Лилия КОБЗИК, фото автора
В столице Сербии, Белграде, 24-27 февраля состоялась 33-я Международная туристическая выставка IFT 2011. В крупнейшем на Балканах туристическом форуме приняли участие 850 экспонентов из 50 стран мира, количество посетителей составило около 60 тыс. человек. По специальному приглашению Национального офиса по туризму Сербии выставку посетили начальник отдела компании «Санни Трэвел» Виктория Дорогонько и редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия Кобзик.
Как говорили выступающие на открытии выставки официальные лица (а среди них были министры по туризму соседних стран, а также представители профильной Еврокомиссии), особенностью сербского турпродукта является его молодость и новизна. Сербские власти всего лишь десять лет назад обратили серьезное внимание на вопросы ин- каминга, и за это время отрасль прошла серьезный путь осмысления имеющихся ресурсов и потенциала. Цифры приема на сегодняшний день не так велики (около 700 тыс. иностранных гостей в прошлом году, из них половина приехала в Белград), но каждый год наблюдается устойчивая положительная динамика.
Так, сербский въездной туризм показал 6% роста в 2010 году по сравнению с 2009-м. Многочисленные туристические администрации (а они есть практически в каждом районе Сербии, и многие из них были представлены на выставке, придав неповторимый сельский колорит сербскому павильону!) активно работают на местном уровне, развивая внутренний туризм. А центральная администрация в последние годы прикладывает максимум усилий для того, чтобы продвинуть направление на внешних рынках. Яркий пример этого продвижения - внушительная делегация приглашенных на выставку профессиональных гостей. 52 представителя профильных медиа и ведущих туркомпаний из различных европейских стран, в том числе - в первый раз - из Беларуси! Все расходы по пребыванию участников делегации в Сербии взял на себя туристический офис.
Очевидно, что Сербия намерена серьезно выходить на европейский рынок. Еще лет пять назад основными потребителями местного турпродукта считались уехавшие на работу и ПМЖ за границу местные граждане (в настоящее время в самой Сербии проживает 7 млн граждан, 4 млн - за границей). Теперь Сербия достаточно окрепла и видит основных потребителей в зарубежных гражданах.
Как подчеркивалось в ходе форума, отсутствие в стране такой внушительной «дестинации» как море абсолютно не является препятствием для развития индустрии гостеприимства. Какими же главными козырями привлекает Сербия туристов?
По официальным данным, рейтинг различных сегментов национального турпродукта выглядит так: сити-брейки, фестивали, активный туризм, путешествия по Дунаю, лечение (многочисленные термальные источники), горнолыжные курорты. Отмечая постоянный количественный рост и в целом оптимизм в отрасли, аналитики выделяют два главных фактора успеха: открытые границы либо существенное облегчение визового режима, а также фактор «открытого неба» и наличия в стране бюджетных авиаперевозчиков.
В стране огромное количество «бань» (термальных источников), вода и грязи которых способствуют лечению самого широкого спектра заболеваний, цены достаточно невысоки, и на сегодняшний день, к примеру, для белорусского потребителя это единственная безвизовая реальная альтернатива Мертвому морю.
Каждый год летом в Сербии проводятся различные фестивали. Это в первую очередь знаменитый Exit, а также джаз-фестиваль и пивной фестиваль. Идеально подходит направление и для гурман-туров - в стране восемь винных регионов, каждый со своими традициями и колоритной кухней.
Ну и конечно, звезда сербского направления - сам Белград. Столица Сербии считается самой динамично развивающейся дестинацией. Здесь, как ни в каком другом городе, чувствуется сочетание и переплетение Западной и Восточной Европы. Сами сербы называют это явление «микст культур». Белград - кандидат на звание культурной столицы Европы 2020 года, в настоящее время позиционирует себя как город вечеринок, город тусовок, город хорошего настроения и недорогого шопинга. Вход в клубы здесь бесплатный, цена ужина в ресторанчике - 10 евро с напитками. Местные напитки, в том числе ракия, стоят 1 евро. В общем, есть масса причин для того, чтобы побывать в Белграде и Сербии. А заодно и поучиться, как надо развивать туризм - даже если нет моря.