«БАКСЫ»
(26, Пт, ОНТ, 0-15)
Native Dancer, Россия – Казахстан – Франция – Германия, 2008, 87 мин., PG-13. Реж. Гука Омарова («Шиzа», «Дочь Якудзы»); в рол.: Нисепкуль Омарбекова (Айдай), Фархат Аманкулов (Батыр), Алмат Аянов (Асан), Толепберген Байсакалов (Тоха), Саят Мерекенов (Карим), Нурлан Алимжанов (Арман), Олжас Нусупбаев (Мустафа), Асель Абутова (Гаухар), Токтар Бексенов (Дамир), Ольга Ландина
Криминальная драма с фольклорно-мистическими мотивами. Первым делом замечу, что баксы в данном случае – не американские деньги, а казахское слово с ударением на второй слог, означающее «шаман». Хотя и роль денег в происходящих в фильме событиях очень велика. Именно бизнес-интересами движимы местные предприниматели, они же бандиты. Братки ощущают себя хозяевами жизни: сохранив повадки лихих 90-х, они нашли общий язык и с властями, и с милицией. И если таковым захотелось получить участок земли, расположенный возле трассы, то остановить их крайне трудно. Тем более пожилой женщине, пусть и целительнице, шаманке. Бабушка Айдай за тысячи километров, из Пакистана, пешком добралась до этих мест близ Алматы, где почувствовала особую силу. Не все верят в ее дар, но многие обращаются за помощью и ее получают. Живет баксы скромно, украшая стены жилища живописными картинами этнического толка. Но вокруг кипит работа, суетятся добровольные помощники. Возможно, в дальнейшем обряды-процедуры планировалось убрать с глаз людских, но пока пожилую женщину практически голую на глазах у всех поливают кровью только что зарезанного барана. Женщине, пришедшей узнать, куда пропал ее муж, Айдай уверенно отвечает: погиб под машиной, а деньги оставил в железной банке, закопанной под большим деревом во дворе дома. Страдающие дурными привычками обитают в яме, под решеткой. С некоторыми пациентами проводятся коллективные сеансы. Одних нуждающихся в помощи бабушка обильно обрызгивает холодной водой из святого источника, других, частично обнажив, довольно резко обстукивает. Эффектно выглядит эпизод, в котором шаманка обмазывает глиной красивую девушку. Деньги с клиентов берет, но избирательно. Всем этим «санаторием» Айдан заправляет четко и уверенно, но пришедшим бандитам-бизнесменам дать отпор намного сложнее. Тем более что они дают за землю хорошие деньги и обещают построить ей дом в другом месте. Но Айдан знает, что лечить может только здесь, на святой земле предков… «В этой земле моя сила, а под другими ногами она гореть будет», – заявляет она недругам, после чего исполняет особый танец… и умирает. Новые хозяева не горюют по этому поводу и быстро возводят заправку и развлекательное заведение «Лас-Вегас». И хотя очевидно, что поступили они неправильно – хотя бы потому, что лечебница Айдан могла быть приманкой в их бизнесе, грозные мужики радуются жизни. И напрасно. Начиная с того, что баксы на самом деле…
Фильм снят в документальной манере, что в данном случае на редкость уместно. Но по сути он мне показался поверхностным, эксплуатирующим сразу две популярные темы: бандитов и колдунов. Лента будет показана в рамках программы А.Гордона «Закрытый показ», и без традиционного жаркого диспута явно не обойдется. Постановщица «Баксы» Г.Омарова (род. 8.10.1968 г.) еще будучи школьницей снялась в казахских лентах С.Бодрова «Сладкий сок внутри травы» и «Непрофессионалы». Однако решила связать свою жизнь с журналистикой и, получив соответствующее образование, работала на казахстанских радио и ТВ. Затем перешла в отдел маркетинга «Филип Моррис», одновременно изучая режиссуру документального кино и ТВ. С 2001 года живет и работает в Роттердаме. Была соавтором С.Бодрова-младшего в создании сценария фильма «Сестры», а сценарий «Баксов» написала вместе с С.Бодровым-старшим. Съемки проводились в Казахстане и Узбекистане. Фильм посвящается Бифатиме, последнему дервишу Казахстана, которая, кстати, отказалась смотреть «Баксы» и Daoyan. Музыка Zig. Номинация на премию Азиатской киноакадемии за монтаж. Омарбекова выдвигалась на премию «Asia Pacific Screen» (Австралия). Показ на МКФ в Роттердаме. «Баксы» были в числе фильмов, рассматриваемых для участия в МКФ в Канне. Сборы в России $6 тыс. Бюджет $1,5 млн. Рейтинг IMDb – 7,1/88 голосов. **
«ДВОЙНАЯ РОКИРОВКА»
(27, Сб, НТВ, 0-45)
Wu jian dao/Internal Affairs/I Want to Be You, Гонконг, 2002, 97/101 мин., R. Реж. Эндрю Лау и Алан Мак («Признания боли»); в рол.: Энди Лау (Лау Кин Мин), Тони Люн Чи Вай (Чан Винь Ян), Энтони Вон (Вон), Эрик Цан (Сэм), Эдисон Чэнь (д-р Ли Сум Йе), Сами Чен (Мэри), Дион Лам (Дель Пьеро), Шон Юе (юный Ян), Чэпман То
Криминальная драма/боевик. Краеугольный камень концепции этого фильма – посыл, что правоохранительные органы и преступный мир могут органично переплетаться. Воспринимая это как само собой разумеющееся, проще врубиться в смысл происходящего на экране. Тем более что от него зрителей все время отвлекают динамичным действием и высококачественными трюками. Однако следует признать, что авторы фильма, к их чести, не забывают и про пищу для ума. Интригу они старательно поддерживают и сюрпризы по ходу просмотра подкидывают. Отсюда понятно, почему фильм заслужил уже два сиквела и громкий голливудский римейк «Отступники» (реж. М.Скорсезе), завоевавший четыре «Оскара», включая главный. «Двойная рокировка» – это органичный синтез из психологического триллера, криминальной драмы, комедии и фирменного гонконгского боевика со схватками, которые поставил модный Дион Лам («Матрица»). События ленты начинаются в школе по подготовке секретных агентов с чрезвычайно сложным и насыщенным курсом. Причем рассказано об этом с юмором и иронией, которым находится место и в дальнейшем. Согласно четко разработанному плану, 10 лет назад Яна с позором отчислили из школы, тем самым обеспечив его легендой, позволившей внедриться в Триаду. Так наш герой стал агентом под прикрытием в банде Сэма, которому, в свою очередь, удалось завести своего человека в полиции. И там он далеко не последний. Спустя годы «крот» Мин занимает высокий пост в органах, а коп Ян пребывает в статусе правой руки криминального босса (еще и дважды отсидев срок). И наступает момент, когда два врага, одинаково неуютно ощущающие себя в чуждой среде, получают равноценно важные задания: выявить и разоблачить друг друга. Помочь Яну выйти из тени может только Вон, некогда завербовавший его для работы под прикрытием…
В «The New York Times» «Двойную рокировку» представили как «начало новой эры кино Гонконга и достойное продолжение режиссерских традиций Джона Ву и Майкла Манна». А «Media Circus» логично назвала ленту нефантастическим «Без лица». В Гонконге англоязычным названием фильма было «Я хочу быть тобой». Премия «Blue Ribbon» (Япония) за инофильм. Премии независимого кино «Chlotrudis» (США): 39-летний Т.Люн Чи Вай («2046») и 40-летний Э.Вон («20 30 40»), кстати, сын британца и китаянки, а также лидер хард-рок-группы. Премии «Golden Horse» (Тайвань): фильм, режиссура, Люн Чи Вай, Вон, звуковые эффекты и приз публики. Номинации: сценарий, Лау, съемки, декорации, спецэффекты, постановка боев и монтаж. Приз публики на Фестивале дальневосточного кино в итальянской Удине. Кинопремии Гонконга: фильм, режиссура, сценарий, Люн Чи Вай, Вон, То, монтаж и песня «Infernal Affairs». Номинации: Лау, Лом, Цан, съемки, музыка, костюмы, монтаж, постановка боев и спецэффекты. Премии «Golden Bauhinia» (Гонконг): фильм, режиссура, сценарий, Люн Чи Вай и Вон. Сборы в США $0,17 млн. Сборы в Китае $6 млн. Рейтинг IMDb – 8,1/36601 голос. Мужская оценка на 0,7 балла выше женской. ***
«ИСПОВЕДЬ ДОН ЖУАНА»
(25, Чт, БТ, 12-10)
Украина, 2008, 85 мин., PG. Реж. Андрей Бенкендорф («Бомж», «Хиппиниада, или Материк любви»); в рол.: Нодар Мгалоблишвили (Дон Жуан), Артем Ткаченко (монах), Василий Баша (Лепорелло), Елена Фесуненко, Сергей Кравец, Виктория Зименкова
Комедийная мелодрама для ТВ. Лента запускалась в производство под названием «Записки целомудренного бабника» и с участием Армена Джигарханяна. Но тот, увы, заболел, и его заменил 76-летний Н.Мгалоблишвили («Формула любви»). Очевидно, на счастье было заменено и название. Правда, согласно заявлению режиссера, дело в том, что оно «правильно и лаконично передает суть истории», печальной и романтичной. Итак, престарелый Дон Жуан вот-вот умрет. Рядом – никого из родных, только верный слуга Лепорелло. Старик желает исповедаться, чтобы ему отпустили грехи. Но священники не спешат помочь неуемному грешнику. Соглашается лишь один молодой монах. И именно ему выпадает завидная возможность узнать главную тайну прославленного любовника. Оказывается, в сексуальном плане тот не вступал в отношения с окружавшими его дамами. Близость была, но духовная. А пиаром стала дурная и завистливая молва. Сраженный этим монах в ответ рассказывает Дон Жуану про свою любовь к молодой прихожанке. И получает совет: бросить служить церкви и уехать подальше вместе с ней… Съемки проводились в октябре-ноябре 2007 года в Крыму, потому что, как рассказывал Бенкендорф, этот полуостров «очень похож на Испанию времен Дон Жуана. И все получилось по-честному – костюмы, антураж, игра актеров… Зритель окунется в Испанию времен инквизиции и командоров». Начались съемки в Алупке, на территории Воронцовского дворца, а продолжились в Массандре, Ливадии и Ялте. Диплом за «Гармонию идеи и воплощения фильма» на Кинофоруме Украины. Рейтинга IMDb нет.
«И ЦЕЛОГО МИРА МАЛО» **1/2
(27 и 28, Сб и Вс, Лад, 20-05 и 7-55)
The World Is Not Enough, США – Великобритания, 1999, 128 мин., CD, PG-13. Реж. Майкл Эптед («Парк Горького», «Энигма»); в рол. Пирс Броснан (Джеймс Бонд), Софи Марсо (Электра Кинг), Дениз Ричардс (д-р Кристмас Джонс), Роберт Карлайл (Ренар), Джуди Денч (М), Робби Колтрейн (Валентин Жуковский), Джон Клиз (Р), Десмонд Льюэлин (Кью), Саманта Бонд (мисс Моннейпенни), Майкл Китчен (Билл Тэннер), Голди (Бык), Колин Сэлмон (Чарльз Робинсон), Дэвид Колдер (Роберт Кинг), Ульрих Томсен (Давыдов), Серена Скотт Томас (Молли Уормфлэш), Клод-Оливье Рудолф (пол-к Акаккиевич), Мария Грация Кучинотта, Джон Серу (Габор)
Иронический приключенческий боевик. Прежде чем Бонд вновь показал нам, как следует сражаться за правое дело, его продюсерам пришлось побороться в суде за право создания данного фильма. Тяжба MGM и «Sony» напоминала бракоразводную борьбу экс-супругов за общее чадо. А происходила она параллельно с попытками работы над собственными вариантами продолжения Бондианы, что делало обстановку чрезвычайно нервной. Лишь в марте 1999 года, в результате долгого процесса, суд отдал Бонда MGM, а «Sony» досталось лишь $10 млн отступных. На радостях продюсеры-победители не жалели средств на представляемый фильм, заявляя в прессе, что на эпизод, идущий перед титрами, они тратили по $1 млн на каждую экранную минуту. Только съемки погони, завершающейся приземлением Бонда на крышу купола «Millennium», где он сражается среди летающих вокруг вертолетов, продолжались 34 дня. А сколь впечатляюща гонка на катерах! Погоню на лыжах по Кавказскому хребту воспроизводили в Шамони, что во французских Альпах. Поначалу предпринимались робкие попытки организовать съемки в России, но ни одна страховая фирма не решилась на подобную сделку. Итак, семья Кинг еще век назад добывала нефть в Азербайджане. После краха советской власти Роберт Кинг продолжил фамильный бизнес, прокладывая нефтепровод через Турцию в обход Ирана, Ирака, Армении и других рискованных территорий, конкурируя при этом с Россией. Дочь магната Электру похищают с целью выкупа. Кинг обращается за помощью в МИ-6, и проводится операция, стоящая олигарху жизни. Выясняется, что за этими преступлениями стоит зловещая фигура неукротимого террориста-анархиста Ренара. После ранения в голову, сделавшего его нечувствительным к боли, сей безумец одержим желанием контролировать весь мир, в том числе нефтепроводы «King Industries». Бонд должен как минимум защитить Электру... И это лишь начало, как принято в проекте, безмерно залихватской и судьбоносной для мира истории. Во время создания фильма в прессу просочилась информация о якобы невероятном, непредсказуемом финале. Интернет буквально раскалился от споров и выдвигаемых версий. Вот некоторые из гипотез: Бонд погибнет, женится на Монейпенни, сделает операцию по смене пола, окажется пришельцем из космоса, сыном М и Кью, отцом Остина Пауэрса... Но затем выяснилось, что сия утечка – лишь часть мощной пиар-компании. Впрочем, была в картине и реальная сенсация, связанная со сложным амплуа красотки Электры. Продюсер М.-Д. Уилсон не сдерживал своего удовлетворения от фильма: «Мы очень рады, что Пирс играет Бонда в третий раз. Он хороший актер, у него есть бондовская харизма, и он может качественно выполнять физические трюки. Броснан выглядит как Бонд, в нем есть «английскость». Броснан умело делал ответные комплименты: «Совершать это в третий раз просто кайф – все равно что вернуться в семью. Первый фильм был чем-то вроде испытания. А на этот раз ты уже знаешь, что надо делать, и ощущаешь все большую уверенность».
Шотландский замок, в котором располагался секретный штаб, уже снимался в «Горце». Бакинская вилла Электры находилась в Стамбуле. Бонд носится по экрану на катере мощностью 350 л.с. и на BMW Z8 (400 л.с.). Режиссерская версия ленты длится 160 минут. Талантливая и неотразимая 32-летняя француженка С.Марсо («Бум») стала истинным украшением данной картины. Многих удивило участие в ней 38-летнего Р.Карлайла («Полная обнаженка»), до этого решительно отказывавшегося от блокбастерных ролей. Экс-модель и кикбоксер-любитель 28-летняя Д.Ричардс («Дикие штучки») в то время имела нешуточную популярность и заняла 3-е место по сексуальности среди всех девушек Бондианы. «И целого мира мало» – последний фильм для скончавшегося в конце 1999 года Д.Льюэлина. Однако уже во время съемок ему была найдена адекватная замена в лице 59-летнего Д.Клиза («Рыбка Ванда»). Кстати, он был трижды женат на малоизвестных актрисах, а его мама скончалась в день своего 101-летия. Рэпер с позолоченными зубами Голди сыграл жуткого «человека-танка» по прозвищу Бык.
Съемки проводились в Англии, Турции (Босфор), Азербайджане (Баку, мечеть Биби-Эйбат), Испании (Барденас Реалес, Бильбао), Франции (горные лыжи), Шотландии, Уэльсе и на Багамах (субмарина). Номинация на «Сатурн» за фильм. Композитор Д.Арнольд («Казино Рояль») удостоен премии BMI Film Music. Броснан отмечен премией «Блокбастер». Номинации: Марсо и Ричардс. Номинация на «Golden Satellite» за заглавную песню, исполненную Garbage. Броснан завоевал «Empire», а Ричардс – антипремию «Razzie». Вместе они «претендовали» на эту «награду» как худшая экранная пара. Сборы в США $126,9 млн. Сборы в остальном мире $234,9 млн. Бюджет $135 млн. Гонорар Броснана $12,4 млн. Рейтинг IMDb – 6,3/60081 голос. ***
«ЛЮБИМАЯ ЖЕНЩИНА МЕХАНИКА ГАВРИЛОВА»
(28, Вс, БТ, 12-10)
Waiting for Love, СССР, 1981, 78 мин., PG. Реж. Петр Тодоровский («Верность», «Интердевочка»); в рол.: Людмила Гурченко (Маргарита Соловьева), Сергей Шакуров (Лев Гаврилов), Евгений Евстигнеев (дядя Риты), Анатолий Васильев (Слава), Михаил Светин (Виктор Михайлович), Всеволод Шиловский (Паша), Светлана Пономарева (Таня), Наталья Назарова (Люся), Станислав Соколов (Виктор), Александр Голобородько (вахтенный), Яна Друзь (Алла), Людмила Аринина
Лирическая комедия по сценарию Сергея Бодрова – того самого, который поставил «Кавазский пленник», «Монгол» и другие знаменитые фильмы. История зрелой, но привлекательной и очень активной дамы Маргариты Соловьевой, незамужней мамы симпатичной дочки-старшеклассницы. Впрочем, этот пробел в паспорте она намерена оперативно ликвидировать, выйдя замуж за корабельного механика Гаврилова. Рита с самого утра отправляется в ЗАГС, но жених не объявляется. И гости в ресторане ожидают зря, и поиски на судне успеха не приносят. А ведь Рита его вмиг и навсегда полюбила… Впрочем, надежда пока остается. Блоговый отзыв: «Маленькая энциклопедия жизни, очень тонкий и психологически точный фильм. По нему, пожалуй, можно составлять список требований к будущей любимой женщине. В персонаже Гурченко есть самое необходимое: ум, самостоятельность, настоящее мужество, жизненный опыт. И тем не менее, как часто бывает, Маргарита все-таки одинока. Ох, до чего же глупы эти мужчины!» 45-летняя Л.Гурченко («Карнавальная ночь») удостоена приза МКФ в Маниле. Но есть мнение, что, если исходить из драматургии, роль Риты точно не для нее. Эта женщина должна была быть не столько гордой и сильной, сколько трогательной и нежной. Да и приданный Людмилой комизм, иногда переходящий в шоуменство, не всегда кажется органичным. Хотя восприятие, разумеется, дело вкуса. А вот 39-летний С.Шакуров («Брежнев») – точно на своем месте. Впоследствии он рассказывал, что заменил В.Высоцкого, на которого рассчитывал режиссер, и сам придумал развязку, более устроившую и Гурченко, которой тоже не нравился запланированный финал, но она молчала, «понимая, что в целом роль не ее». В итоге Шакуров «дал психа», разорвал на себе пиджак и заявил, что вместо санитаров нужна милиция… Съемки проводились в Одессе. Музыка А.Мажукова, в то время популярного песенника. В прокате СССР ленту посмотрели 18,4 млн зрителей (14-е место в сезоне среди советских фильмов). Рейтинг IMDb – 6,4/79 голосов. *1/2
«МОЛЧАНИЕ ЛОРНЫ»
(28, Вс, СТВ, 23-55)
Le Silence de Lorna/Lorna's Silence, Германия – Франция – Италия – Бельгия, 2008, 105 мин., R. Реж.-сцен. Жан-Пьер и Люк Дарденн («Дитя», «Сын», «Розетта»); в рол.: Арта Доброши (Лорна), Жереми Ренье (Клоди Моро), Фабрицио Ронгионе (Фабио), Албан Укай (Сокол), Морган Маренн (Спиру), Оливье Гурме (нспектор), Антон Яковлев (Андрей Асликов), Григорий Мануков (Костя), Мирей Байи (Моник Собель), Серж Ларивьер (фармацевт), Александр Троцкий (врач)
Психологическая драма с криминальными и социальными мотивами. Фильм поставлен прославленными бельгийскими режиссерами – братьями Дарденн (наст. фамилия Хигганс), каждая новая работа которых справедливо ожидаема и фестивалями, и киноманами. Ведь их традиционно отличает своеобразная стилистика, органичная сдержанность и психологическая глубина. «Молчание Лорны» из той же когорты. В фильме масса неприятных событий (а полиция выглядит полицией, а не бандой), но он точно не «чернуха». Действие не динамично, но смотреть отнюдь не скучно. Несомненно, эта лента из категории «артхаусных», но при этом сюжет ее прозрачен как стеклышко. И занятые актеры настолько не лицедействуют, что некоторых зрителей это раздражает. Мол, лицо у главной героини все время одинаковое (и нередко добавляют, что и сисек почти нет). На мой же вкус, сыграно так, что Лорне просто веришь, а не восхищаешься – надо же, как ловко сыграно…
Итак, в тихой, уютной Бельгии нашла себе прибежище молодая албанка. Она работает в химчистке, а живет с мужем Клоди в его квартире. Благодаря этому браку Лорна получила бельгийское гражданство, но будущее ее отнюдь не очевидно. Зрители фильма с первых минут знают, что в жены ее взяли за деньги, муж – наркоман, который получит сумму еще и за развод. Оплатила эту операцию, разумеется, не Лорна, а криминальная структура, предстающая в облике таксиста Фабио. Клиентку уже торопят со следующим браком – с русским бандитом Андреем, кстати, сыгранным сыном знаменитого советского актера Юрия Яковлева («Ирония судьбы»), давно обосновавшимся в Европе. Конечно же, и эти узы будут не по любви, а уже чтобы супруг получил возможность стать бельгийским подданным. Все это тормозит осуществление жизненных намерений Лорны, связанных с горячо любимым Соколом. Пока же тот, зная все о ней, «порхает» по миру, собирая деньги на бар, который они вместе собираются открыть. Присмотрено и местечко… Тема денег проходит через весь фильм, причем, по российским меркам, суммы в нем фигурируют пустяшные. Один из героев даже иронизирует по этому поводу. Но судьбы вокруг этих считаных тысяч евро запросто как выстраиваются, так и разрушаются. Причем проблемы могут возникнуть с чем угодно. Поэтому ничего удивительного, что Лорна начинает переживать за такого неприятного типа как Клоди. Но происходит с ней и нечто поистине удивительное…
28-летняя уроженка Косово А.Доброши («Горе пани Шнайдровой») прибыла играть Лорну, почти не зная французского языка и с малым опытом работы в кино. Представляемый фильм сделал ей имя и принес новые солидные роли. Мало того, она уже была членом жюри МКФ в Берлине и является представителем ООН в родном крае, до конца не определившемся с государственностью. Съемки проводились в Льеже. Премия МКФ в Канне за сценарий. Номинации на «Сезар» и «Saturn» за инофильм. Доброши номинировалась на премию Европейской киноакадемии. Премия «Lumiere» за франкофонный фильм. Сборы в США $0,34 млн. Сборы в остальном мире $4,8 млн. Сборы в России $22 тыс. Рейтинг IMDb – 7,1/2871 голос. ***1/2
«НАСТОЯЩАЯ МАККОЙ» *1/2
(22, Пн, БТ, 23-30)
The Real McCoy, США, 1993, 106 мин., CD, PG-13. Реж. Рассел Малкехи («Горец 1-2»); в рол.: Ким Бейсингер (Карен Маккой), Вэл Килмер (Джей Ти), Теренс Стэмп (Джек Шмидт), Гейлард Сартейн (Гари Бакнер), Зак Инглиш (Патрик), Рейнор Шайн (Бэйкер), Дебора Хобарт (Шерил)
Боевик/криминальная драма по роману «Bellman and True» американца Десмонда Лоудена («Зыбучие пески», «Подставной киллер»). Прославленная 39-летняя К.Бейсингер («9 1/2 недель») снялась в необычной для себя роли – «супермедвежатницы». Ее героиня К.Маккой попалась на грабеже банка, отсидела 6 лет и была отпущена по программе условно-досрочного освобождения, что подразумевает особо строгий контроль на воле со стороны властей. Впрочем, Карен и без того решила закончить преступную карьеру, чтобы восстановить разрушенную семейную жизнь. Но «под контроль» она все равно попадает. Бандиты не намерены выпускать из своих рук мастера столь высокой квалификации и используют самые циничные методы, чтобы заставить Маккой пойти на новое ограбление... Далеко не лучший и провалившийся в прокате фильм представителя клипового киностиля Р.Малкехи («Тень»). Съемки проводились в Атланте. Наград нет. Сборы в США $6,5 млн. Сборы в Германии $1,4 млн. Рейтинг IMDb – 5,2/3800 голосов. Видеоназвания: «Карен Маккой – это серьезно», «Реальная Маккой». *1/2