Яна ШИДЛОВСКАЯ, фото Алексея СУПРУНА
15 февраля в отеле «Европа» состоялась пресс- конференция, посвященная развитию въездного туризма и отельного бизнеса в Беларуси. В ходе мероприятия прошла презентация нового сервиса online- бронирования гостиниц Hotel.by, принадлежащего туристической компании «Вокруг Света».
Заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА и директор
компании «Вокруг Света» Марина КОНДРАШОВА
Организаторами встречи выступили туристическая компания «Вокруг света», национальная авиакомпания «Белавиа», Минская отельная ассоциация и газета «Туризм и отдых». В качестве гостей на пресс-конференции присутствовали руководители ведущих белорусских отелей: «Европа», «Минск», «Виктория», «Орбита», «Юбилейный», «Спутник», IBB. Также был представлен региональный отельный бизнес - гостиницы «Бобруйск» и «Эрмитаж» (Брест), реконструкцией этих отелей в данный момент занимаются российские инвесторы.
Как рассказала на пресс-конференции глава компании «Вокруг Света» Марина Кондрашова, в данный момент сервис Hotel.by объединяет более 28 отелей в столице и регионах. Компания неспроста выступила инициатором создания нового сервиса - в электронной торговле важно, чтобы за предложением стоял надежный гарант. Компания «Вокруг Света» - один из лидеров белорусского инкамингового рынка. По итогам прошлого года она приняла 20 тысяч туристов, что составляет около 22% от общего количества организованных путешественников, посетивших Беларусь.
«По данным исследования аналитического агентства Euro Monitor International, в ближайшие пять лет треть потребителей будут предпочитать новые технологии для планирования своих путешествий, - отметила в своем выступлении Марина Кондрашова. - Активное развитие онлайн-технологий бронирования в туризме стало главной причиной создания Hotel.by. Кроме того, на белорусском туристическом рынке до этого не было ресурсов, предоставляющих сервис бронирования региональных гостиниц». Кроме бронирования отелей новый сервис предлагает визовую поддержку, транспортные услуги, а также экскурсионное обслуживание. Со временем возможности сервиса станут расширяться. Так, в качестве перспективы рассматривается двусторонняя интеграция Hotel.by и сервиса TransHotel, в результате которой вся информация Hotel.by будет автоматически отражаться в системах партнеров компании. А если учесть, что, по данным исследований, к 2014 году 50% туристов будут бронировать туры с помощью мобильных телефонов, разработчики планируют создание мобильной версии Hotel.by. Одно из преимуществ сервиса - интеграция его на сайты других компаний. Первым, кто поддержал новый сервис, стал национальный авиаперевозчик «Белавиа». Теперь на сайте компании можно не только купить электронный билет, но и забронировать номер в гостинице. Как отметил заместитель директора авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец, европейцы отдают предпочтение электронной покупке услуг: так, доля электронных билетов на направлении Лондон - Минск составляет 95-97%.
Однако есть и обратная сторона медали: чтобы попасть в систему онлайн-бронирования, отелю необходимо соответствовать должному уровню.
На сегодняшний день ситуация такова: в Беларуси существует более 300 отелей, из них более 100 нуждается в реконструкции и только 33 прошли процедуру сертификации. В стране также не хватает отелей уровня 3* - именно эта категория отелей наиболее востребована у организованных групп, ее же зачастую предпочитают и деловые туристы. «Если на уровне села проблема расселения решается с помощью сельских усадеб, то в районах катастрофически не хватает мест, - отметил заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга. - В высокий сезон у нас есть возможность на 35% разместить туристов. Остальные места в гостиницах заняты рабочими и командированными». По словам замминистра, планируется создание специального указа о поддержке развития гостиничного бизнеса на районном уровне и уже ведутся переговоры с Госкомимуществом о пересмотре состояния всех принадлежащих государству отелей. Если собственник не может реконструировать отель самостоятельно, это на льготных условиях предложат сделать иностранным инвесторам. Предпочтение будет отдано более известным мировым цепочкам, которые в состоянии построить востребованный в ближайшем будущем отель.
Представитель российской цепочки отелей Amaks Hotels&Resorts, менеджер отеля «Бобруйск» Виктория ЕРМОЛАЕВА
Впрочем, инвесторы уже проявляют интерес к гостиничному бизнесу в Беларуси. В частности, на конференции присутствовал представитель российской цепочки отелей Amaks Hotels&Resorts - менеджер отеля «Бобруйск» Виктория Ермолаева. В России эта цепочка отелей известна как региональная - во всех регионах страны представлено 17 отелей и пять санаториев. На белорусский рынок Amaks Hotels&Resorts пришла несколько месяцев назад. Ей уже принадлежат отели в Бобруйске, Гомеле и Могилеве, заключены соглашения с другими региональными городами. По словам Виктории Ермолаевой, политика руководства отелей направлена на то, чтобы поднять сервис обслуживания до уровня, который отвечал бы запросам деловых туристов.
В преддверии грядущих изменений, которые, по всей видимости, ожидают гостиничный бизнес Беларуси, актуальным выглядит вопрос о визовой политике страны. И, по словам Чеслава Шульги, этот вопрос по- прежнему остается открытым.