виноват, куда полез, см. пункты 148 и 131.1. ПДД. Велосипедист настолько неудобен, что хочется чуть ли не насильно пересадить его в автомобиль - и пусть город задыхается от выхлопных газов!
Не подумайте, что мои симпатии всецело на стороне велосипедиста. Я тоже считаю, что, прежде чем выезжать на проезжую часть, велосипедисту неплохо было бы побывать в шкуре водителя - хотя бы оценить, как выглядит дорожная обстановка из кабины автомобиля. Но, согласитесь, еще ни один водитель автомобиля не погиб в результате столкновения с велосипедом.
Впрочем, в своем пренебрежении к велосипедисту на дороге (читай - инакомыслящему) мы не одиноки. Польский сайт «Polska na rowery» («Польша на велосипеде», polskanarowery.sport. pl) в конце февраля опубликовал 10 самых абсурдных высказываний чиновников на велосипедную тему. Привожу несколько - наслаждайтесь:
«Если велосипедисты жалуются на тесноту, пусть покупают себе более узкие велосипеды» (директор Департамента городских дорог и общественного транспорта в Быдгоще Ян Сюда).
«Пока я вице-президент, велодорожка на Вале Медешинском не появится!» (вице-президент Варшавы Анджей Урбаньский). Пан Урбаньский высказался так категорично в 2004 году. Но, наверное, и не подозревал, что его высказывание будет пророческим, только совсем не в том смысле, как ему бы хотелось. В 2006 году он покинул свой высокий пост, а вдоль Медешинского Вала сейчас пролегает даже не одна, а целых две велодорожки, которые и в самом деле появились уже после смены вице- премьера.
«Велодорожка не должна быть ровной, как аэродром, - чем больше неровностей, тем интереснее поездка» (президент городского водного товарищества Радома Марек Покорский).
А вот, на мой взгляд, абсолютный хит: «Варшава - не деревня, чтоб по ней на велосипеде ездить» (Марек Вось, чиновник варшавского Департамента городских дорог).
К слову, это высказывание чиновника так возмутило велосипедистов, что подвигло их на организацию «Варшавской критической массы» - мероприятия, которое до сих пор регулярно проходит в польской столице и собирает более тысячи участников. Как следует из названия, когда велосипедистов становится много, их просто невозможно игнорировать! Если бы не провокационное высказывание чиновника, не было бы ни этого мероприятия, ни подобных акций в других городах Польши. В Варшаве шутят, что пан Вось расшевелил варшавских велосипедистов и раскрутил велосипедное движение во всей Польше!
И вот я думаю: а какое же событие расшевелит до такой степени нас - чтобы мы решились доказать всему миру, что Минск не деревня, а цивилизованный европейский город?!
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий ВЕДЕНЬ, один из учредителей Минского велосипедного общества, велотурист со стажем, участник нескольких международных веломарафонов:
«Быть велосипедистом в Минске как минимум некомфортно и, в отличие от стран Европы, опасно для всех участников дорожного движения. Отсутствие велодорожек, бордюры на съездах с тротуаров высотой 20-30 см через каждые 50-100 м, напряженный трафик на дорогах города (на которых велосипед запрещен), «дырявые» обочины с ловушками люков и ливневых решеток - все это приводит к тому, что велосипедист в городе испытывает глобальный стресс.
Поездка на работу на велосипеде скорее превращается в экстремальное мероприятие, чем доставляет удовольствие от пользования экологическим и удобным транспортом. А в Европе люди ездят на велосипедах - и получают от этого удовольствие! На дорогах Норвегии я не раз видел людей в офисных костюмах на велосипедах: катят себе по велодорожке, галстук упорхнул куда-то на плечо, чемоданчик закреплен на багажнике. Более того, пешехода, а тем более автомобиль, оказавшийся на полосе, выделенной для движения велосипеда, в Европе запросто могут оштрафовать за нарушение правил движения. Примеры этого я наблюдал во Франции. На загородных дорогах часто приходилось видеть велосипедистов в ярких сигнальных жилетах, велошлемах. Мотивация проста - рекомендации правил движения и собственная безопасность: лучше долго и счастливо ездить в оранжевом светоотражающем жилете, чем лежать в красивом гипсе.
Отрадно встретить и на наших дорогах велосипедистов в ярких жилетах. Часто сами велосипедисты добавляют ноты экстрима в свои перемещения. Каждый, кто сидел за рулем авто, знает, что когда в темное время суток необозначенный велосипедист внезапно выныривает из темноты - среагировать на него весьма непросто. Респект всем ночным странникам с фликерами!
Но есть и хорошие новости.
В настоящее время проходит регистрацию общественная организация «Минское велосипедное общество». Одна из главных целей общественного объединения - это популяризация велосипедного движения в городе Минске и Минской области, создание комфортных и безопасных условий движения для велосипедистов, содействие развитию инфраструктуры (велодорожки, пандусы), координация и взаимодействие участников велодвижения с органами дорожной безопасности. Работы предстоит много, но кто же еще поможет велосипедистам, если не они сами?
Вторая важная цель - взаимодействие с международными и европейскими велосипедными организациями и - в будущем - включение Беларуси в сеть европейских вело- маршрутов ЕВРОВЕЛО. Это целая система дальних велодорог Европы, проложенных по интересным, красивым, историческим районам. Благодаря существованию таких маршрутов люди безопасно и с удовольствием знакомятся со страной. Появившись у нас, такие маршруты сделают Беларусь гораздо более привлекательной для велотуристов из других стран, а также позволят лучше узнать свою страну самим белорусам».