«Банзай, режиссер!»
(31, Вс, СТВ, 23-45)
Kantoku Banzai!/Glory to the Filmmaker!, Япония, 2007, 108 мин., R. Реж.-сцен. Такеши Китано («Затои- чи», «Кикуджиро», «Такешиз»); в рол.: Такеши Китано (Такеши Китано), Тору Эмори, Кайоко Кишимото, Энн Сузуки, КейкоМацузака, Тэцу ВВа- танабе
Пародийная эксцентрическая комедия. Если прославленный актер и режиссер Т.Китано (род. 18.1.1947 г.) ставил себе целью этим фильмом удивить своих поклонников, то это ему почти удалось. «Готовьтесь к шоку. Посмотрев этот мой фильм, вы решите, что я окончательно спятил», - гордо заявил он. А «почти», потому что этот японец настолько загадочен, что от него всегда невольно ожидаешь сюрпризов. Если же Китано хотел данным проектом развлечь самого себя, то не думаю, что он получил полное удовлетворение. Все же авторам кинофильмов обычно хочется больше внимания со стороны кинообщественности и массового зрителя. Даже отрицательного. В данном же случае даже те, кто обожает стилистику Китано, в основном недоуменно пожали плечами. Мол, мэтр давно заслужил право даже на подобное заявление - о «творческом разрушении» собственной карьеры. И если на экране бред, то как минимум систематизированный и подвергнутый самоанализу. Это верно, тем более что сквозь балаганный поток действа нет-нет да и мелькнет то гениальность, то хотя бы многомерность того, о чем Китано взялся рассказать. Хотя попадаются и эпизоды, которые так и тянет назвать типичным трэшем (например, эпизод с мега-фаллосами вместо гитар). Неприятное ощущение становится еще сильнее, если не знать контекстов и подтекстов, вытекающих из карьеры режиссера, явлений японской культуры да и мирового кинопроцесса в целом. Возможно, выручает Такеши то обстоятельство, что он отчаянно издевается над самим собой и самозабвенно экспериментирует. Начиная с того, что предлагает мини-фильмы самых разных жанров, в том числе и ранее чуждых ему. Тут и фантастика, и самурайский боевик, и ужасы, и рестлинг, и семейная драма, и абсурдистская комедия, цитирующая «Матрицу». Понимаю, многим будет трудно понять, зачем все это нужно, и сдержать раздражение. Но если ты настроен заведомо позитивно и желаешь получить удовольствие, то мотивов для этого тоже предостаточно. Начиная с приятного философствования на тему «второго я» в виде массивной синей куклы, у которой, как выясняется в самом финале, сломан мозг. Как, подозреваю, и у многих зрителей, досидевших до конца фильма. А чем ближе к концу - тем больше того, что нынче принято называть «полной неадекватностью». Первая же половина воспринимается с интересом, словно шоу «Монти-Пайтон». И даже не тянет посмотреть на часы, а тем более выключить, как какой-нибудь тематически близкий «Городок». В череде сюжетов попадается и эксцентрика а-ля «Смехопанорама» - вроде желания научить лаять и подавать лапу. черепаху. Или демонстрации бодливости. футболиста Зидана. В ткани ленты масса ки- номанских штучек. Например, на мониторах регулярно меняется имя исследуемого псевдопациента, а имена используются известных мастеров японского кино. Наград нет. Сборы в России $40 тыс. Во Франции фильм посмотрели 3,1 тыс. зрителей. Рейтинг IMDb - 6,7/917 голосов. **
«Волчок»
(29, Пт, ОНТ, 0-10)
Россия, 2009, 86 мин., R. Реж. -сцен. Василий Сигарев (дебют); в рол.: Яна Троянова (мать), Полина Плучек (девочка), Вероника Лысакова (большая девочка), Марина Гапченко (бабка), Галина Долганова (сестра), Андрей Дымшаков (дядя Коля), Елена Ильина (лесбиянка), Алексей Потоцкий (Слава), Игорь Кружнов (дядя Игорь), Игорь Голдберг (дядя Толя) Бытовая трагедия-притча с социальными и криминальными мотивами по сценарию екатеринбуржца В.Сигарева (род. 11.01.1977 г.), плодовитого и востребованного драматурга, обладателя ряда престижных наград. Например, премии «Evening Standard» за пьесу «Пластилин». Права на экранизацию «Волчка» Василий согласился продать только при условии возможности ее постановки, ибо давно видел себя в кинематографе. Как рассказывал Сигарев: «В театре, если честно, мне почти всегда скучно. Фильмов смотрю намного больше, чем спектаклей. Но театр дает уникальный опыт - метафорическое мышление. В процессе работы над фильмом я стал менее сентиментальным, стал меньше заигрывать со зрителем. Я сознательно не хотел делать «чернушный» фильм: задача была добиться ощущения воспоминаний о детстве. А оно, какое бы страшное ни было, не может быть черно-белым - ты все равно будешь помнить его ярким и красивым». Причем данное детство Сигарев позаимствовал из рассказов своей супруги Яны Трояновой,сначала «заразившей его идеей», а потом и исполнившей главную роль. На сочинение пьесы ушло 2 года. Замечу, что «Волчок» не стоит смотреть лицам с неустойчивой психикой и чрезмерно высоким вкусом. Персонажи активно используют ненормативную лексику, а в изобразительном ряде немало эпатажа. Причем при пересказе все выглядит еще страшнее, чем при просмотре. Неслучайно известная сценаристка в своем Жж возмущается с чужих слов: «В фильме есть сцена, где пьяная мамаша писает на пол, а семилетняя девочка подтирает за ней лужу. А еще показано, как мамаша занимается сексом в присутствии ребенка. И все снято без монтажа и досъёмок. Господа, я не ханжа и за правду жизни, но есть вещи, которые делать нельзя». Создатели фильма уверяют, что в отношении ребенка все было предельно корректно, «благо есть киноприёмы». А «беда» при восприятии, видимо, состоит в том, что события ленты кажутся настолько реальными, что и процесс съемок вызывает подозрения. К слову, жаль, что будущих киношников не отправляют в ДНД, на помощь милиции. После всего, что мне довелось увидеть в таких рейдах, натуралистичность «Волчка» как минимум не кажется преувеличенной. Фильм вызвал не только активную дискуссию в обществе, но и острый конфликт режиссера с топ-критиком. Блогосфера с недоумением наблюдала за выяснением отношений с использованием бранных слов и угроз в диапазоне от применения силы до обращения в суд. Критика возмутила «чер- нушность» ленты. Но главным поводом для негодования, на мой взгляд, стал не столько собственно «Волчок», сколько благожелательная реакция на него кинообщественности. Мэтру стало обидно за своих коллег. Режиссер же, в свою очередь, наивно решил, что именно действия критика «убили прокат» его детища. Рассказ в фильме ведется от имени героини, которая родилась в поселке на краю большого города. На свет она появилась в экстремальной ситуации - и сразу же с воспалением легких. Ведь роды застали ее маму, когда она убегала по снегу от милиционеров. Дочь познакомилась с ней в возрасте семи лет, живя с бабкой. Мама дарит ей игрушку - волчок и немедленно принимается куролесить. Но девочка любит ее всем сердцем. За веселый нрав, красоту и за то, что от нее хорошо пахнет вагоном-рестораном. Мама не собирается жить в имеющихся убогих условиях, поэтому активно ищет состоявшегося мужика. Не забывая, разумеется, потакать своим инстинктам. В гости чередой идут прибывшие на вахту мужчины, и мать не переживает, если дочь присутствует при «перепихоне», располагаясь в той же самой единственной кровати. И не сильно расстраивается, если посетитель наутро не только не помнит, с кем провел ночь, но и устраивает погром. Склонная к разного рода извращениям, мамаша приносит много бед, но дочь печалится не столько этим, сколько ее частым отсутствием. Хронически неулыбчивая и напряженная, девочка готова атаковать автомобили, которые намерены увезти ее маму. Не удивительно, что другом ребенка становится давно умерший мальчик, на могиле которого ей особенно хорошо. В ткани фильма много своеобразных кодов, поэтому досмотревшие его до финала обречены раздумывать над тем, что увидели. Например: что символизируют подарки мамы - волчок, живой ежик, а также гематоген и сгущенка? Согласно замыслу, они подчеркивают желание откупиться от нелюбимой дочери. Сгущенка - это суррогат молока, а гематоген - шоколада. Когда девочка обкладывает могилу конфетами, это явственное выражение любви. Уродливая хромота сестры на фоне очень красивого (в т.ч. нагого) тела мамы сильнее отражает их душевное различие. Сестра хотя бы переживает за племянницу. Многих удивило, что закадровый текст произносит все та же Троянова. Ее ответ таков: «Мы записали черновой вариант текста, чтобы было легче монтировать, но всем так понравилось, что мой голос оставили. Для этого есть и смысловые подоплеки». Кстати, первоначально в финале была сцена зримого покаяния матери, но режиссер в последний момент решил, что не даст ей такого шанса. Что же касается мата, то семья Сигарева его любит и употребляет, правда, Василий говорит, что он уже моден, а следовать за модой ему неприятно. Лично я не люблю подобный стиль общения, но признаю, что брань в «Волчке» звучит уместнее, чем обычно в кино. Как говорится, не для красного словца. Яна два года жила с этим сюжетом: «Я меняла стиль одежды. Даже в запой трехдневный уходила! И, главное, пью, но осознаю, что запоминаю всю органику. Мне был нужен жизненный опыт, а не тренинги по Станиславскому». Без алкоголя не обходились и съемки. Создатели «Волчка» уверяют, что отсмотрели 5 тысяч девочек. Второклассницу П.Плучек (род. 12.4.2001 г.) увидели на записанных агентством пробах. Особенно поразил ее голос; правда, потом Сигарев едва не одумался, поняв, что Полина крупнее, чем задумывалось. В итоге пришлось даже сценарий корректировать, тем более что никто из претенденток не смог настолько «завладеть текстом». Полина - правнучка В.Плучека, руководившего Театром Сатиры в период его расцвета. И это тоже было поводом для дискуссий. Съемки проводились в Екатеринбурге, Ревде и Дегтярске. Премии фестиваля «Кинотавр»: Гран- при, приз им. Г.Горина за сценарий и премия Трояновой. Гран-при МКФ в Цюрихе и Кельне. Специальное упоминание на МКФ в Карловых Варах. Призы FIPRESCI, FICC и Экуменического жюри на МКФ «Молодость» (Киев). Сборы в России $57 тыс. Рейтинг IMDb - 7/190 голосов. ***
«Шестой день» ***
(30 и 31, Сб и Вс, СТВ, 21-30 и 6-55)
The 6th Day/Le Sixieme jour, Канада - США, 2000, 123 мин, CD, PG-13. Реж. Роджер Споттисвуд («Завтра не умрет никогда», «Тернер и Хуч»); в рол.: Арнольд Шварценеггер (Адам Гибсон), Майкл Рапапорт (Хэнк Морган), Тони Голдуин (Майкл Драккер), Майкл Ру- кер (Роберт Маршалл), Сара Уинтер (Талия), Уэнди Крюсон (Натали Гибсон), Родни Роулэнд (Уили), Терри Крюз (Винсент), Роберт Дювалл (д-р Гриффин Уир)
Научно-фантастический боевик. Его название - часть эпиграфа из «Библии», сообщающего зрителям о скоропалительности Всевышнего при творении человека. Созданный уже на 6-й день, он явно получился несовершенным, но вернуть его в гарантийную мастерскую было некому. Вместо того чтобы заняться этим, Бог изгнал людей из рая и отправил подальше... на Землю. Мол, молитесь мне, как следует, а придет день, я вам это припомню. Нет бы отнестись к делу посерьезнее - глядишь, и были бы мы посовершеннее, включая политиков, кинематографистов и ведущего «TV-шпаргалки». А то ведь дойдет до того, что человечество возложит на себя чужие функции и примется за... клонирование себе подобных. По крайней мере, от этого предостерегают создатели «Шестого дня», наглядно демонстрируя кошмары будущего, которое «придет скорее, чем вы думаете». Конечно же, общественность и стражи порядка попытаются мешать клонированию, но слишком уж заманчиво им пользоваться, пусть и подпольно. А там недалеко и до всеобъемлющего заговора против установленного миропорядка. Именно с ним и сталкивается виртуозный пилот вертолета и замечательный семьянин А.Гибсон, неожиданно оказывающийся последним рубежом обороны человеческой цивилизации от атаки клонов. Сильной стороной фильма является визуальное представление усовершенствованного настоящего. Киношники с бОльшим удовольствием воспроизводят его «постапокалиптическим», но и в данном случае постарались на славу. Благо у них были на это необходимые средства. Хуже получилось с креативом. По мнению Акиры, «однобоко и плоско преподнесена проблема клонирования, как будто кино снималось для младшего школьного возраста. Воспоминания сканируются за секунду и хранятся на жестких носителях, для клонирования не нужно ничего, крое, собственно, этих воспоминаний, сам процесс создания клона упрощен до предела. На таком же уровне создатели разбираются и с моральной стороной проблемы: животных клонировать можно, а человека нет. В разъяснения не углубляются. Правда, есть подозрение: потому, что этим клоном может оказаться Арни, и тогда всем будет плохо. А Шварценеггер, по- моему, слабое звено, из-за которого фильм разваливается на части. Он не умеет играть драму - и для боевиков чересчур статичен: быстро бегать и впечатляюще бить уже не может. Напоминает живой памятник самому себе, который, как некогда Брежнева, просто иногда выносят на съемочную площадку». Название ленты было изменено с «Шестой день» на «6-й день», дабы избежать путаницы с «Шестым чувством». 52-летний А.Шварценеггер («Терминатор») предпочел данный фильм «Вертикальному пределу», вынуждавшему на полгода уехать из дома. «Шлифованием» сценария занимались Э.Марлоу («Конец света»), Д Сэйлз («Звезда шерифа») и Д.Петри-мл. («Полицейский из Беверли-Хиллз»). Съемки проводились в Ванкувере. Номинации на «Сатурн»: фильм, Шварценеггер, спецэффекты и грим. Ныне видный политик Арни «претендовал» на антипремию «Razzie» сразу в трех номинациях: актер (роль А.Гибсона), актер второго плана (клон Гибсона) и экранная пара (Гибсоны вместе). Сборы в США $34,5 млн. Сборы за рубежом $67 млн. Бюджет $82 млн. Гонорар Шварценеггера $25 млн. Рейтинг IMDb - 5,8/32857 голосов. **1/2
«Параноид-парк» **1/2 (30, Сб, НТВ, 0-55)
Paranoid Park, США - Франция, 2007, 85 мин., CD, R. Реж. Гас Ван Сент («Умница Уилл Хантинг», «Харви Милк»); в рол.: Гейб Невинс (Алекс), Дэниэл Луи (дет. Ричард Лу), Джэйк Миллер (Джаред), Тейлор Момсен (Дженни- фер), Лоурен Маккинни (Мейси), Скотт Патрик Грин (Скрэтч), Грейс Картер (мама Алекса), Кристофер Дойл (дядя Томми), Диллон Хайнс (Генри), Джей Уильямсон (папа Алекса), Гас Ван Сент (читатель газеты в кафе)
Психологическая криминальная драма с социальными мотивами по одноименному роману американца Блейка Нельсона (род. 31.8.1965 г.), известного прежде всего по циклу «Романы о подростках». Это вторая экранизация его произведений, первой была «Фанатка» (1998). Параноид-парк - это своего рода скейтодром, весьма значительное сооружение для тех, кто хочет (и умеет) кататься на доске с колесиками. Построен он на деньги неформальных тусовок, близких к этой забаве. И обстановка на нем тоже неформальная. С одной стороны, вполне приятная, но с другой - всегда готовая взорваться. Парни ведь тут сплошь огонь. 16-летнего школьника Алекса (16-летний дебютант Г.Невинс, «Венди и Люси»), большого поклонника скейта, Параноид-парк привлекает как муху сладкое. Ему очень хочется стать там своим, хотя он и старается касаться независимым. Алекс отнюдь не трудный подросток и не изгой. Он посещает школу, постоянно что-то пишет, переживает из-за развода родителей и крутит романы с девушками. Но мы-то знаем, особенно с учетом репутации режиссера - любимца топ-фестивалей, что эта вполне простая история должна обрести более глубокое содержание. И чтобы его обнаружить, вовсе не требуются душевные страдания. Фильм вполне комфортно смотрится, и поэтому происходящая в нем ключевая трагедия не кажется логичной. Но от этого действие картины не страдает, а лишь становится реалистичнее. Кстати, с этой же целью Ван Сент на многие роли привлек любителей, ибо профессионалам, по его мнению, не хватает невинности. Кастинг велся в интернете и на улицах. Многие исполнители снялись в собственной одежде и даже произносят самостоятельно придуманные реплики. Ван Сент рассказывал, что, снимая скейтборд, учитывал пристрастия его фанатов. Исходя из этого, использовалась узкопленочная камера. Съемки проводились в Портленде (Орегон). По версии «Les Cahiers du cinema», фильм входит в десятку лучших в году. Участие в МКФ в Канне и приз, посвященный 60-летию этого фестиваля. Премия «Независимый дух» за продюсирование. Номинации: фильм и режиссура. Номинация на премию «Bodil» (Дания) за американский фильм. Сборы в США $0,5 млн. Сборы в остальном мире $3,8 млн. Сборы в России $78 тыс. Во Франции фильм посмотрели 0,25 млн зрителей. Бюджет $3 млн. Рейтинг IMDb - 6,9/12470 голосов. **1/2
«Лунный гонщик» **
(30 и 31, Сб и Вс, Лад, 21-35 и 7-45)
Moonraker, Великобритания - США - Франция, 1979, 126 мин, CD, PG. Реж. Льюис Гилберт («Шпион, который любил тебя»); в рол.: Роджер Мур (Джеймс Бонд), Лоис Чайлз (д-р Хол- ли Гудхед), Мишель Лонсдейл (Хьюго Дракс), Коринн Клери (Коринн Дю- фур), Ричард Килл (Челюсти), Лоис Максвелл (Монейпенни), Дезмонд Льюэллин (Кью), Бернард Ли (М), Джеффри Кин (сэр Фредерик Грей), Тосиро Су га (Чан г), Эмели Болтон (Мануэла), Бланш Равалек (Долли), Ирка Боченко (неотразимая блондинка), Майк Маршалл (полковник Скотт), Жан-Пьер Кастальди (пилот), Вальтер Готелл (ген. Гоголь), Виктор Туржанский, Льюис Гилберт (камео) Иронический приключенческий боевик. События ленты начинаются с эффектного космического похищения. Естественно, выполнить столь сложную задачу под силу лишь Агенту 007. Бонду противостоит одержимый преступный магнат Дракс, который под маской добропорядочного американского миллиардера замыслил завоевать власть на земле путем выведения сверхрасы поистине идеальных людей, сам же собирается стать ее императором... В отличие от предыдущей серии, Бонд тесно сотрудничает не с КГБ, а с ЦРУ. За ним снова гоняется громила со стальной челюстью. Самые эффектные эпизоды - поединок в небе за единственный парашют (пришлось делать 80 дублей, т.е. прыжков с почти 4-километровой высоты) и секс в невесомости. Технические новинки - скоростной катер с дельтапланом и ракетами, а также фотоаппарат в зажигалке. 24-летняя Лоис Чайлз снималась в статусе топ-модели, хотя в этот бизнес она попала случайно, во время обучения в серьезном колледже. Среди ее фильмов - немало громких названий, например «Великий Гэтсби», «Смерть на Ниле» и «Смерч». 19-летняя француженка К.Клери (наст. имя Corinna Piccolo) запомнилась прежде всего по «Блефу» и вызывающе-эротической «Истории О». А вот некая Ирка Боченко снималась в другом культовом эротическом фильме - «Билитис». Японец Т.Суга - обладатель 6-го дана в айкидо. Можно увидеть на экране и самого А.-Р.Брокколи (5.4.1909 - 27.6.1996), легендарного продюсера Бондианы, обладателя почетного «Оскара», причем снявшегося в компании супруги Даны, писательницы и актрисы. Мелькнул на экране и режиссер Л. Гилберт, чей фильм «Элфи» в 1966 году номинировался на главный «Оскар». Заглавную песню Джона Барри исполнила Ширли Бесси. Съемки проводились в Бразилии (Рио, бассейн Амазонки), Италии (Венеция), Франции (центр Помпиду, аэропорт Руасси), Гватемале (пирамиды майя), Англии (Лондон), США (мыс Канаверал, Мохаве), а также в Аргентине и Парагвае (водопады). Номинация на «Оскар» за спецэффекты (победил «Чужой»). Номинации на премии «Сатурн»: научно-фантастический фильм, спецэффекты и Килл. Сборы в США $70,3 млн. Сборы в остальном мире $140 млн. Бюджет $34 млн. Гонорар Мура $1 млн. Рейтинг IMDb - 6,1/26962 голоса. Видеоназвание - «Мунрейкер». **
«Красота земная» (31, Вс, ОНТ, 12-25)
Toute la beaute du monde, Франция, 2006, 103 мин, PG. Реж.-сцен. Марк Эспозито («Сердца мужчин 1-2»); в рол.: Марк Лавуан (Франк), Зоэ Феликс (Тина), Жан-Пьер Дарруссен (Мишель), Албан Дютерк (Катрин), Пьер-Оливье Морна (Ролан), Том Ми- то (Люсьен), Люси Фэн (Изабель) Комедийная мелодрама. История Франка и Тины. Он глубоко и беззаветно влюблен в эту женщину, но она не может ответить ему тем же. Ведь муж Тины, любовь всей ее жизни, недавно погиб в автомобильной катастрофе, и она пребывает в депрессии. Но Франк (43-летний М.Лавуан, «Сердца мужчин») не оставляет надежд и как минимум решает помочь даме сердца вернуть интерес к жизни. Они отправляются на Бали, где он предстает в наилучшем свете. Франк учтив и галантен и становится не только гидом и компаньоном Тины (30-летняя З.Феликс, «Сердца мужчин»), но и, несомненно, ее другом. Остается узнать, имеются ли в этой истории основания для возникновения взаимной любви? Съемки проводились в департаменте Буш-дю-Рон, входящем в регион Прованс - Альпы - Лазурный Берег, а также в Париже и на острове Бали (Индонезия). Наград нет. Во Франции фильм посмотрели 0,6 млн зрителей, а в Швейцарии 2,4 тыс. зрителей. Рейтинг IMDb - 4,5/151 голос.
«Тайна мунакра»
(31, Вс, БТ, 16-00)
The Secret of Moonacre, Франция - Великобритания - Венгрия, 2008, 103 мин., PG. Реж. Габор Чупо («Карапузы», «Карапузы в Париже»); в рол.: Дакота Блю Ричардс (Мария), Джу- льет Стивенсон (мисс Хелиотроп), Тим Карри (сир де Нуар), Тамаш Тот (викарий), Август Прю (Робин), Наташа Макэлхоун (Лавдей), Йоан Гриффит (сэр Бенджамин), Золтан Марко- виц (Дэвид), Марсель Тот (Ричард) Фантастические приключения по книге валлийки Элизабет Гоудж (24.4.1900 - 1.4.1984), дочери видного богослова. Писать книги, причем сразу для детской аудитории, она начала с юношеских лет. В сюжетах использовала сказки, в том числе те, которые рассказывала ей мама. В 1946 г. Элизабет была удостоена медали Карнеги за книгу «Тайна Лунной долины» («The Little White Horse»). Именно по ней в 1994 г. был снят сериал «Мунакр», а позднее и представляемый фильм. К слову, эту книгу называла среди любимых и Дж.К.Роулинг, автор книг о Гарри Поттере. А самая первая экранизация произведения Э.Гоудж, «Улица Зеленого Дельфина», была создана еще в 1947 году, пользовалась кассовым успехом и удостоена «Оскара» за спецэффекты. В отличие от нее, «Тайна Мунакра», увы, событием не стала. Снята она добросовестно, действие живописно, но, что называется, не цепляет. Главная героиня - 13-летняя Мария, девочка знатного рода, привыкшая к благополучию - после смерти отца узнает, что все ее наследство - старинная книжка. А жить приходится отправляться к эксцентричному дядюшке сэру Бенджамину в его загадочное поместье «Лунная Долина». Уже на пути туда на девочку и сопровождающую ее мисс Хелиотроп нападают странные бандиты. К счастью, им удается отбиться. Дядя оказывается суровым. Папину книгу у Марии забирает, запрещает говорить за едой, накладывает много других ограничений, но селит ее в очаровательной комнате. Выйдя из нее, девочка оказывается в эпицентре захватывающих приключений. Ведь Мария - последняя Лунная Принцесса. И она должна раскрыть тайны прошлого до того, как Луна взойдет в пятитысячный раз и Лунную долину поглотит море. 13-летняя Д.-Б.Ричардс («Золотой компас») прочитала экранизируемую книгу после того, как получила роль в фильме. Она сама исполнила большинство трюков, так как у нее получалось лучше, чем у дублеров. Создатели ленты планировали снимать реального льва, только окрашенного в черный цвет, но им не хватило денег. Выяснилось, что нарисовать животное куда дешевле. Wrolf играли четыре идентично выглядящих пса, каждый из которых был талантлив в чем-то своем. Одна собака выразительно лаяла, другая - смешно облизывалась, а последняя в кадре только лежала. Основные съемки проводились в Венгрии, но некоторые сцены сняты в Англии. Наград нет. В США фильм в прокат не выходил. Сборы в мировом прокате $6,7 млн. Сборы в России $0,4 млн. Бюджет $27 млн (по другому источнику, $55 млн). Рейтинг IMDb - 6/1682 голоса. Женская оценка на 0,6 балла выше мужской. **
«Пригласи меня домой»
(30, Сб, Лад, 15-30)
Nez rouge/Take Me Home, Канада, 2003, 114 мин., PG. Реж. Эрик Кануэль («Последний тоннель», «Завещание призрака»); в рол.: Патрик Уард (Феликс Лежандр), Мишель-Барбара Пе- летье (Селин Буржуа), Пьер Лебо (Леон), Кристиан Беган (Кристиан), ДэниЛаферьер (Дэни), ЖанЛитатьен (Жером), Фредерик Де Гранпре (Жю- льен)
Романтическая комедия. Лента в существенной мере сатирическая и эксцентрическая. Правда, в количественном плане эксцентрики не много, поэтому сцены с ее применением тут словно из другого кино. Например, когда Феликс лупит уцепившуюся за его кисть дворняжку, а потом с ней кувыркается, то невольно вспоминаешь хиты Бена Стиллера. Немаловажно, что события фильма происходят в предрождественские дни, когда западный мир и Канада в частности буквально преображаются. И не только улицы и магазины, но и частные дома. Так что красота неописуемая. Но литературному критику Феликсу Лежандру пока не до нее. Слишком уж много на него навалилось проблем и неприятностей. Стоит заметить, что, если исходить из данного фильма, в Канаде известный критик - это медийная персона. У нашего героя даже есть своя программка на ТВ, а слова, произнесенные в эфире или со страниц печатных СМИ, могут похоронить (или, наоборот, вознести) очередной труд писателя, коих через руки Феликса проходит масса. И вообще книжный бизнес преподнесен так, словно он является частью шоу-бизнеса. Писатели устраивают новинкам шумные презентации, ездят с гастрольными чтениями, живо участвуют в продажах собственных опусов. А так как Феликс среди коллег первая «язва», то когда он «лес рубит, щепки летят». Среди пострадавших от него - молодая писательница Селин Буржуа, которую наш герой напрочь лишил веры в свои силы. Она ненавидит критика - и сильно удивляется, увидев его однажды в своей компании. И все из- за того, что Феликс попадает в полицию, будучи за рулем слегка в подпитии. Мысль о взятке ему даже в голову не приходит; в панике он случайно льет себе в рот. антифриз, потом трет язык ароматизированной елкой. Не помогает. Благодаря усилиям пожилого, но начинающего адвоката Феликс отделывается общественной нагрузкой. В течение трех лет он обязан часть свободного времени отдавать движению «Операция «Красный нос». Его члены, в основном добровольцы, собираются в команды из трех человек, облачаются в фирменные курточки и ездят по вызовам тех, кто напился в увеселительном заведении и будет опасен, если окажется за рулем. Как я прочитал в блоге человека, воспользовавшегося такой услугой: «Мы выпили в баре, не знали, как добираться в отель, но, к счастью, увидели рекламу «Красного носа». Через 10 минут после нашего звонка приехали трое дедушек и отвезли нас домой на нашей же машине. Все вежливо, чинно и спокойно. И главное, совершенно бесплатно (хотя мы им и дали 10 долларов)». Согласитесь, интересная инициатива в отношении турбизнеса - правда, на мой взгляд, выглядит и как поощрение пьянства. И это мое опасение находит подтверждение в дальнейших событиях фильма. Например, когда наша троица приезжает в стриптиз-бар, чтобы отвезти ершистых бизнесменов. Без неприятностей со стражами правопорядка вновь не обходится... «Красноносая» линия фильма мне показалась очень интересной, чего не скажешь о мелодраматической. В ней находится место и литературному «скелету в шкафу» Феликса, обнаружение которого многое меняет в ходе событий. Что же касается предсказуемо возникшего светлого чувства, то оно, мой взгляд, отражено скучно и вообще вторично. Фильм снят на французском языке. Съемки проводились в Монреале. Наград нет. Сборы в США $2 млн. Рейтинг IMDb - 6,3/308 голосов. Оригинальное и, на мой взгляд, удачное название - «Красный нос». *