https://www.traditionrolex.com/8
<p>Об особенностях въездного туризма в Беларуси, консолида­ции операторов, демпинге и онлайне редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК беседует с учреди­телем компании «Топ-Тур» Иваном ЧУРА.</p>

thura Об особенностях въездного туризма в Беларуси, консолида­ции операторов, демпинге и онлайне редактор газеты «Туризм и отдых» Лилия КОБЗИК беседует с учреди­телем компании «Топ-Тур» Иваном ЧУРА.

-     Иван Иосифович, компания «Топ-Тур» - одна из тех бело­русских фирм, которые стремят­ся присутствовать и добиваться результатов во всех нишах и сег­ментах туризма. Вы как оператор работаете на многих выездных направлениях, имеете собствен­ные чартеры, блоки. Инкаминг также является для вас реальным бизнесом. Кроме того, все видят, как активно вы действуете в нише интернет-бронировок. Таким об­разом, вы хорошо видите общую картину состояния белорусско­го туризма и его возможностей. В каком русле сейчас развивает­ся рынок - и развивается ли во­обще?

-   Если выделять основные тенден­ции, то главный упор все операто­ры (и мы в том числе) по-прежнему делают на выездной туризм. Что бы там ни говорилось, мы должны быть честны перед собой: Беларусь - страна не пляжного и не экскурси­онного отдыха! Значит, въезд вряд ли станет по-настоящему массо­вым. И в обозримом будущем ситу­ация не изменится. Новые объекты, достойные внимания туристов, по­являются очень редко - один-два в год, это ничтожно мало для страны. А старинные памятники реконстру­ируются медленно. Да, сейчас пыта­ются довести до ума замки в Мире и Несвиже. Но это всего лишь две жемчужины. Разве можно сравнить этот потенциал хотя бы с тем же ар­хитектурным великолепием одно­го только Львова?! А ведь рядом - Москва, Киев, Вильнюс, Варшава, Прага!..

-     Возможно, наш главный ко­зырь в том, что Беларусь пара­доксальным образом до сих пор «терра инкогнита» - здесь мало кто бывал; интерес к нашей стра­не может быть просто как к чему- то новому, неизведанному?

-    Конечно, мы можем думать о своих «козырях» все что угодно. Но выбирает клиент! И заставить его сде­лать этот выбор в чью-либо пользу не­возможно! Да, у нас вежливые, толе­рантные люди. Да, Беларусь - чистая, красивая, ухоженная. Но этого мало! Развитой туристической инфраструк­туры по-прежнему нет. Мы прода­ем охоту, рыбалку, ностальгический и экологический туризм. Все это при­влекает туристов с определенной мо­тивацией. Однако больших оборотов и объемов на таком туризме не сде­лаешь. Но это не мешает нашей фир­ме активно развивать различные пер­спективные сегменты инкаминга.

-   Например?

-    Сейчас мы занялись довольно интересным видом туризма - ме­дицинским. В Беларуси интересная база, хорошие клиники и очень низ­кие цены по сравнению с Европой и даже Россией. В данное время «Топ- Тур» заключил контракты со многи­ми отечественными клиниками. И мы уже начали разрабатывать сайт, посвященный именно медицинско­му туризму.

-    Какие виды лечения пользу­ются наибольшим спросом у ино­странцев?

-    Это лечение онкологических за­болеваний у детей и взрослых, сто­матологические услуги, пластика, хирургия, травматология, реабили­тация после различных операций. Причем ценовая политика гораздо благоприятнее, чем та же россий­ская. Не говоря уже о ценах в немец­ких или швейцарских клиниках. Есть спрос на лечение в солигорских шах­тах - там, кстати, места расписаны на год вперед.

-   И кто к нам в основном едет?

-     Конечно, это граждане бывше­го СССР либо выходцы из Союза, пе­реехавшие на постоянное место жи­тельства в Европу. Сами европейцы лечиться в Беларуси пока не спешат. Во-первых, они, как правило, за­страхованы и могут получать необходимые услуги в своих странах. Во- вторых, европейцы осторожничают и явно не доверяют качеству. Но, чест­но говоря, нам достаточно и быв­ших советских граждан. Поток очень большой. Кроме того, в последнее время стали приезжать представите­ли Ближнего Востока.

-    Какие виды лечения пользу­ются спросом у жителей арабских государств?

-    Они лечат глаза, зубы.

-    И все же, согласитесь, меди­цинский туризм выглядит слиш­ком узкой нишей?

-   Согласен. Возможно, концепцию въездного туризма на этом и не по­строишь. Но медицинский, лечеб­ный туризм в разных видах суще­ствует во всем мире. Это нормально. И это очень интересный бизнес. Мы помогаем людям, подыскиваем им клиники, врачей, составляем про­грамму пребывания здесь.

-    Главное наше преимущество - цены?

-     Низкие цены и отличное каче­ство!

-   Кстати, о концепции въездно­го туризма. На ваш взгляд, готовы ли мы сформировать некую гото­вую линию предложений, чтобы пригласить сюда для участия в ту­ристическом воркшопе профес­сионалов, скажем, европейского турбизнеса?

-      Возможно, это прозвучит для кого-то обидно, но думаю, что пока нет. Во-первых, государство вряд ли оценит необходимость такого шага и пойдет на расходы. Можно посмо­треть на опыт наших соседей - латы­шей, поляков. Государство берет на себя львиную долю затрат по приему участников и организации програм­мы их пребывания - финансирует­ся часть авиабилета, проживание, развлечения, экскурсии. Вряд ли в сегодняшних условиях мы можем рассчитывать на серьезные государ­ственные вложения в подобные ме­роприятия. Во-вторых, явной дина­мики приема в Беларуси нет. Хотя процесс идет, и в отдельных сегмен­тах чувствуется развитие. Напри­мер, довольно активно развивается бизнес-туризм. «Топ-Тур», к приме­ру, успешно занимается бизнес-со­провождением. Это и встреча в вип- зале, и трансфер на автомобилях любого класса, проживание, органи­зация конференций, семинаров. До­вольно много людей прилетает в Бе­ларусь в поисках поставщиков или покупателей.

-     На ваш взгляд, инвесторы в настоящее время проявляют ин­терес к Беларуси? Туризм, напри­мер, весьма нуждается в зару­бежных финансовых вливаниях, да и не только финансовых - нам явно пригодились бы и опыт, и технологии...

-    Я, конечно, не являюсь экспер­том в данном вопросе, но, думаю, нельзя сказать, что здесь ничего не происходит. Что-то строится, где-то появляются новые объекты. Однако очевидно, что в Беларусь в основном прилетают люди, которые хотят что- то у нас купить или что-то нам про­дать.

-       Белорусские туристические фирмы готовы инвестировать в инфраструктуру?

-    Они-то готовы, но на сегодняш­ний день турбизнес, который есть на местном рынке, просто не в состо­янии что-то сделать. Капитала нет. Вложить собственные деньги и по­строить гостиницу сегодня не сможет ни одна белорусская фирма. Нужны миллионы, а их нет. По специальной программе развития индустрии ту­ризма нашей компании в свое время были выделены 20 га земли в райо­не озера Швакшты. Но, к сожалению, пока мы не можем найти инвестора, чтобы построить в этих замечатель­ных местах хороший гостиничный комплекс.

-   Где вы ищете инвесторов?

-    В нашей стране их искать беспо­лезно. Естественно, ищем за преде­лами. Но зарубежные бизнесмены пока проявляют осторожность. Ко­нечно, рассуждая о капитализации белорусского бизнеса, нужно учиты­вать, что на нашем рынке есть ком­пании, финансовые возможности которых очень мощны. Это россий­ские фирмы, которые уже во многом контролируют белорусский выезд­ной туризм.

-    Раз уж мы плавно перешли к выезду. Скажите, Иван Иосифо­вич, вы ни о чем не жалеете? Вот говорят, что российские легионе­ры выходили на рынок именно при поддержке «Топ-Тура» и кон­кретно Ивана Чуры?

-     Откровенно говоря, в какой-то степени это правда. Первой на бе­лорусский рынок пришла и стала динамично здесь работать компа­ния «Пегас Туристик». Во многом это произошло именно с моей подачи. Но я ни о чем не жалею! В тот момент мне это было очень выгодно. Компа­ния «Пегас Туристик» помогла мне развиваться. Благодаря этой фирме я достиг определенных результатов.

-    С другой стороны, очевидно, что и компания «Пегас Туристик», и все остальные появились бы на нашем рынке и без «Топ-Тура». Не секрет, что российская фирма «Натали Турс» пришла в Беларусь с помощью белорусской компа­нии «Сакуб Холидей». Но «Натали Турс», несомненно, «зашла» бы сюда и без «Сакуба».

-    Да, днем позже, днем раньше... Все равно это случилось бы. Точно так же в России неизбежно появля­ются такие компании, как TUI, Tomas Cook.

-      В Беларусь они что-то не идут.

-   Они к нам и не придут. Во всяком случае напрямую. Они придут через Россию. Наш рынок и наши турфир­мы для мировой туриндустрии - это капля в море! Компания TUI при­обрела акции российской фирмы «Мостравел», а «Мостравел» (точнее - его украинский представитель «Туртес») уже присутствует в Бела­руси.

-     Как по-вашему, все ли рос­сийские компании, имеющие ин­терес к Беларуси, уже «пришли»?

-     Пожалуй, все. Кроме «Интури­ста», которого могут заинтересо­вать такие направления с вылетом из Минска, как Египет и Турция.

-    Что показали продажи в лет­нем сезоне?

-     Объем продаж вырос, а рента­бельность упала. В нашей фирме ве­дется четкая статистика. Я захожу в специальную компьютерную про­грамму и сравниваю продажи (ко­личество клиентов) - буквально по дням - в этом году и прошлом. И вижу, что каждый день в нынешнем году мы обслуживали больше кли­ентов, чем в аналогичный день про­шлого года. Но, несмотря на расту­щие обороты, прибыль упала.

-   Причина?

-     Конкуренция, демпинг, необо­снованно большой объем перевозок на массовых направлениях. Все зна­ют, что 2009 год был неудачным для турбизнеса, кризисным. Но даже в 2009-м мы не работали в минус. А в нынешнем, 2010-м, работали.

-   Кто устраивал демпинг?

-    Откровенно говоря, в этом сезо­не на белорусском рынке получилась странная ситуация... Наша компа­ния, например, изначально заложи­ла в пакеты профит, необходимый для того, чтобы фирма могла жить и работать. Посмотрели - туры не продаются. Потому что у другой бе­лорусской фирмы цены на эти паке­ты удивительно низкие. Откровенно говоря, я могу понять, когда какой- нибудь обладающий огромным ка­питалом крупный российский опера­тор хочет захватить большую часть «пирога» и поэтому демпингует! Это поддается разумной логике! Но для чего устраивать демпинг обыч­ной белорусской фирме, среднему оператору (или чуть выше среднего уровня - не знаю, как этично обозна­чить статус)?! Я думаю, что называть эту фирму не стоит, но профессио­налы поймут, о ком идет речь. Какая цель в этом случае преследовалась? Зачем изначально считать пакет, за­кладывая, условно говоря, 5 долла­ров профита, на которые невозмож­но прокормить фирму? Директор этой компании говорит: я не в убыт­ке, я зарабатываю! Если бы я ниче­го не понимал в туризме, может, я и поверил бы. Но я двадцать лет в тур- бизнесе, у меня прямые договорен­ности с отелями, десятки партнеров по всем направлениям, собственные чартеры. Заявляю авторитетно: не­возможно зарабатывать, закладывая такой профит! Это явная политика демпинга! Но, спрашивается, зачем?!

- Обычно демпинг - это еще и следствие амбиций. Так делают, когда хотят повысить свой статус, привлечь внимание, что-то дока­зать!

-     По-моему, что-то доказывать и повышать свой статус нужно чем-то другим. Например, хорошим тур- продуктом, качественным сервисом, продвижением новых направлений. Но не демпингом же!

-    Да-а, белорусский турбизнес не назовешь сплоченным и объ­единенным. Что меняется в этом непростом вопросе?

-      Как раз сейчас мы отрабаты­ваем новую схему объединения - коммерческую. Шесть белорусских туркомпаний («Топ-Тур», «Сан- ни Трэвел», «АлатанТур», «СМОК Травел», «Внешинтурист» и «Са­куб Холидей») берут общий блок мест на рейсе авиакомпании Etihad Airways и будут продавать туры в ОАЭ совместными усилиями. Жест­кой закрепленности кресел за кон­кретными компаниями нет, мож­но продавать столько, сколько можешь продать. Убытки по нере­ализованным пакетам будут поров­ну делить компании, которые не су­мели осуществить продажи, риски, таким образом, уменьшатся. Идея, на мой взгляд, очень хороша. На­деюсь, что к сезону мы придем с по­лезными наработками. Вообще, в сегодняшних условиях нужно де­лать осторожные шаги, в том числе в плане объединения. В настоящий момент учредить в Беларуси какую- то единую, мощную компанию, ко­торая могла бы противостоять тем же российским фирмам, нереаль­но. Но помогать друг другу, зараба­тывать вместе - это хорошая идея. Лично я всех считаю партнерами. Если у нас будет взаимопонимание, мы сможем добиться существенных результатов.

-     Как развивается ваш сайт и продажи туров в интернете? Все- таки белорусский рынок доволь­но медленно идет к реальному онлайну. Дело в нежелании тур­фирм? В отсутствии собственного турпродукта?

-     Безусловно, нет! Желание ис­пользовать технологии есть и было всегда. Мы очень много средств вкладываем в IT-разработки. И у «Топ-Тура» есть собственный тур- продукт. Дело, скорее, тормозила неготовность банковской системы. Но уже в августе этого года наша компания первой на туристическом рынке предоставила посетителям нашего сайта возможность забро­нировать тур, или только авиаби­лет, или только отель (целый ряд ус­луг) и произвести оплату карточкой с помощью системы вэб-пэй.

-    Да, но при такой системе ме­неджер все равно нужен. После бронирования нужно дождать­ся письма от менеджера с номе­ром счета, куда можно перевести деньги. Либо необходимо прие­хать в офис с той же карточкой и также воспользоваться помощью менеджера!

-    В ноябре мы подключаем брони­рование уже без менеджера! И хочу подчеркнуть, что мы всегда стара­емся быть впереди, открывать что- то новое, уверенно смотреть в буду­щее. Мы одними из первых открыли на сайте продажу гостиниц и авиа­билетов по всему миру. Скоро у нас на сайте появится партнерский ре­сурс kvitki.by, на котором можно бу­дет забронировать места на любые развлекательные мероприятия, при­чем увидеть зал, выбрать кресло.

-       Готова ли документальная база Беларуси для того, чтобы бронировки туров были законны­ми?

-     Естественно, такой вопрос воз­никает неизбежно. Поэтому мы по­слали запрос в Министерство спорта и туризма - является ли факт опла­ты тура фактом подписания догово­ра? Пока ждем ответа.

-     Каким вам видится будущее турбизнеса?

-     Если продажи целиком уйдут в интернет, то, по логике вещей, тур­фирмы (в их сегодняшнем виде) в будущем практически не будут нуж­ны. Знаете, я всегда думал только о том, как развить компанию. На­верное, именно эта тактика и дала мне возможность динамично раз­виваться и двигаться вперед. А сей­час, на мой взгляд, нужно вклады­вать в технологии и моделировать oнлайн так, чтобы клиент все-таки не мог обходиться без оператора, чтобы мы всегда были, как говорит­ся, при деле. То есть нужно созда­вать собственные системы oнлайна. Без человеческого ресурса, без ин­теллекта, без мозгов все равно ни одно дело не обойдется. Но, ско­рее всего, уже в ближайшем буду­щем фирмам нужно будет не де­сять менеджеров по продажам, а один. Компании потребуется опера­торский отдел, программисты - вот и все. Клиент, сидя у себя дома, на кухне, с чашечкой кофе в руках, за­бронирует тур и поедет прямо в аэ­ропорт. А в будущем выживут лишь те компании, которые смогут пред­ложить хороший турпродукт. И этот собственный продукт должен быть выложен в интернет. Продавцы ис­чезнут. Сердце, мозг компании останутся. А агентами, скорее всего, станут интернет-ресурсы...

https://www.traditionrolex.com/8