К 2015 году белорусский туризм должен зарабатывать полмиллиарда долларов ежегодно
Заместитель министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА считает, что самое главное для развития туризма - координация деятельности различных министерств и ведомств
Во вторник 15 февраля состоялось расширенное заседание коллегии Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Беларуси, во время которого были подведены итоги выполнения Национальной программы развития туризма на 2008-2010 годы, а также озвучены планы на ближайшую пятилетку.
Подводя итоги, директор Департамента по туризму Вадим Кармазин заметил, что реализация национальной программы была делом довольно напряженным: четыре подпрограммы включали в общей сложности 452 мероприятия, в организации которых так или иначе принимали участие 25 различных министерств и ведомств. Кроме того, государство требовало от туристической отрасли продемонстрировать довольно высокие показатели. В частности, только за 2010 год рост объемов туристических услуг должен был составить 125%, экспорт - увеличиться на 119%, а сальдо - достигнуть 90 млн долларов. При этом предполагалось, что количество прибытий составит 4,1 млн человек, среди которых 200 тысяч должны были составлять организованные туристы.
В итоге из всех доведенных до сведения отрасли показателей фактически совпали только два. Объем экспорта туристических услуг, оказанный субъектами туристической деятельности в 2010 году, оценивается в сумму 146,7 миллиона долларов, что и составляет как раз те самые запланированные 119%. Другой показатель, который не подвел отрасль, - объем платных туристических и экскурсионных услуг: все теми же субъектами было оказано все тех же услуг на сумму 468,7 миллиарда белорусских рублей. К сожалению, больше белорусскому туризму похвастаться нечем. Так, вместо ожидавшихся 200 тысяч организованных туристов в Беларусь приехали чуть более 120 тысяч. Кроме ставших уже «традиционными» причин (вроде неразвитой инфраструктуры в белорусских регионах) чиновники отметили и вполне объективные: все больше иностранных туристов отказывается от групповых туров, предпочитая путешествовать самостоятельно.
Между тем в проекте Национальной программы развития туризма, рассчитанной на 2011-2015 годы, заложен рост объемов экспорта туристических услуг в три с половиной раза, несмотря на то что Департамент по туризму настаивал на более реальном двукратном увеличении. Значит, к 2015 году туристическая отрасль страны должна будет научиться зарабатывать полмиллиарда долларов. На фоне сегодняшних нестабильных показателей подобные цифры кажутся откровенно астрономическими. Однако высокопоставленные чиновники МСиТ полны оптимизма. «В 2010 году белорусы потратили в 13,5 раза больше денег на все виды отдыха, нежели пять лет назад, - отметил заместитель министра спорта и туризма Чеслав Шульга. - Сколько бы мы ни говорили о минусах белорусского турпродукта и неразвитости инфраструктуры, за этот же период мы смогли увеличить объем экспорта туристических услуг в 6,6 раза. С одной стороны, мы сегодня можем похвастаться, что заработали на иностранных туристах приличные деньги. С другой стороны, это всего лишь 143 миллиона: по сравнению с тем, что зарабатывают на туризме наши соседи, нам хвастаться особенно нечем - в абсолютных цифрах мы проигрываем. Напряженные планы обязывают нас быстро соображать и интенсивно работать, а ресурс у нас огромный. Так что программа вполне выполнима».
Эталонным примером для развития туризма, по мнению чиновников, должны служить результаты, которые демонстрирует белорусский сельский туризм. «Агроэкотуризм - один из наиболее успешных проектов, реализованных за последние годы, - подчеркнула Юлия Копоть, начальник отдела маркетинга и качества туристических услуг Департамента по туризму. - Немаловажную роль при этом сыграл президентский Указ №372, благодаря которому для развития данного вида туризма были созданы льготные условия. За четыре года реализации положений указа количество субъектов агроэкотуризма увеличилось в 37 раз и достигло 1247 усадеб. При этом число туристов, принятых хозяевами усадеб, увеличилось до 119 тысяч, а доход составил более 10 миллиардов рублей. Однако настораживает тот факт, что не все зарегистрированные субъекты агроэкотуризма занимаются приемом туристов: как показал отчет Министерства по налогам и сборам, только 95% зарегистрированных субъектов представили отчеты о своей работе в прошлом году».
Как бы то ни было, согласно планам, через пять лет количество усадеб, а также доходы от агротуризма увеличатся в 2,5 раза: до 3 000 и 25 миллиардов рублей соответственно. Правда, количество туристов при этом всего лишь удвоится. Пока же в течение 2011 года на базе сельских усадеб планируется создать сеть мини-отелей. Это стало возможно благодаря тому, что Указом №614 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 года №372» количество комнат в усадьбах увеличено до 10. Вслед за сельскими мини-отелями в Беларуси предполагается также и создание мини-туроператоров, которые будут специализироваться исключительно на продуктах сельского туризма. Кроме того, в данный момент «Белагропромбанк» готовит новую программу кредитования, которая, как обещают чиновники и представители банка, будет значительно упрощена.
Тем временем перед владельцами агроусадеб по-прежнему стоит немало проблем. Некоторые из них во время коллегии озвучил председатель общественного совета по развитию агроэкотуризма в Воложинском районе Анатолий Ганец. К примеру, туристам, которые выбирают отдых в белорусской глубинке, чрезвычайно сложно добраться до места назначения. «Нам приходится буквально «вести» их от границы по телефону, и единственное, что мы пока смогли сделать, - это развесить на придорожных елках самодельные указатели с белорусским словом «сюды», - рассказал Анатолий Ганец.
Впрочем, как выяснилось, отсутствие указателей и вообще катастрофическая нехватка необходимой туристам информации все так же остаются общей головной болью и частных, и государственных структур. Здесь, как известно, два основных блока проблем. Во-первых, установка указателей вдоль центральных автомагистралей и основных туристических маршрутов стоит дорого. Помимо этого, она требует сложной процедуры согласования в департаменте «Белавтодор», причем ее результаты редко отвечают интересам белорусского туризма. Во-вторых, хоть в обновленный Закон «О туризме» и включили статью о создании туристических информационных центров, подобных представительств и в стране, и за рубежом пока единицы. Как известно, в ноябре минувшего года совместными усилиями компании «Брест-Интурист» и Всепольского туристического кооператива «Громада» был открыт центр в Варшаве. Еще раньше подобные представительства заработали в российском Пскове и латвийском Даугавпилсе, а должны были открыться еще в литовском Друскининкае и польской Бяла-Под- ляске. «Мы не смогли подготовить нормативные документы, которые регулировали бы деятельность тури- стическо-информационных центров, и определить механизм их функционирования, - признала Юлия Копоть, - как не смогли и обеспечить своевременного появления системы ту- ристско-ориентирующей информации с использованием пиктограмм». Так что отнюдь не удивительно, что в планах на ближайшее будущее снова стоит задача обеспечить максимальную доступность информации о белорусских туристических услугах, а именно - создать в 2011 году сеть туристических информационных центров как на территории Беларуси, так и в основных странах-экспортерах. Кстати, следует заметить, что, по оценкам экспертов Департамента, в прошлом году на каждый доллар, потраченный на продвижение белорусского туристического продукта, отрасль получила около 260 долларов прибыли. Логично предположить, что если бы проблемы с распространением информации о туристических возможностях Беларуси решались, а не кочевали из программы в программу, эта сумма могла бы быть значительно больше.
Предусмотренные законом информационные туристические центры вполне могли бы открываться на базе филиалов Национального агентства по туризму. К сожалению, как известно, сейчас работает только один филиал - в Гомеле, а само агентство находится в стадии реструктуризации: согласно постановлению Совета Министров, изданному 2 февраля 2011 года, в течение двух месяцев НАТ должно превратиться из республиканского унитарного предприятия в государственное учреждение. Структура, созданная 10 лет назад в том числе и для выполнения Национальной программы на 2001-2005 годы, не смогла доказать свою состоятельность: оставшись в марте 2009 года без основных источников финансирования - продажи ваучеров и обязательной сертификации, агентство осталось не у дел. Несмотря на то что в 2010 году предприятие выполнило бизнес-план и закончило год без убытков, теперь Национальное агентство по туризму, директором которого пока остается Юлия Зеленская, будет находиться в ведомстве МСиТ. Тем не менее, как рассказал Вадим Кармазин, завершив к 1 апреля реструктуризацию, агентство, в штате которого останется 16 сотрудников, должно будет представить план действий, «уделив особое внимание источникам внебюджетного финансирования».
К слову, искать альтернативу бюджетным средствам Чеслав Шуль- га призвал всех присутствующих на коллегии, отметив, что, по различным оценкам, туристическая отрасль использует менее 10% средств, которые могла бы привлечь в качестве инвестиций или международной технической помощи. Более того, проект национальной программы на 2011 -2015 годы предусматривает, что 80% средств, необходимых для развития индустрии туризма, будут составлять именно инвестиции. Для сравнения, в конце 2010 года этот показатель был зафиксирован на уровне 72%. Судя по планам развития инфраструктуры, деньги белорусскому туризму потребуются немалые. Только на выполнение подпрограммы по развитию инфраструктуры в 20062010 годах, которые ознаменовались серьезным прибавлением различных туристических объектов, было потрачено 1 318 миллиардов рублей. Всего за эти пять лет, согласно данным, которые привела начальник отдела планирования и организации туристической деятельности Департамента по туризму Любовь Максимова, в Беларуси появилось 1 152 новых объекта. За следующие пять лет в белорусском туризме планируется открыть 1 130 новых объектов, освоив 4 843,1 миллиарда рублей.
Следует отметить, что круг тем, обсуждавшийся на коллегии, был необычайно широк, озвучено немало цифр - прогнозируемых и реальных, а также затронуты общие и частные вопросы въездного и внутреннего туризма: подготовки и переподготовки кадров, проведения экскурсий, организации водных походов, перспектив приграничного туризма и множество других, все еще остающихся актуальными проблем. Подвести логическую черту или сделать четкие выводы при этом вряд ли возможно, как и сказать, что ждет белорусский туризм в ближайшие пять лет. Самое главное, сказанное на коллегии, пожалуй, заключается в том, что туристическая отрасль, по выражению Чеслава Шульги, имеет собирательный характер, а значит, для развития туризма важна координация между многими министерствами и ведомствами. Впрочем, об этом - в другой раз.