На белорусском туристическом рынке, где конкуренция с каждым годом усиливается, важно уметь выделяться и находить свой путь развития. Качественная работа и внимание к клиентам уже сами по себе могут быть залогом долголетия турфирмы. Но если она планирует идти дальше и развиваться, без расстановки приоритетов не обойтись. В преддверии десятилетия компании «ВОЯЖТУР» журналист газеты «Туризм и отдых» поговорила с ее директором Евгением САЗЫКИНЫМ об уже пройденном пути компании и реалиях белорусского туристического рынка.
- Евгений, расскажите, с чего начиналась работа компании?
- Днем рождения турфирмы «ВОЯЖТУР» стало 26 февраля 2001 года: поначалу основной целью ее работы была организация туров для активных туристов, а также лечебный и познавательный отдых в Беларуси. К сожалению, эти направления так и не сумели найти своего клиента, поэтому поначалу деятельность компании была не настолько успешной, чтобы обеспечить ее рост и развитие. Я был приглашен на должность директора в августе 2004 года, и тогда мы занялись отправкой туристов за пределы страны. Начинали, как и, пожалуй, большинство турфирм в Беларуси, с автобусных туров в соседние страны - Польшу, Литву, Чехию, организовывали отдых в Крыму. На тот момент это казалось самым актуальным и беспроигрышным вариантом, близким и понятным белорусскому туристу. Специфика нашего рынка заключается в том, что он должен пройти свой путь за очень короткое время. Сейчас каждый год развития рынка сопоставим с 5 годами его развития в более раннем периоде. Когда все вокруг настолько стремительно меняется, нужно держать позиции и соответствующие темпы, чтобы тебя не обошли. Развитие компании началось с автобусных туров, потом добавились туры в Турцию с вылетом из Москвы, потом еще несколько массовых направлений, уже с вылетом из Минска. Еще через год мы начали предлагать туристам европейские страны. Каждый год добавлялись новые направления, и сегодня мы продаем туры в 70 стран, причем на 40 направлениях выступаем в качестве туроператора.
- На что изначально делалась ставка в развитии компании?
- С самого начала мы решили, что основным средством продаж наших туров станет интернет, и сконцентрировались на развитии своего сайта и рекламе в сети. На тот момент эта сфера в Беларуси была развита довольно слабо, приходилось знакомиться с опытом коллег из России, Украины, идти методом проб и ошибок. Но в итоге это принесло нам определенный успех - белорусский турист очень любознательный и активно использует всемирную сеть. Поэтому сегодня интернет является самым удачным, к тому же не самым дорогим, способом продвижения и дистрибуции. В итоге наш сайт стал одним из самых популярных среди сайтов туристических компаний и остается таковым и поныне - с 2005 года мы стабильно входим в тройку лидеров. В этом году к своему десятилетию нам удалось внедрить систему online-бронирования туров, которую используют как агентства, так и непосредственно туристы.
- 70 направлений - это практически полмира. Не удобнее ли было сконцентрироваться на самых популярных странах и делать деньги на потокетуристов?
- Когда мы продумывали свои операторские направления, мы изначально не стали делать упор на продукт, который предлагают крупные российские операторы. Конкуренция на рынке таких массовых направлений как Турция и Египет постоянно усиливается, и в Беларуси мало компаний, которые могут на должном уровне конкурировать с TEZ TOUR или «Натали Турс». Поэтому на массовых направлениях мы выступаем как агенты, а собственной концепцией выбрали организацию самостоятельно разработанных туров для путешественников. В нашем понимании это люди, которые большую часть поездки предпочтут потратить на интересные экскурсии и знакомство со страной, а не на отдых в отеле. Поэтому в течение последних трех лет мы активно предлагаем туры, сочетающие экскурсионные программы и отдых. Причем, в отличие от многих наших коллег, упор изначально был сделан на авиатуры - уже непосредственно в выбранной стране человек либо присоединяется к группе, либо отправляется в индивидуальный тур. Среди наших туристов немало людей, которые каждый год хотят отправиться в новую страну, поэтому мы продолжаем работу по расширению своей географии. Сейчас в наших ближайших планах - туры в Африку, Латинскую Америку, США и Мексику.
- То есть вы изначально не делали ставку на туриста-пляжника?
- Конечно, у нас много туристов, которые в поездке просто хотят отдохнуть. Но действительно, ставку на пляжников мы не делали. Более того, мы проделали большую работу, чтобы перевести их в разряд путешественников. Мы никогда не продавали просто отель, расстояние до моря и набор услуг. Человек, который побывал в Греции, должен почувствовать, что это была Греция, а не заниматься сравнением греческих и турецких отелей. На самом деле предпочтения белорусского клиента не в последнюю очередь зависят от квалификации его турагента. Если менеджер работает на каком-то одном направлении, его постоянные клиенты ездят туда каждый год. Но в его силах предложить им и другие варианты, открыть новые страны. Конечно, у нас тоже есть консервативные клиенты, которые предпочитают однажды выбранный отель всем остальным. Но тенденция к смене направлений с каждым годом проявляется все ярче, поэтому, на мой взгляд, мы идем по правильному пути. Безусловно, Турция, Болгария, Египет никуда не денутся, они останутся массовыми направлениями и продолжат развиваться. Но хотя количество туристов, которые выбирают пакетные туры, у нас постепенно увеличивается, в структуре продаж они занимают сегодня не более 20%. Этот рынок наполнен одинаковым продуктом, и конкуренция на нем очень высокая. Наша ставка на разнообразие страхует нас и от неприятных потрясений: в прошлом году отток туристов испытала Греция, в этом - Египет. Сегодня турфирмы, которые концентрируются на одном направлении, могут попасть в очень затруднительное положение, если в стране начнутся политические конфликты, природные катаклизмы или другие неприемлемые для туристов события.
Безусловно, создание нового продукта - это большая работа, которая для нас начинается за 9-8 месяцев до сезона. К примеру, в нынешнем году мы отправили группу туристов в комбинированный тур Япония - Филиппины. Но очень приятно, что наши клиенты уже осознали: сложный продукт требует бронирования заранее, чтобы оптимизировать его стоимость. Например, если не купить авиабилет на регулярный рейс за 2-3 месяца до вылета, его цена вырастет вдвое по сравнению с ценой билета, приобретенного за полгода.
- На ваш взгляд, как соотносятся понятия «белорусский рынок» и «качество»?
- С одной стороны, наш рынок, несомненно, уже состоялся и постепенно растет - каждый год приходят люди, которые едут куда-то в первый раз, особенно это касается регионов. С другой стороны, рынок еще зреет. Безусловно, уровень качества и сервиса в последние годы вырос в разы - уже практически не слышно о случаях откровенного обмана, когда недобросовестная турфирма, к примеру, заселяет туристов не в тот отель. Так что степень доверия клиентов к турагентствам постоянно увеличивается. Но по-прежнему большую роль на нашем рынке играет избыток агентств. К нам это относится в меньшей мере - продавая сложный продукт, мы не боимся конкуренции на наших направлениях. Следует отметить, что новые турфирмы, не имеющие ни имени, ни клиентов, ни денег на рекламу, часто начинают демпинговать, не задумываясь о последствиях такого явления для всего рынка. На мой взгляд, этот процесс в конце концов достигнет точки, после которой все станет на свои места, и продукт будет продаваться за деньги, которые он действительно стоит. Как бы там ни было, путь нашего развития все равно совпадет с тем, который проделал европейский рынок. А там сегодня наблюдается очень четкая тенденция: практически не осталось уникальных агентств, в основном все они являются представительствами крупных туроператоров. Исключение составляют так называемые «бутики» в туризме - фирмы, которые занимаются сложным индивидуальным туризмом. Конечно, наш турист еще не готов платить за все как индивидуальный, кроме того, его специфика заключается в незнании языка и желании находиться в составе хотя бы небольшой, но группы - именно поэтому развитие самостоятельного бронирования у нас идет не так быстро, как в Европе. Так что в Беларуси большое количество агентств будет востребовано еще некоторое время.
- И тем не менее, выделиться среди тысячи турфирм - задача непростая.
- Чтобы достигнуть успеха и определенных результатов, нам понадобилось около 5 лет. Я верю в успех предприятий, которые основывают опытные менеджеры, проработавшие в туризме 5-10 лет, и не верю в фирмы, которые открываются в дополнение к основному бизнесу - из простого предположения, что это «легкий бизнес». Сейчас клиенты стали требовательнее к репутации турфирмы, к ее офисам, качеству обслуживания. Да и опыт менеджера можно оценить еще по телефонному разговору. Поэтому на сегодняшний день молодым фирмам было бы разумнее присоединяться к крупным компаниям, предлагая им услуги в качестве офиса продаж или уполномоченного агентства. Возможно, это дало бы им больший результат. Что касается скидок - думаю, что компании, которые так отработали летний сезон в прошлом году, подсчитав прибыль по его итогам, не обрадовались. Работа, которая не приносит доход, не имеет смысла. Не случайно в прошлом году туристические агентства в Могилеве выработали единую позицию по поводу скидок для клиентов. Надеюсь, что общая позиция турфирм по этому вопросу появится и в Минске.
- Сейчас многие операторы если еще не создали собственную сеть продаж, то по крайней мере задумываются об ее организации. Значит ли это, что процесс укрупнения рынка уже начался?
- Этот процесс необратим - он уже произошел в Европе, он очень быстро идет в России. У нас он идет пока медленно - появились только уполномоченные агентства TEZ TOUR. Но, мне кажется, ожидания, что туристы все как один бросятся покупать туры оператора, не оправдались - все-таки доверие к своему менеджеру для белорусов пока важнее, чем желание получить дополнительную скидку. Несколько крупных компаний в Беларуси имеют свои представительства в регионах. Мы также хотим пойти этим путем и развивать партнерскую сеть.
- Минск и регионы - это практически два разных мира. Как сейчас вторые подтягиваются к первому?
- В регионах начало увеличиваться количество агентств - в крупных городах их стало вдвое больше. Перед ними сейчас также стоят вопросы выделения из общей массы. Если столичный турист избалован выбором и широкой географией направлений, то продукт в регионах еще не настолько разнообразен: Крым, Болгария, Турция, Египет, автобусные туры в Чехию и Литву... В конечном итоге выигрывают фирмы, которые могут предложить клиентам наибольшее разнообразие. Я думаю, что они это и сами понимают. Во всяком случае, сейчас мы чувствуем очень большую активность региональных агентств по нашему продукту - часто даже большую, чем минских. Поэтому в этом году мы собираемся работать с регионами на выставках, а также провести ряд выездных семинаров.
- Когда-то компания начинала с въездного и внутреннего туризма, но особого успеха в нем не добилась. На ваш взгляд, как с тех пор изменились условия работы?
- Все поменялось радикально. На тот момент, когда мы занимались въездным и внутренним туризмом, было проще с местами в санаториях и базах отдыха. После того как на рынке началась активная работа российских туристических компаний, которые выкупили практически все места в санаториях, многие белорусские компании просто лишились возможности участвовать в реализации этого продукта. Санаториям выгоднее работать напрямую, так как они получают валюту и выставляют россиянину более высокий ценник как иностранному гражданину. А комиссия в 3-4%, которую имеет белорусская турфирма, недостаточна даже для покрытия затрат по реализации этой путевки. В соответствии с действующим законодательством мы не имеем права делать наценку на путевки в санатории, тогда как российские компании могут себе это позволить. В итоге социальная защита белорусов от повышения стоимости путевок привела к тому, что теперь они просто не могут их купить - все уходит на российский рынок. Это нонсенс, существующий в нашей стране: быть в Беларуси принимающей стороной сложнее, чем работать на выезд. Конечно, есть турфирмы, работающие на въезд, и надо отдать должное их терпению и мужеству; но их не много и их количество не увеличивается. Кроме того, в Беларуси не так много возможностей для внутреннего туризма. Клиенту на уик-энд можно предложить разве что отдых в агроусадьбе, но пока большинство из них рассчитано на краткосрочное пребывание, и не многие могут предложить достойный набор услуг. Не говоря уже о том, что в праздничные дни стоимость проживания в них сравнима с поездкой на термальные источники в Венгрии. Потенциал у въездного туризма есть, но для его развития нужна соответствующая инфраструктура, причем не только в виде санаториев. Они не желают выдергивать для клиентов 4 дня из 12-дневной путевки. Другое дело - spa-отели: этот рынок в Беларуси еще не развит, но подобный отдых имел бы успех как у белорусов, так и у приезжих гостей.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ