От редактора
Лилия КОБЗИК
Пардон, но я не нахожу более точной фразы для описания повальной моды на всяческие конференции и семинары, которая охватила Беларусь. Мода эта связана с поиском и обсуждением бренда, имиджа и символа страны. Цирк на дроте...
Каюсь, сама приложила руку к этому аттракциону, года полтора назад опубликовав заметульку «10 символов Беларуси». Ну, понятное дело - бульба, аист, трактор «Беларус», трасянка, Лукашенко и т.д. Люди, вообще-то это была шутка. Более того, это была пародия! Пародия на российский аналогичный рейтинг, составленный приблизительно в это же время на mail.ru: балалайка, водка, матрешка, медведь и пр. Но у нас, в Беларуси, юмора как-то фатально не понимают. Сейчас у меня ощущение, что я выпустила джинна на волю, а он, проказник, никак не хочет слезать с дрота и лезть обратно в бутылку. Эпидемия началась с вроде бы безобидных студенческих конференций, посвященных поискам мифического белорусского бренда, но на сегодняшний день демоны, по-моему, разыгрались в полную силу, и на тему накинулись разнообразные независимые и зависимые структуры, голодные маркетологи, туманные консалтинговые агентства, какие- то общественные организации, фонды... О СМИ я вообще молчу. Причем самое смешное, что все это происходит с привлечением иностранных представителей. Последние с их политкорректно- стью наш скромный имидж, конечно, не обсуждают, но с видимым удовольствием наблюдают, как мы его обсуждаем. Я бы даже сказала - подсматривают.
Но в чем, собственно говоря, дело? Чем я недовольна? Что меня смущает в этой ситуации? А то, что мы, как всегда, начинаем не с того конца. Потому и не можем ничего довести до логической точки, до понятной, четкой, ясной ситуации, до готового туристического продукта (если уж переводить разговор в практическую область и вести речь о туризме). Ну нельзя, невозможно в ходе дискуссий на всяческих круглых, а также квадратных столах придумать бренд, назначить символ, договориться насчет имиджа. Все это туфта! Даже если какой-нибудь о-о-очень умный человек будет до-о-олго думать на эти темы, он все равно ничего хорошего не придумает. Потому что неважно, какой именно значок нацепили бы дизайнеры мерседеса на капот своей замечательной машины, а важно, что за словом «мерседес» стоит
КАЧЕСТВО, проверенное столетием - огромным куском времени для автопрома, а это и называется бренд. Никакая мозговая атака не поможет нам придумать КАЧЕСТВО, а мы его хотим именно придумать, назвать, прихватить и за собой закрепить.
Я представляю себе тех же литовцев, которые (вместо того, чтобы строить по всей стране и на побережье скромные гостиницы- грешки», шикарные spa-отели, колоритные рестораны в национальном стиле, реставрировать и консервировать замки и усадьбы) исступленно, да еще с привлечением специалистов из какой-нибудь местной «силиконовой долины», стали бы обсуждать, что же считать символом, к примеру, Паланги - янтарь или салаку, доктора Басанавичюса или корюшку? Больше им делать нечего, что ли?
А у нас, между прочим, глава «силиконовой долины», то есть Парка высоких технологий, уважаемый Валерий Цепкало на полном серьезе рассуждает в своем блоге о белорусском бренде и выдает собственное умозаключение: наш бренд - это чистота! Видать, и ученых, и даже карьерных дипломатов зацепила эта жгучая тема. Я не против чистоты! Только за. Обеими руками. Тем более - кто будет спорить? - что по своим эстетическим представлениям, физиологическим стандартам и санитарным нормам белорусы и Беларусь - это Европа, а не Азия или, скажем, та же Россия. А в Европе - колыбели западной цивилизации - повсеместно ЧИСТО. Но, уважаемый господин Цепкало, рекомендую вам поехать, к примеру, хотя бы на кладбище в селение Тимкови- чи в Копыльском районе и заглянуть в крипту храма, где некогда покоились предки Эдварда Вой- ниловича, подарившего Минску самое красивое здание - Красный костел. Вернее, конечно, не храма, а остатков фундамента, и не в крипту, а в то, что от нее осталось, - дыру в земле. Там - заросли и мусор. После такого я лично не могу, положа руку на сердце, сказать, что чистота является брендом Беларуси, причем, по-моему, ни в каком смысле - ни в материальном, ни в моральном. Пока, во всяком случае.
Может, мы все-таки еще не готовы рассуждать о нашем бренде и символах, не говоря уж об имидже? Может быть, сначала надо все-таки привести в порядок мысли, должным образом позаботиться об историческом наследии, разобраться с «бело- русскостью» (или, в конце концов, отказаться от нее), создать и предложить своим и зарубежным туристам что-нибудь внятное, кроме агроусадеб и санаториев? Или я не права?!