https://www.traditionrolex.com/8
<p>Для Беларуси медицинский туризм, безусловно, далеко не явление - разумные расценки на медицинское обслуживание уже успели привлечь в страну немало гостей. Недавно государство пристальнее взгля­нуло на доходы клиник от платных медицинских услуг, оказанных иностранным гражданам, и поняло, что эту сферу можно активно развивать, в том числе с помощью турфирм. В то же время в медицинском туризме есть пока немало нерешенных вопросов.</p>

martynov Для Беларуси медицинский туризм, безусловно, далеко не явление - разумные расценки на медицинское обслуживание уже успели привлечь в страну немало гостей. Недавно государство пристальнее взгля­нуло на доходы клиник от платных медицинских услуг, оказанных иностранным гражданам, и поняло, что эту сферу можно активно развивать, в том числе с помощью турфирм. В то же время в медицинском туризме есть пока немало нерешенных вопросов. О новом направлении в работе турфирм, а также об актуальных вопросах от­расли обозреватель газеты «Туризм и отдых» поговори­ла с Андреем Мартыновым, заместителем директора Департамента по туризму.

Андрей Михайлович, насколь­ко мне известно, само понятие «медицинский туризм» не совсем корректно.

-     Совершенно верно. В «Зако­не о туризме» его нет - точно так же, как водного или пешего туриз­ма; это просто название либо вида передвижения, либо цели поездки. В принципе, я верю в это направ­ление, учитывая, сколько государ­ство вкладывает средств в новей­шее оборудование, а также высокую квалификацию наших медиков. Но к его развитию турфирмам не нужно подходить с наскока. В первую оче­редь в медицинском туризме дол­жен быть симбиоз между клиниками и страховыми компаниями, а тури­стическая фирма может выступать в качестве посредника, рекламиро­вать и продавать медицинские ус­луги за рубеж. Сбрасывать со счетов страховые организации я бы никому не рекомендовал.

Какие вопросы нужно решить, чтобы медицинский туризм мог активно развиваться?

-     В первую очередь нужно за­ранее определить, за счет каких средств иностранные граждане, прибывшие в Беларусь, будут опла­чивать полученные медицинские ус­луги. Будет ли оплачиваться их лече­ние из страхового полиса, как это принято за рубежом, или клиент по­тратит на медицинские услуги деньги из своего кармана? В Литве я од­нажды видел следующий пример оказания медицинских услуг. Ли­товские стоматологи сначала прош­ли обучение в Америке, где полу­чили соответствующий сертификат. После они закупили американское оборудование для своего центра, опять же имеющее американский сертификат, и создали свою страни­цу в интернете. Естественно, в ка­честве партнеров были привлече­ны и турфирмы, чтобы по желанию клиента в любой момент могла быть организована экскурсионная про­грамма. Клиент из Америки находил сведения о центре и описывал ему свою проблему; исходя из получен­ной информации, ему предлагали вид лечения и указывали стоимость. Далее клиент обращался в свою страховую компанию, где предло­женный план лечения оценивался, а после подтверждалось, что услу­га может быть оплачена из медицин­ской страховки. Но чтобы такой ва­риант работал и у нас, надо решить вопрос признания качества наших медицинских услуг в той стране, от­куда мы собираемся привлечь ту­ристов. Кроме того, нужны прямые соглашения между страховыми ком­паниями.

-    Насколько я понимаю, вари­ант прямой оплаты от клиента не­сколько проще?

-  Здесь тоже есть свои подводные камни. Любой турист, который при­езжает к нам, должен иметь полис обязательного страхования. Кроме того, он может дополнительно по­лучить расширенный полис добро­вольного страхования. Но кто будет нести ответственность, если услуга будет оказана некачественно? Кли­ент получит компенсацию от стра­ховой фирмы, но кому она направит встречный иск, чтобы возместить свои убытки: к организации, продавшей тур, или организации, ока­завшей медицинские услуги? В этом случае уже будет действовать зако­нодательство той страны, граждани­ном которой является человек, по­лучивший некачественную услугу. Например, по белорусскому законо­дательству ответственность перед клиентом должен нести продавец услуги, а не ее поставщик, то есть турфирма, а не клиника. Она долж­на будет ответить перед страховой компанией, а потом уже обращаться с претензией в клинику. И этот мо­мент нужно прояснить заранее.

- Тем не менее, в Витебске не­давно открылся первый в стра­не медицинский туристический центр. Не совсем понятен ста­тус этого учреждения - он боль­ше медицинский или туристиче­ский?

- В этом случае нужно принимать во внимание и профессиональное образование губернатора Витебска - бывшего ректора Витебского го­сударственного медицинского уни­верситета, профессора. К тому же будучи вице-мэром он курировал сферу туризма и относился к ней очень трепетно - думаю, это так­же поспособствовало созданию по­добного центра в области. Я бы со­ветовал турфирмам, планирующим работу с экспортом медицинских ус­луг, начать с изучения опыта витеб­ского центра. Мне кажется, что эта форма работы в медицинском ту­ризме наиболее правильная. Сами клиники должны создавать специ­ализированные учреждения, фор­мирующие предложения для кли­ентов. Медицинская сфера - очень специфическая, в этом случае речь идет не о простом отдыхе, а о здо­ровье человека. Как может менед­жер турфирмы предлагать услугу, в которой он совершенно не разби­рается? Есть разные виды лечения, разные методики, препараты, мате­риалы - в зависимости от них меня­ется конечная цена. Это огромный пласт информации, в которой тур­фирмы не ориентируются. Ни один, даже самый опытный, менеджер турфирмы не может определить ка­чество медицинской услуги - разве что он является медиком по образо­ванию. Именно клиники в первую очередь должны быть заинтересо­ваны в привлечении иностранных граждан, а не думать, что эту работу может выполнить турфирма.

То есть при клиниках должны создаваться маркетинговые от­делы?

-    Так работают во всем мире. Было бы правильнее, если бы меди­цинский центр самостоятельно ра­ботал с клиентами - в конце концов, именно за медицинской услугой че­ловек в первую очередь прибыва­ет в страну. Иначе возникает другой вопрос: в какой вид экономической деятельности будет вложена сумма, которую человек здесь потратит на лечение? Это экспорт медицинских услуг или экспорт туристических услуг, то есть экспорт тура, вклю­чающего медицинские услуги? По- моему, в этом случае медицинские услуги должны быть первичны. Тур­фирма не производит продукт. Услу­га становится туристической только тогда, когда она в комплексе позво­ляет совершить путешествие. Ту­ристическая услуга в чистом виде - это информационно-консультаци­онная услуга, бронирование тура, продажа тура. Мы можем говорить об экспорте транспортных услуг, го­стиничных услуг, услуг культуры - но только в совокупности они ста­новятся туристической услугой. А основной целью посещения клиен­та будет все-таки получение меди­цинской услуги. Турфирмы в этом случае должны выступать посред­никами и помощниками для клиник: на основании договоров сотрудни­чества рекламировать их услуги, а также организовывать их клиентам дополнительную программу.

-   Андрей Михайлович, отрасль уже больше месяца живет без процедуры лицензирования. Ког­да будет утвержден реестр тури­стических организаций?

-  На сегодняшний день проект ука­за находится в Совете Министров, он будет принят после окончания всех согласований. Могу сказать, что в его основу будет положен заявительный принцип регистрации.

-   А как сейчас регистрируются вновь созданные туристические фирмы?

-      Документы на регистрацию юридического лица подаются в местные исполкомы, там они полу­чают свидетельство о регистрации с указанием вида деятельности - и могут начинать работу.

-   То есть формально они пока не обязаны подавать сведения о себе в Министерство спорта и ту­ризма?

-   Де-юре - пока нет. Но я бы со­ветовал всем прийти в Министер­ство спорта и туризма и подать о себе сведения, потому что реестр все равно будет и все равно при­дется это делать. Не думаю, что по­ложение о реестре претерпит суще­ственные изменения, пройдя через Совет Министров и Администрацию Президента. По крайней мере, пока это можно сделать без очередей; думаю, что с введением реестра они появятся.

-     Таким образом, точное чис­ло новых турфирм министерству пока не известно?

-  Пока нет.

Не могу не спросить вас о судь­бе Национального агентства по туризму.

-    Принято постановление о ре­организации РУП «Национальное агентство по туризму» в ГУ «Нацио­нальное агентство по туризму». Та­ким образом, статус агентства повы­сился, перечень его функций будет расширен. Планируется, что агент­ство возьмет на себя часть функ­ций Министерства спорта и туриз­ма - по продвижению Беларуси. Мы надеемся, что это даст ему до­полнительный толчок для развития.

Ответственности у Национального агентства по туризму после реорга­низации будет гораздо больше.

-   Насколько мне известно, пла­нируется создание филиалов агентства в регионах. Значит ли это, что его штат будет существен­но расширен?

-   Пока этот вопрос не решен. Во­просы штатного расписания, ис­точников финансирования должны быть согласованы с Министерством финансов. В положении определен двухмесячный срок для приведения его в соответствие. Так как поста­новление вступает в силу с момента официального опубликования - ду­маю, что на следующей неделе оно будет опубликовано, - мы должны будем отчитаться в течение 2 меся­цев. До окончания реорганизации Национальное агентство продолжа­ет свою работу как унитарное пред­приятие.

-    Последний вопрос связан с ситуацией в Египте. На сайте ми­нистерства была опубликована информация о том, что турфир­мы должны возвращать тури­стам деньги за несостоявшиеся туры в полном объеме. Вы про­сто решили заранее расставить все точки над «i» или к вам посту­пали жалобы от туристов на тур­фирмы?

-    Нам звонили туристы, выясня­ли, что по этому поводу говорит бе­лорусское законодательство. Мы решили опубликовать эту позицию и на сайте, чтобы все потребители были в курсе своих прав. Жалоб на то, что какая-то турфирма не воз­вращает деньги, к нам не поступало. Мы не можем запретить туристам посещение Египта, но я еще раз на­стоятельно рекомендую им дважды и трижды подумать, прежде чем ре­шаться на такую поездку.

Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ

https://www.traditionrolex.com/8