Лилия КОБЗИК
О новых и уже традиционных направлениях, возможных колебаниях цен на турпакеты, особенностях белорусской «кооперации» и специфике онлайн-бронирования рассказывает директор туристической компании «Санни Трэвел» Александр ВАНЮКОВ.
- Александр Степанович, нынешнюю ситуацию в туризме простой не назовешь. Во-первых, непонятно, оправился ли рынок после кризиса. Во-вторых, также пока неясно, каким образом будет влиять на сезон неопределенность с такими направлениями, как Тунис и Египет. В-третьих, не первый год наш рынок испытывает так называемую усталость турпродукта - традиционных направлений уже не хватает для того, чтобы обеспечивать рост. В общем, сама обстановка толкает операторов на поиск новых ниш. На что ваша компания делает ставку в предстоящем сезоне?
- Мы планируем осуществить довольно большую программу чартерных рейсов - на итальянские и греческие острова. Запланировали несколько рейсов на Сицилию, цепочка начнется 30 апреля. Затем в сентябре будет один чартер на Сардинию. Кроме того, мы предлагаем нашим клиентам отправиться на Корфу - поставим от двух чартеров и больше с 7 июня. Затем осуществим один рейс на Миконос в сентябре, в июне - несколько чартеров на Апулию (в Бари). А в сентябре снова полетим на Корфу. Безусловно, эту программу нельзя отнести к сегменту массового спроса. Это в разной мере эксклюзивные и очень интересные направления, и мы чувствуем, что рынку это нужно.
- Такое ощущение, что белорусский рынок с итальянским направлением так и не подружился...
- Белорусский рынок подружился с Италией, но это касается лишь Адриатического побережья. Сейчас мы, по сути, готовим прорыв. Думаю, настоящим открытием для туристов станет Апулия. Этот регион находится на «каблуке» итальянского «сапога». Апулия - это хорошие цены, отличные отели и, конечно, традиционные козыри Италии - замечательные кухня, природа, достопримечательности. Очень оригинальна здесь архитектура, туристы увидят знаменитые трулли - традиционные итальянские домики, которые сохранились только в этом регионе.
- Вся заявленная программа действительно выглядит определенным «прорывом» для белорусского рынка, который, с одной стороны, страдает конформизмом и всегда предпочитает «синицу в руках», потому что она дешевле, с другой - постоянно жалуется на отсутствие новинок. В этом году новинок достаточно много. Не сломает ли это рынок?
- Мы уверены в выполнении своих программ. Во-первых, уже есть опыт: мы опробовали новинки еще в прошлом сезоне. Во-вторых, мы не сильно
перенапрягаем рынок. Если заявить шесть рейсов по 120 мест на каждом новом направлении, конечно, надо бояться. А несколько рейсов по 50 человек - это вполне выполнимо. Тем более что Сицилия и Корфу уже знакомы белорусским туристам. А вот Мико- нос и Апулия - продукт абсолютно новый, требующий раскрутки. Миконос очень эксклюзивен: остров необычайно красив, там хорошая отельная база, песчаные пляжи, очень душевная обстановка. К тому же рядом Санторини, можно совершить экскурсию.
- Что, на ваш взгляд, будет с ценами в этом сезоне? Как отразятся события в Тунисе и Египте на стоимости турпакетов на массовые направления?
- На эти события моментально отреагировали направления, которые являются четкой альтернативой Египту, - Таиланд, Гоа, стоимость на которые моментально взлетела. Но из-за Египта Средиземноморье не будет взвинчивать цены. Это абсолютно другая ниша и другой продукт. В целом ценовая политика на сезон формируется еще осенью, все контракты уже подписаны, и сейчас никто не будет срочно пересматривать цены. Впрочем, с учетом инфляции цены каждый год стабильно поднимаются на 5-10% - это обычный процесс. Но резкого скачка я пока нигде не вижу. Безусловная сезонная альтернатива Египту и Тунису - это Турция. Поэтому операторы ожидают, что направление летом «выстрелит» и покажет большой рост. По сути, Турция и Египет - это аналогичная ниша для тех, кто любит «все включено».
- Кстати, в последнее время Турция делает робкие попытки откреститься от имиджа направления, работающего исключительно по системе «все включено». А какой клиент выбирает Сицилию и Корфу?
- 99% турецкого турпродукта - это «все включено»; знаю только несколько отелей, которые работают иначе: «Кемпински» - на полупансионе, «Мардан Палас» - на завтраках. Это такая «капля в море», чтобы обрести другой имидж... «Все включено» - та концепция, с помощью которой Турция завоевала российских (и не только) туристов, и отказываться от нее турки, безусловно, не будут. На Сицилии и Корфу, конечно, нет системы «все включено». Отели работают на завтраках либо полупансионе - обычная европейская система отдыха и питания. В такие места стремятся клиенты, которые выбирают четырех- и пятизвездочные отели. Но мы предлагаем и хорошую экскурсионную программу с проживанием в отеле «три звезды». Туристам, которые отправляются на Сицилию и Корфу, не нужна система «все включено». Турция - это семейный отдых с детками, развлечения, анимация. А Сицилия и Корфу - это совсем другая атмосфера. Эти направления выбирает другой клиент - клиент, который любит перемены. Такие люди ценят экскурсионную программу, изысканную кухню, природу, понимают толк в хорошем вине.
- Таких людей в Беларуси все больше? Все ж таки мы Европа!..
- Да, больше, но не потому, что «мы Европа». А просто людям нужно давать доступ к прямым перелетам. Отсутствие прямых перелетов - одно из самых слабых мест нашего туристического рынка. На самом деле клиенты частенько сами не знают, чего хотят. И это нормально. Любой человек ждет предложения, а лучше - много предложений, чтобы сделать правильный выбор. Нужно дать людям возможность делать этот выбор. Белорусским туроператорам нужно создавать турпродукт! Когда мы это делаем, клиенты обязательно появляются. Ясно одно - туристы хотят лететь на отдых напрямую, без пересадок и стыковок. Индивидуальные программы - всегда проблемы для наших людей: кто-то не говорит по-английски, кто-то боится стыковок.
- В каком состоянии сейчас находится белорусский рынок? Еще есть потенциал?
- Рынок Беларуси развивается, находится на этапе появления, улучшения и совершенствования тур- продукта. А наша компания пребывает в постоянном творческом поиске - мы ищем новые ниши. Думаем о тех направлениях, куда сложно добраться и куда мы можем организовать чартерные рейсы. Ведь несмотря на кризис и все нюансы развитие идет. Например, лет 5-7 назад мы и не помышляли о том, чтобы народ на 3 дня мог слетать в Париж или Милан. А сейчас уик-энды - обычное дело. Да и разве могли мы подозревать, что белорусский рынок способен выдержать такие объемы перевозки в Турцию - в сезон по 3-4 самолета в день?!
- Эксклюзивные направления - это ниша для развития турфирмы в Беларуси в сегодняшних условиях?
- Конечно. Как часть многопрофильной деятельности. Только на одних эксклюзивных направлениях не проживешь. Кроме того, к данному вопросу надо подходить дифференцированно и понимать, какие направления действительно являются эксклюзивными. Например, Сардиния - стопроцентный эксклюзив. Туда в «трешки» туристы едут крайне редко. Минимальная цена проживания в четырехзвездочном отеле на Сардинии - не менее 300 евро в сутки за номер с завтраком, а в пяти «звездах» цена достигает 3000 евро в сутки. А вот Сицилию в целом вряд ли можно классифицировать как эксклюзивное направление. Крит, Корфу, Сицилия находятся приблизительно в одной ценовой категории
- Подключаются ли к программам агенты?
- Да, интерес есть. Мы будем продвигать продукт, сделаем рекламные туры, надеемся, что фирмы подключатся к продажам. Правда, у нашего рынка есть особенность - агенты всегда боятся, всегда мучаются вопросом: состоится программа или нет? Надеемся, что после прошлогодних успешных премьер мы смогли переломить эту ситуацию и убедить агентов в надежности наших программ. Прошлогодние программы мы выполнили в полном объеме, как и обещали: Сицилия, Корфу и Копаоник (Сербия) - все рейсы состоялись.
- Есть ли на Корфу и Сицилии российская публика?
- Безусловно. Конечно, на Сицилии и Корфу отдыхает не столько российских туристов, сколько на Крите или Родосе, не говоря уже о Турции или Болгарии. Собственно говоря, россияне есть везде. Но это не причина для того, чтобы отказываться от направления. Кстати, странная тенденция. Итальянцы или американцы всегда рады, когда на курорте встречают соотечественников, они с удовольствием общаются, вместе проводят время. А у нас наоборот. Но, например, на Миконосе практически нет российских туристов. В прошлом году на этот остров был только один чартер из России. Миконос любит западная публика.
- Как в регионах воспринимают новые направления?
- На новые и эксклюзивные направления там совсем маленький спрос. По-настоящему массовым спросом в регионах пользуется только Турция - причем из Львова, Киева и даже из Москвы. Хотя в регионах тоже есть определенный слой туристов, который хочет новинок и эксклюзива. Некоторые туристы из регионов, например, уже побывали на острове Эльба.
- Можно ли прогнозировать спрос на Хорватию, которая у нас с определенного времени также считается эксклюзивом?
- Последние сезоны показывают, что спрос на хорватское направление стабильный. Этим летом из Минска будет летать большой самолет в Пулу (регион полуострова Истрия). Но чартерной цепочки на Сплит не будет (как планировалось еще совсем недавно). Визовый режим с Хорватией сохраняется, и, конечно, два самолета - слишком рискованно для белорусского рынка: можно поставить под удар уже устоявшуюся цепочку на Истрию. Мы давно работаем с направлением, и в этом сезоне снова возьмем «жесткий блок». Надо заметить, что Хорватия становится интереснее год от года. Направление растет, развивается. Но для меня лично открытием последнего времени стала Черногория. Там появляются высококлассные отели. Например, известный остров Святой Стефан превращается в остров- отель Aman Resort Svety Stefan, открытие состоится этой весной. Появились и другие отели с высоким уровнем сервиса. Поэтому мы, безусловно, выйдем на черногорское направление.
- «Санни Трэвел» сохраняет свою концепцию люксовой фирмы? На белорусском рынке, пожалуй, только ваша фирма открыто позиционирует себя в этой нише.
- Да, мы от своей концепции не отказываемся. Но мы далеко не единственные, кто работает с высокобюджетными клиентами. Возможно, просто у других фирм меньше соответствующего паблисити? Вообще, на мой взгляд, белорусский рынок уже научился работать с пятизвездочными клиентами, а также с туристами, которые хотят vip- обслуживания. Но важно понимать, что там, где хорошо обслуживают пятизвездочного клиента, хорошо обслужат и трехзвездочного. Другое дело, что трехзвездочный клиент побаивается к нам приходить.
- Наверное, это как зайти в бутик - страшно же, когда денег не очень много и нет привычки ходить по бутикам.
- Мы пытаемся переломить эту ситуацию. В том числе и в отношении агентов, которые тоже частенько побаиваются люксового имиджа оператора.
- Что сейчас продается? Можно ли назвать этот период мертвым?
- Нет, даже февраль сейчас не считается мертвым сезоном. Продаются традиционные для этого периода туры - на Бали, Маврикий, в Гоа, Арабские эмираты, европейские столицы. Много запросов на весну - 8 Марта, школьные каникулы. Нужно понимать, что у турбизнеса (не только белорусского, но и мирового в целом) позади три года зыбкой ситуации. До кризиса рынок рос сам по себе, повышались экономические показатели, ВВП. Потом вдруг произошла остановка. По сути, кризисная ситуация не закончилась и по сей день. Но вот что любопытно: несмотря на весь негатив, количество поездок не уменьшилось. Просто для фирм упала рентабельность бизнеса. Большинство туристов озабочены лишь вопросом стоимости, все хотят спецпредложений. Безусловно, во многом изменили рынок самостоятельные путешествия, интернет. Но наш выбор четкий, и он представляется нам единственным выходом из сложившейся ситуации, - создавать продукт с прямым перелетом. На наших направлениях сложился хороший сильный пул (на Сицилии нас трое - мы, «ВЛП» и «Солемаре», на Корфу - мы и «ВЛП»). Мы можем договориться о ценовой политике и значительно экономим, вместе занимаясь продвижением. Это реальная «кооперация», такой, пожалуй, еще не было.
- Долгие годы на белорусском рынке были суперпопулярны перелеты из Москвы. Ситуация меняется?
- Из Москвы лететь по-прежнему дешевле. Те, кто хочет сэкономить, и сегодня выбирают для старта московские порты. Хотя, пожалуй, тенденция последних лет - вылеты из Киева. Особенно это касается регионального рынка. Вообще, в регионах мы наблюдаем странную ситуацию. Региональный клиент скорее выберет тур с вылетом из Москвы или Киева, чем из Минска, - даже если расстояние до любого из этих городов будет одинаковое. Можно говорить о том, что региональная публика предпочитает вылеты из других стран. Но если анализировать рынок в целом, то общее количество туров с вылетом из Москвы явно уменьшается. Еще и потому, что в определенный момент на наш рынок пришли московские операторы, им выгодно загружать самолеты из Минска, да и пакеты стали дешевле.
- Какое-то время было ощущение, что наши операторы - как бы не очень полноценные операторы. В том числе и потому, что белорусские фирмы (в отличие от российских) не способны сделать предоплаты отелям, и поэтому наш отечественный рынок не может гарантировать клиентам хороший продукт, необходимое количество мест в отелях, лучшие номера и так далее.
- Оператор не обязан выкупать места в отелях. В классическом понимании белорусские операторы абсолютно полноценны. Мы создаем продукт, продвигаем и пускаем в реализацию. Как правило, мы берем гарантированные места на самолет. Но в гостиницах мы стараемся этих рисков избегать - слишком они велики. И соответственно, работаем либо по «риквесту», либо по «элотменту». Конечно, когда объемы такие, как у московских операторов, места нужно выкупать, чтобы что- то гарантировать. С нашими же объемами мы можем и не делать предоплат; наличие такого небольшого количества мест, какое необходимо нам, наши партнеры могут гарантировать.
- Что происходит с онлайн-проДажами? Какие тенденции?
- Клиенты, безусловно, хотят видеть весь спектр туров в онлайн-системах и на сайтах, одним кликом получать актуальную информацию. В этом направлении движется весь белорусский рынок, и наша фирма в том числе. Туристы все чаще бронируют напрямую в различных резервационных системах. Если они знают направление, если не боятся самостоятельных путешествий, если видят, что дешевле, то общаются только с компьютером.
- Боже, для белорусских клиентов бронирование онлайн означает столько условий - если знают английский, если не боятся, если разбираются в направлении, если имеют банковскую карточку и прочее. А еще, насколько я знаю, подавляющее большинство бронирующихся «самостоятельно» так или иначе хотят предварительно где-то получить консультацию.
- Это правда. Причем хитрым образом, то есть бесплатно. Сначала они консультируются в фирме, какой отель им нужен, потом заходят в интернет и если видят, что дешевле, то бронируют. На сегодняшний день без проблем и страха белорусские туристы бронируют на онлайн- ресурсах европейские дестинации и Юго-Восточную Азию. А вот Турцию, Африку - боятся, да это и не выгодно: на этих направлениях операторы выкупают практически все и в свободной продаже остаются крохи, поэтому booking.com дешевле не предложит.
- Как развивается ваш сайт?
- Мы идем к тому, что весь наш продукт можно будет забронировать по интернету. Уже с этого сезона номера, которые мы имеем на элотментах, можно будет забронировать сразу. Подписан контракт об оплате кредитными карточками в онлайне. Все остальное - пока по риквесту (то есть по запросу). У нас подписан договор и с booking.com, сервис уже присутствует на нашем сайте. Но что любопытно - многие туристы боятся бронировать с помощью своей кредитной карточки, спрашивают: «А можете вы забронировать сами, а мы вам деньги привезем?!» Мы, естественно, отказываем. Клиент, бронирующийся с помощью booking.com, должен самостоятельно сделать выбор и проплатить. Мы учитываем эти продажи, в «Санни Трэвел» существует определенная система скидок и бонусов для подобных клиентов, но наша фирма не несет ответственности за качество выбора и не осуществляет визовой поддержки заказов на booking.com. Хочу заметить, что пока еще на белорусском туристическом рынке доминируют пакетные туры, но многие уже бронируются самостоятельно. Агентства потихоньку трансформируются. Интернет заставляет нас совершенствоваться. Быть более технологичными. Абсолютно ясно, что в перспективе рынок будет состоять из двух видов турагентств - классические и онлайновые. Всегда будут люди, которым нужна консультация, но будут и те, кто бронируется самостоятельно и получает от этого удовольствие.