Национальный балет Грузии порадовал минчан музыкой, танцами, солнечной энергией и оптимизмом народной культуры.
Концерт во Дворце Республики начался с политкорректного привета - украинского танца, что было не совсем понятно, но интригующе, во всяком случае для непосвященных.
А вообще в течение всего вечера вспоминался корифей народного танца Игорь Моисеев, который неоднократно повторял, что движение артиста должно идти вслед за мыслью. И на вопрос, где он видел таких цыган, как в его программе, отвечал: «У Пушкина». Вот и грузин, как в танцах «Сухишвили», мы видели у Пиросмани, Резо Габриадзе и Отара Иоселиани.
Интересно, что коллектив «Сухишвили» был создан в 1945 году, сразу после войны, на волне самых светлых чувств и ожиданий. И возрождение национального танцевального фольклора, такого оптимистичного по своему духу, вполне этим устремлениям соответствовало. Основателями коллектива стали Илико Сухишвили и Нино Рамишви- ли, а сейчас им руководят представители уже третьего поколения семьи Сухишвили.
Концепция народного искусства в классической профессиональной обработке оказалась плодотворной и существует до сих пор. Во всех текстах о «Сухишвили» с гордостью сообщается, что балет стал первым ансамблем народного танца, который выступил на сцене оперного театра «Ла Скала» в Милане.
Международные успехи к «Сухишвили» пришли в 1948 году, а теперь и минчане могут подтвердить, насколько они убедительны.
Лейтмотивом нескольких миниатюр были свадебные истории с потрясающими парными танцами. Их сменяли сцены из жизни горных деревень, эпизоды воинских состязаний, охоты, праздников - все эти сюжеты были рассказаны языком хореографии, костюмами, музыкой. Иногда это напоминало музыкальный орнамент - если такой формат существует. Но оторваться от узоров этих танцев было невозможно: отточенные жесты, быстрый ритм, плавность движений и вместе с тем выдержанность, достоинство. Отдельно следует сказать о костюмах: они из разных регионов Грузии и очень тонко интерпретированы для современного танца. Смотришь, слушаешь - и сразу вспоминаются Тбилиси, Сванетия, Кахетия... А в основе этого живописного симбиоза, конечно, лежит ментальность народа, которая движет народной культурой.
Кстати, музыкальный состав «Сухишвили» представляли ударная секция, аккордеон и духовые инструменты. Самыми активными были барабаны, начинавшие многие танцы как бы вполголоса, а заканчивавшие громоподобной вибрацией пространства всего зала. В танцах, где летали платки и кинжалы, зал хлопал вместе с барабанами, но в следующем фрагменте неожиданно вступал медитативный аккордеон, разливая в воздухе дыхание прямо-таки горных вершин. В потрясающем мужском синхронном проходе (просто из кулисы в кулису, но как это было сделано!), или там, где артисты выходили со свечами или кувшинами, такого эффекта не было, но пульсирующая энергия наполняла и эти эпизоды - все без исключения.
На бис танцовщики исполнили еще несколько стремительных узоров, и никаких поклонов в пол - только легкий кивок головой на прощание.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК