Выставка фотографий «Живые люди. Минск» открылась в галерее современного искусства «У» 4 февраля. К нашей радости, этот проект объединил людей, большинство из которых мы представляли в афише «ТиО» не раз. Ведь это современные белорусские музыканты и художники, литераторы и актеры, философы и режиссеры. О каждом можно сказать «один из лучших». Но главное - живой, в самом широком смысле слова. В этом основной посыл экспозиции - она собрала портреты тех, кто не потерял способности к рефлексии, но и не остался в прошлом, а активно работает в культуре сегодня и нацелен в завтрашний день. В отличие от «засахаренных» гламурных звезд, которых невозможно отличить друг от друга, это представители реальной художественной элиты страны. Валентин Акудович, Владимир Цеслер, Артур Клинов, Руслан Вашкевич, Адам Глобус, Сергей Шабохин, Светлана Бень, Руся, Татьяна Замировская, Сергей Михалок, Андрей Кудиненко, Андрей Ленкевич, Игорь Логвинов, Николай Халезин и еще несколько не менее известных и ярких персон стали моделями московского фотографа Игоря Ганжи (snob.ru).
Именно он представил их портреты, а собрали «могучую кучку» в целостный проект галеристы Анна Чистосердова и Валентина Киселева. Взгляд фотографа оказался свежим: он знакомился с участниками только в процессе съемки, и метод его работы был в том, чтобы разговорить собеседника, общаясь как бы с чистого листа. Причем Игорь Ганжа не работал в студии с профессиональным светом и не пытался поддержать изображения людей вторым планом или профессиональными атрибутами, хотя это был бы более простой и понятный путь к портрету: музыкант - с гитарой, философ - с книгой. В конце концов, именно это важно нам в публичном человеке - творческая реализация его личности. Но такой декоративной маркировки, каких бы то ни было знаков, выдающих профессии и предпочтения своих моделей, Ганжа избегает. И в основном место съемки никак не повлияло на результат; видимо, четкая задача снять «живых людей» не подразумевала диалога со средой их обитания. Только человек - работа его мысли, эмоции, без лакировки и попсовой фамильярности.
Портреты получились не парадные, непривычные, уловившие скрытые чувства и устремления. Хорошо зная живых людей, зрители на выставке открывали их вновь. Как фотографу удалось пройти по грани знакомого и неизвестного - кто знает. Это уже из области фотографического искусства. К слову, никакого шоу на открытии выставки не было: общение с персонажем и его изображением - само по себе перфоманс.
Подготовила Любовь ГАВРИЛЮК