Ирина ШПАКОВСКАЯ
Полетные программы компании «АэроБел- Сервис»на летний сезон уже сверстаны и находятся на утверждении в компании «Белавиа». О том, какие изменения произойдут в расписании чартерных полетов в этом году, прогнозах на сезон и новом направлении компании рассказывает директор по туризму «АэроБелСервиса» Александр Бурдейко.
- Александр, расскажите, пожалуйста, как будет выглядеть полетная программа в нынешнем сезоне.
- Расписание практически не изменится, мы не увеличиваем количество рейсов по нашим направлениям. В качестве нового продукта белорусским туристам будет предложен только греческий остров Кос. Несколько изменится полетная программа в Ан- талью: если в прошлом году во вторник туда было два рейса, то в этом сезоне мы их разнесли - поставили один из них на воскресенье. На общее количество рейсов это не повлияет. Увеличивать емкость пока ни к чему. В прошлом году любой турист в любой момент мог найти достаточно предложений на любой вкус - от дешевых до дорогих. Недостатка мест в самолетах не было.
- То есть увеличения перевозок в этом году не будет?
- Мы не увеличиваем свои объемы, но в Беларуси есть и другие консоли- даторы - TEZ TOUR, «Топ-Тур», «Аэро- трэвел»; возможно, они планируют какие-то изменения, увеличения. У нас на отдельных программах добавится или снимется максимум один рейс.
- Что-нибудь известно сейчас о ценах на авиабилеты?
- К сожалению, пока ничего. Но, судя по росту цен на топливо, стоимость билетов несколько увеличится по сравнению с прошлым годом. Цены на билеты будут сформированы не раньше марта - скорее даже ближе к концу месяца.
- У компании «АэроБелСервис» сильные позиции на тунисском направлении, но сейчас обстановка в стране не слишком благоприятная. Как это скажется на ваших планах как туроператора?
- Я бы сказал, что Тунис очень своевременно всех взволновал. До начала нашей программы 4 месяца, мы еще даже не пытались ее продавать. Тем более что у нас пока нет цен - тунисцы традиционно присылают их довольно поздно. Думаю, что никакой проблемы у белорусских туристов пока нет. Месяц или два мы планируем понаблюдать за тем, как эта ситуация будет развиваться дальше. В итоге мы либо выставим программу в прошлогоднем объеме, либо, если проблемы так и не будут урегулированы, снимем ее вовсе.
- У вас уже началась программа раннего бронирования Турции и Греции. Есть ли спрос?
- Активные продажи еще не начались, но и агенты, и туристы проявляют интерес, оставляют заявки. Особенно это касается тех людей, которые понимают, что популярных и оттого дефицитных отелей в сезон уже не будет. Тем более что скидки под раннее бронирование некоторые отели дают только до конца февраля. Возможно, людям, которые нацелены на очень дешевый отдых, и не стоит торопиться - какой-то бросовый отель они без проблем выберут и в сезон. Хорошие отели с оптимальным сочетанием цены и качества будут закрываться заранее; думаю, основная масса бронировок начнется в марте.
- Островная Греция уже достаточно неплохо представлена на белорусском рынке. Почему в этом сезоне вы решили взяться еще и за остров Кос?
- Во-первых, это элемент новизны для туристов - далеко не все любят из года в год ездить в один и тот же отель. Но основная причина, пожалуй, в том, что на островной Греции цена и качество сочетаются наилучшим образом. Там представлены отели высокого класса по очень разумным ценам, неплохо внедрена система «все включено», которую любят наши туристы, особенно семейные пары с детьми.
- Чем примечателен Кос и у каких туристов он будет более всего востребован?
- Это очень нетипичный греческий остров - крайне спокойный, с патриархальным укладом. Там построено очень много новых отелей - в то же время за забором может быть пастбище. При желании весь остров можно легко объехать на квадроцикле или велосипеде - не нужно привязываться к гиду, к экскурсиям. Потеряться или заблудиться там просто невозможно. Немаловажно и то, что на сегодняшний день на Косе цены на отдых меньше, чем на других греческих островах, представленных в Беларуси.
- Нет опасения, что большое количество предложений по островному отдыху приведет к «расшатыванию» спроса?
- Таких опасений нет. Мы могли бы пойти по пути компании «Музенидис Трэвел», которая постепенно увеличивала частоту полетов на Салоники. Четыре года назад мы впервые полетели на Крит, и сегодня могли бы поставить на этот остров три рейса в неделю. Но это не интересно: лучше мы будем летать раз в 10 дней на Крит, на Родос и на Кос. У туристов будет больше возможностей выбора.
- Как общее увеличение перевозок может сказаться на состоянии рынка?
- Для туриста большое количество мест - это всегда плюс: он может выбирать отдых в разных турфирмах, сравнивать цены. Для турфирм-агентов это тоже неплохо, так как они могут предложить клиентам широкий ассортимент. Может быть, для туроператоров большее количество перевозок означает больший риск - дефицит мест для него предпочтительнее. С другой стороны, чтобы привлечь клиента, он должен предложить оптимальный продукт. Количество клиентов, которые могут позволить себе отдых, каждый год немного увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы. В то же время туроператоры, запрашивая определенное количество мест в самолете, рассчитывают свои возможности. Мы знаем, что закроем свои блоки в самолете за счет постоянных клиентов и благодаря продажам агентов. Думаю, что и другие туроператоры берут столько мест, сколько они смогут продать в сезон.
- В этом сезоне вы по-прежнему будете работать на болгарском направлении без жестких блоков?
- Это зависит от желания турфирм. В прошлом году, например, «Ростинг» сразу работал с нами по жесткому блоку. Думаю, система останется прежней.