https://www.traditionrolex.com/8
<p>16 февраля вопро­сы подготовки кадров для туристической индустрии обсуждались на семинаре «Высшая школа туризма в европейском образовании, науке и профессиональ­ной деятельности». Гости семинара узнали о белорус­ской системе образования в туризме, международном сотрудничестве в этой сфе­ре, особенностях органи­зации учебного процесса в Высшей школе туризма БГЭУ, а также ознакомились с разработками аспирантов и магистрантов «Высшей школы туризма».</p>

Анна БОДЯКО

16 февраля вопро­сы подготовки кадров для туристической индустрии обсуждались на семинаре «Высшая школа туризма в европейском образовании, науке и профессиональ­ной деятельности». Гости семинара узнали о белорус­ской системе образования в туризме, международном сотрудничестве в этой сфе­ре, особенностях органи­зации учебного процесса в Высшей школе туризма БГЭУ, а также ознакомились с разработками аспирантов и магистрантов «Высшей школы туризма».

На данный момент специалистов туристической сферы готовят 20 бе­лорусских вузов, десять из которых находятся в Минске, два - в Витебской области, три - в Брестской, столько же в Гомельской, а также по одному вузу в Гродненской и Могилевской обла­стях. Количество специалистов тур- бизнеса увеличилось в 2010 году на 1171 человек - именно таким был вы­пуск прошедшего года. А вот набра­ли вузы в два раза большее число студентов - 2234 человека поступи­ли на туристические специальности. Впрочем, целесообразность суще­ствования такого многообразия ву­зов, готовящих кадры для туризма, порой вызывает сомнения. «В Израи­ле, к примеру, специалистов по туриз­му готовят только два вуза, - отметил в своем выступлении директор Де­партамента по туризму Министер­ства спорта и туризма Республики Беларусь Вадим Кармазин. - Сегод­ня можно говорить об избытке специ­алистов этой отрасли в Минске, хотя в регионах по-прежнему ощущается их нехватка».

Помимо высших учебных заведе­ний, подготовку кадров для туриз­ма осуществляют 8 ссузов и 120 ПТУ - в основном они выпускают профес­сионалов по сопутствующим специ­альностям: поваров, официантов, во­дителей. Кроме того, для желающих открыты курсы экскурсоводов и ги­дов-переводчиков с вечерней и за­очной формой обучения: в 2008 году в Беларуси была внедрена система аттестации гидов и экскурсоводов, и, по законодательству, экскурсии в на­шей стране могут проводить только гиды, имеющие удостоверение госу­дарственного образца.

Повысить квалификацию и пройти переподготовку на базе высшего об­разования работники индустрии пу­тешествий могут в шести белорус­ских вузах.

Что же касается образовательно­го процесса в «Высшей школе ту­ризма», он на 80% повторяет немец­кую образовательную модель. «Наши учебные планы построены с учетом европейских образовательных про­цессов, - комментирует декан Выс­шей школы туризма Николай Кабушкин. - Мы надеемся, в этом году Беларусь присоединится к Болон- ской декларации, что позволит нам стать равноправными партнерами европейских университетов. В этом случае диплом Высшей школы туриз­ма будет признан в Европе». Сейчас Высшая школа туризма сотруднича­ет с университетом Падеборн (Гер­мания), Европейской академией в Больцано (Италия), Экономическим университетом Праги, университе­том Матеа Бела (Словакия), Венским экономическим университетом и Со­ветом предпринимателей Германии. Все преподаватели Высшей школы туризма прошли стажировку в этих странах, направляются на стажиров­ку и студенты. Кроме того, Высшая школа туризма участвует в образо­вательной программе ТЕМПУС. Один из самых интересных проектов, ре­ализуемых в рамках программы, - WeNeT - предполагает внедрение электронной дистанционной систе­мы подготовки кадров для туристи­ческой индустрии. WeNeT - между­народный проект, участие в котором помимо Беларуси принимают также 6 университетов Грузии и 11 универ­ситетов Украины. Предполагается, что создание электронной дистанци­онной системы обучения позволит студентам оперативно получать раз­ностороннюю информацию по дис­циплинам, связанным с туризмом.

Студенты, успешно освоившие теоретические основы работы в турбизнесе, могут практиковаться как в частных компаниях, так и в госструктурах. «Мы стараемся брать студентов на практику как в Национальное агентство по туризму, так и в Департамент по туризму, - отметил Вадим Кармазин. - В данный момент до 26 марта практику в департаменте проходят 6 студентов». Директор компании «Автофлот Тур» Алексей Стрельченко предложил студентам попробовать себя в роли сопровождающих автобусных групп, отправившись на двухдневные выездные семинары-практикумы в Литву и Украину. Участие в программе обойдется студентам в 120 евро, литовские визы при этом будут для них бесплатными.

Участники семинара обсудили так­же особенности научных исследо­ваний в сфере туризма. «В 1954 году в Беларуси была защищена первая диссертация, в которой звучали сло­ва «туризм» и «рекреация». С этого момента наши ученые защитили 32 диссертации по темам, связанным с туризмом, - рассказывает заведую­щий кафедрой управления туриз­мом Высшей школы туризма до­цент Александр Тарасенок. - 15 из этих работ затрагивают сферу геогра­фии, 5 посвящены экономическим вопросам, столько же - архитектуре, есть также темы, изученные биолога­ми, историками, социологами. В ис­следованиях в области туризма пре­обладает региональный аспект, хотя в последние годы можно говорить о диверсификации научных сфер. Пер­вые диссертации, затрагивающие во­просы туризма, были посвящены ар­хитектуре, в 70-80-е годы появилось много работ по географии, посколь­ку в то время существовала потреб­ность в создании сети рекреацион­ных объектов. А в период с 1981 по 1985 год были защищены сразу три диссертации по биологии: наплыв ту­ристов приводил к разрушению при­родных комплексов. Что же касается 2000-х годов, сейчас все чаще появ­ляются исследования, связанные с экономикой и социологией».

https://www.traditionrolex.com/8