На белорусском туристическом рынке, где конкуренция с каждым годом усиливается, важно уметь выделяться и находить свой путь развития. Качественная работа и внимание к клиентам уже сами по себе могут быть залогом долголетия турфирмы. Но если она планирует идти дальше и развиваться, без расстановки приоритетов не обойтись. В преддверии десятилетия компании «ВОЯЖТУР» журналист газеты «Туризм и отдых» поговорила с ее директором Евгением Сазыкиным об уже пройденном пути компании и реалиях белорусского туристического рынка.
– Евгений, расскажите, с чего начиналась работа компании?
– Днем рождения турфирмы «ВОЯЖТУР» стало 26 февраля 2001 года: поначалу основной целью ее работы была организация туров для активных туристов, а также лечебный и познавательный отдых в Беларуси. К сожалению, эти направления так и не сумели найти своего клиента, поэтому поначалу деятельность компании была не настолько успешной, чтобы обеспечить ее рост и развитие. Я был приглашен на должность директора в августе 2004 года, и тогда мы занялись отправкой туристов за пределы страны. Начинали, как и, пожалуй, большинство турфирм в Беларуси, с автобусных туров в соседние страны – Польшу, Литву, Чехию, организовывали отдых в Крыму. На тот момент это казалось самым актуальным и беспроигрышным вариантом, близким и понятным белорусскому туристу. Специфика нашего рынка заключается в том, что он должен пройти свой путь за очень короткое время. Сейчас каждый год развития рынка сопоставим с 5 годами его развития в более раннем периоде. Когда все вокруг настолько стремительно меняется, нужно держать позиции и соответствующие темпы, чтобы тебя не обошли. Развитие компании началось с автобусных туров, потом добавились туры в Турцию с вылетом из Москвы, потом еще несколько массовых направлений, уже с вылетом из Минска. Еще через год мы начали предлагать туристам европейские страны. Каждый год добавлялись новые направления, и сегодня мы продаем туры в 70 стран, причем на 40 направлениях выступаем в качестве туроператора.
– На что изначально делалась ставка в развитии компании?
– С самого начала мы решили, что основным средством продаж наших туров станет интернет, и сконцентрировались на развитии своего сайта и рекламе в сети. На тот момент эта сфера в Беларуси была развита довольно слабо, приходилось знакомиться с опытом коллег из России, Украины, идти методом проб и ошибок. Но в итоге это принесло нам определенный успех – белорусский турист очень любознательный и активно использует всемирную сеть. Поэтому сегодня интернет является самым удачным, к тому же не самым дорогим, способом продвижения и дистрибуции. В итоге наш сайт стал одним из самых популярных среди сайтов туристических компаний и остается таковым и поныне – с 2005 года мы стабильно входим в тройку лидеров. В этом году к своему десятилетию нам удалось внедрить систему online-бронирования туров, которую используют как агентства, так и непосредственно туристы.
– 70 направлений – это практически полмира. Не удобнее ли было сконцентрироваться на самых популярных странах и делать деньги на потоке туристов?
– Когда мы продумывали свои операторские направления, мы изначально не стали делать упор на продукт, который предлагают крупные российские операторы. Конкуренция на рынке таких массовых направлений как Турция и Египет постоянно усиливается, и в Беларуси мало компаний, которые могут на должном уровне конкурировать с TEZ TOUR или «Натали Турс». Поэтому на массовых направлениях мы выступаем как агенты, а собственной концепцией выбрали организацию самостоятельно разработанных туров для путешественников. В нашем понимании это люди, которые большую часть поездки предпочтут потратить на интересные экскурсии и знакомство со страной, а не на отдых в отеле. Поэтому в течение последних трех лет мы активно предлагаем туры, сочетающие экскурсионные программы и отдых. Причем, в отличие от многих наших коллег, упор изначально был сделан на авиатуры – уже непосредственно в выбранной стране человек либо присоединяется к группе, либо отправляется в индивидуальный тур. Среди наших туристов немало людей, которые каждый год хотят отправиться в новую страну, поэтому мы продолжаем работу по расширению своей географии. Сейчас в наших ближайших планах – туры в Африку, Латинскую Америку, США и Мексику.
– То есть вы изначально не делали ставку на туриста-пляжника?
– Конечно, у нас много туристов, которые в поездке просто хотят отдохнуть. Но действительно, ставку на пляжников мы не делали. Более того, мы проделали большую работу, чтобы перевести их в разряд путешественников. Мы никогда не продавали просто отель, расстояние до моря и набор услуг. Человек, который побывал в Греции, должен почувствовать, что это была Греция, а не заниматься сравнением греческих и турецких отелей. На самом деле предпочтения белорусского клиента не в последнюю очередь зависят от квалификации его турагента. Если менеджер работает на каком-то одном направлении, его постоянные клиенты ездят туда каждый год. Но в его силах предложить им и другие варианты, открыть новые страны. Конечно, у нас тоже есть консервативные клиенты, которые предпочитают однажды выбранный отель всем остальным. Но тенденция к смене направлений с каждым годом проявляется все ярче, поэтому, на мой взгляд, мы идем по правильному пути. Безусловно, Турция, Болгария, Египет никуда не денутся, они останутся массовыми направлениями и продолжат развиваться. Но хотя количество туристов, которые выбирают пакетные туры, у нас постепенно увеличивается, в структуре продаж они занимают сегодня не более 20%. Этот рынок наполнен одинаковым продуктом, и конкуренция на нем очень высокая. Наша ставка на разнообразие страхует нас и от неприятных потрясений: в прошлом году отток туристов испытала Греция, в этом – Египет. Сегодня турфирмы, которые концентрируются на одном направлении, могут попасть в очень затруднительное положение, если в стране начнутся политические конфликты, природные катаклизмы или другие неприемлемые для туристов события.
Безусловно, создание нового продукта – это большая работа, которая для нас начинается за 9-8 месяцев до сезона. К примеру, в нынешнем году мы отправили группу туристов в комбинированный тур Япония – Филиппины. Но очень приятно, что наши клиенты уже осознали: сложный продукт требует бронирования заранее, чтобы оптимизировать его стоимость. Например, если не купить авиабилет на регулярный рейс за 2-3 месяца до вылета, его цена вырастет вдвое по сравнению с ценой билета, приобретенного за полгода.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ
Полную версию интервью читайте в №7 газеты «Туризм и отдых», который выйдет в четверг 24 февраля