Для Беларуси медицинский туризм, безусловно, далеко не явление - разумные расценки на медицинское обслуживание уже успели привлечь в страну немало гостей. Недавно государство пристальнее взглянуло на доходы клиник от платных медицинских услуг, оказанных иностранным гражданам, и поняло, что эту сферу можно активно развивать, в том числе с помощью турфирм. В то же время в медицинском туризме есть пока немало нерешенных вопросов. О новом направлении в работе турфирм, а также об актуальных вопросах отрасли обозреватель газеты «Туризм и отдых» поговорила с Андреем Мартыновым, заместителем директора Департамента по туризму.
- Андрей Михайлович, насколько мне известно, само понятие «медицинский туризм» не совсем корректно.
- Совершенно верно. В «Законе о туризме» его нет - точно так же, как водного или пешего туризма; это просто название либо вида передвижения, либо цели поездки. В принципе, я верю в это направление, учитывая, сколько государство вкладывает средств в новейшее оборудование, а также высокую квалификацию наших медиков. Но к его развитию турфирмам не нужно подходить с наскока. В первую очередь в медицинском туризме должен быть симбиоз между клиниками и страховыми компаниями, а туристическая фирма может выступать в качестве посредника, рекламировать и продавать медицинские услуги за рубеж. Сбрасывать со счетов страховые организации я бы никому не рекомендовал.
- Какие вопросы нужно решить, чтобы медицинский туризм мог активно развиваться?
- В первую очередь нужно заранее определить, за счет каких средств иностранные граждане, прибывшие в Беларусь, будут оплачивать полученные медицинские услуги. Будет ли оплачиваться их лечение из страхового полиса, как это принято за рубежом, или клиент потратит на медицинские услуги деньги из своего кармана? В Литве я однажды видел следующий пример оказания медицинских услуг. Литовские стоматологи сначала прошли обучение в Америке, где получили соответствующий сертификат. После они закупили американское оборудование для своего центра, опять же имеющее американский сертификат, и создали свою страницу в интернете. Естественно, в качестве партнеров были привлечены и турфирмы, чтобы по желанию клиента в любой момент могла быть организована экскурсионная программа. Клиент из Америки находил сведения о центре и описывал ему свою проблему; исходя из полученной информации, ему предлагали вид лечения и указывали стоимость. Далее клиент обращался в свою страховую компанию, где предложенный план лечения оценивался, а после подтверждалось, что услуга может быть оплачена из медицинской страховки. Но чтобы такой вариант работал и у нас, надо решить вопрос признания качества наших медицинских услуг в той стране, откуда мы собираемся привлечь туристов. Кроме того, нужны прямые соглашения между страховыми компаниями.
- Насколько я понимаю, вариант прямой оплаты от клиента несколько проще?
- Здесь тоже есть свои подводные камни. Любой турист, который приезжает к нам, должен иметь полис обязательного страхования. Кроме того, он может дополнительно получить расширенный полис добровольного страхования. Но кто будет нести ответственность, если услуга будет оказана некачественно? Клиент получит компенсацию от страховой фирмы, но кому она направит встречный иск, чтобы возместить свои убытки: к организации, продавшей тур, или организации, оказавшей медицинские услуги? В этом случае уже будет действовать законодательство той страны, гражданином которой является человек, получивший некачественную услугу. Например, по белорусскому законодательству ответственность перед клиентом должен нести продавец услуги, а не ее поставщик, то есть турфирма, а не клиника. Она должна будет ответить перед страховой компанией, а потом уже обращаться с претензией в клинику. И этот момент нужно прояснить заранее.
- Тем не менее, в Витебске недавно открылся первый в стране медицинский туристический центр. Не совсем понятен статус этого учреждения - он больше медицинский или туристический?
- В этом случае нужно принимать во внимание и профессиональное образование губернатора Витебска - бывшего ректора Витебского государственного медицинского университета, профессора. К тому же будучи вице-мэром он курировал сферу туризма и относился к ней очень трепетно - думаю, это также поспособствовало созданию подобного центра в области. Я бы советовал турфирмам, планирующим работу с экспортом медицинских услуг, начать с изучения опыта витебского центра. Мне кажется, что эта форма работы в медицинском туризме наиболее правильная. Сами клиники должны создавать специализированные учреждения, формирующие предложения для клиентов. Медицинская сфера - очень специфическая, в этом случае речь идет не о простом отдыхе, а о здоровье человека. Как может менеджер турфирмы предлагать услугу, в которой он совершенно не разбирается? Есть разные виды лечения, разные методики, препараты, материалы - в зависимости от них меняется конечная цена. Это огромный пласт информации, в которой турфирмы не ориентируются. Ни один, даже самый опытный, менеджер турфирмы не может определить качество медицинской услуги - разве что он является медиком по образованию. Именно клиники в первую очередь должны быть заинтересованы в привлечении иностранных граждан, а не думать, что эту работу может выполнить турфирма.
- То есть при клиниках должны создаваться маркетинговые отделы?
- Так работают во всем мире. Было бы правильнее, если бы медицинский центр самостоятельно работал с клиентами - в конце концов, именно за медицинской услугой человек в первую очередь прибывает в страну. Иначе возникает другой вопрос: в какой вид экономической деятельности будет вложена сумма, которую человек здесь потратит на лечение? Это экспорт медицинских услуг или экспорт туристических услуг, то есть экспорт тура, включающего медицинские услуги? По- моему, в этом случае медицинские услуги должны быть первичны. Турфирма не производит продукт. Услуга становится туристической только тогда, когда она в комплексе позволяет совершить путешествие. Туристическая услуга в чистом виде - это информационно-консультационная услуга, бронирование тура, продажа тура. Мы можем говорить об экспорте транспортных услуг, гостиничных услуг, услуг культуры - но только в совокупности они становятся туристической услугой. А основной целью посещения клиента будет все-таки получение медицинской услуги. Турфирмы в этом случае должны выступать посредниками и помощниками для клиник: на основании договоров сотрудничества рекламировать их услуги, а также организовывать их клиентам дополнительную программу.
- Андрей Михайлович, отрасль уже больше месяца живет без процедуры лицензирования. Когда будет утвержден реестр туристических организаций?
- На сегодняшний день проект указа находится в Совете Министров, он будет принят после окончания всех согласований. Могу сказать, что в его основу будет положен заявительный принцип регистрации.
- А как сейчас регистрируются вновь созданные туристические фирмы?
- Документы на регистрацию юридического лица подаются в местные исполкомы, там они получают свидетельство о регистрации с указанием вида деятельности - и могут начинать работу.
- То есть формально они пока не обязаны подавать сведения о себе в Министерство спорта и туризма?
- Де-юре - пока нет. Но я бы советовал всем прийти в Министерство спорта и туризма и подать о себе сведения, потому что реестр все равно будет и все равно придется это делать. Не думаю, что положение о реестре претерпит существенные изменения, пройдя через Совет Министров и Администрацию Президента. По крайней мере, пока это можно сделать без очередей; думаю, что с введением реестра они появятся.
- Таким образом, точное число новых турфирм министерству пока не известно?
- Пока нет.
- Не могу не спросить вас о судьбе Национального агентства по туризму.
- Принято постановление о реорганизации РУП «Национальное агентство по туризму» в ГУ «Национальное агентство по туризму». Таким образом, статус агентства повысился, перечень его функций будет расширен. Планируется, что агентство возьмет на себя часть функций Министерства спорта и туризма - по продвижению Беларуси. Мы надеемся, что это даст ему дополнительный толчок для развития.
Ответственности у Национального агентства по туризму после реорганизации будет гораздо больше.
- Насколько мне известно, планируется создание филиалов агентства в регионах. Значит ли это, что его штат будет существенно расширен?
- Пока этот вопрос не решен. Вопросы штатного расписания, источников финансирования должны быть согласованы с Министерством финансов. В положении определен двухмесячный срок для приведения его в соответствие. Так как постановление вступает в силу с момента официального опубликования - думаю, что на следующей неделе оно будет опубликовано, - мы должны будем отчитаться в течение 2 месяцев. До окончания реорганизации Национальное агентство продолжает свою работу как унитарное предприятие.
- Последний вопрос связан с ситуацией в Египте. На сайте министерства была опубликована информация о том, что турфирмы должны возвращать туристам деньги за несостоявшиеся туры в полном объеме. Вы просто решили заранее расставить все точки над «i» или к вам поступали жалобы от туристов на турфирмы?
- Нам звонили туристы, выясняли, что по этому поводу говорит белорусское законодательство. Мы решили опубликовать эту позицию и на сайте, чтобы все потребители были в курсе своих прав. Жалоб на то, что какая-то турфирма не возвращает деньги, к нам не поступало. Мы не можем запретить туристам посещение Египта, но я еще раз настоятельно рекомендую им дважды и трижды подумать, прежде чем решаться на такую поездку.
Беседовала Ирина ШПАКОВСКАЯ