Любовь ГАВРИЛЮК
Волна фестивалей, с головой накрывшая поклонников современной белорусской музыки разных направлений, оставила после себя недоумение: куда все-таки нынешним летом надо было ехать? Были ли открытия? Что из предложений этого года доживет до следующего? И, наконец, могут ли иностранные туристы включить наши фестивали в свой культурный календарь, как это происходит в Европе, где целое лето можно разъезжать по фэстам, слушая музыку всех жанров без исключения?
Потеряв надежду найти убедительный аналитический текст на эту тему, корреспондент «ТиО» встретилась с продюсерами и экспертами, имеющими собственный опыт и непосредственное отношение к фестивальной проблематике. Вопросов было два: какими видятся наши фестивали в контексте европейской ситуации и каковы перспективы в целом?
Александр Богданов, руководитель концертного агентства «BoPromo»:
- Мы сотрудничаем с большим числом групп, которые достаточно часто ездят за границу. Их приглашают на фестивали совершенно разных форматов - open-air, клубные, театральные, цирковые. Люди придумывают фестивали мыльных пузырей, уличной музыки (в течение недели в подземных переходах Москвы играли самые известные команды, в том числе «Гурзуф»). В Польше «Серебряная свадьба» играла на фестивале перфоманса. Формат ограничивается только фантазией. У нас, может быть, люди еще не готовы реализовать свой креатив, все останавливается в момент возникновения идеи: что-то придумали - но нужно одно, другое, третье. Непонятно, как это сделать. И все, идея заглохла.
Думаю, еще пару лет - и ситуация исправится. Страна развивается в хорошую, культурную сторону, все больше людей интересуется качественной культурой европейского и мирового масштаба. Очень скоро у нас все будет нормально.
Насколько я знаю, в маленьких городах активность может быть даже большей, чем в Минске. Например, в Барановичах есть отличный клуб, который уже 6 лет ищет лучшие группы со всего мира, которые едут по своим маршрутам через Барано- вичи и выступают у них. Плюс выставки, акции, все происходит очень интересно.
Надо понимать, что сейчас понятие культуры связано с развитием интернета: люди слушают и скачивают огромное количество качественной музыки, но при этом свой культурный продукт создают неповторимым. Хотя знают, слышали и видели очень многое. Уже нет «альтернативы», нет фолка и рока в чистом виде. Но есть конкретные проекты, которые создают локальные культурные ареалы. Например, «Гурзуф» может выступать и на рок-, и на фолк-, и на джазовом фестивале. Группа может написать музыку и озвучить фильм на кинопоказе. И так происходит со многими успешными командами.
Каждый год мы делаем регги-фестиваль «In reggi we trust» («В регги мы верим)». Четыре года он проходит в Минске, в клубном ночном формате. Белорусские и зарубежные диджеи играют с оригинальных пластинок. Не думаю, что культура регги будет развиваться: после конца 80-х у регги не возникло новых ответвлений. Но есть достаточно плотная группа слушателей, которая нуждается в этих концертах, в новых записях. Это культура аутентичная, и фестивали будут проходить, потому что стиль регги популярен как качественная, интересная, хотя и не новаторская музыка.
В клубном ночном формате уже три раза мы проводили проект «Электронные забавы». Здесь играют не диджеи, это живая электронная музыка, как, например, у «Чер- ри Вата».
Срез интересной белорусской музыки - это и разноплановые рокеры, и растаманы, и фолк. Границы формат - неформат стираются, музыкантов активно приглашают на телевидение, ротируют на радио, в том числе и на зарубежных каналах. Публика уже понимает, что такое популярная, но очень качественная музыка.
Протестное, политизированное направление исчерпало себя. Ему меньше верят, прошло это время, с музыкальной точки зрения все это затерто. Если ты поешь на белорусском языке, это еще не значит, что это искренне и это искусство. Тем, кто сейчас занимается этим направлением, нужно больше внимания уделять качеству музыки. Да и всему приходит свой срок - даже «Аквариум» уже не так популярен, как раньше.
Сергей Будкин, руководитель портала «Тузш Птоу»:
- Нашу ситуацию трудно сравнивать с европейской. и даже с украинской и российской. Фестивальное движение переживало расцвет в 90-х, и тогда у нас с соседями картина была примерно одинаковой. Мы стартовали одновременно, и фестивали проводились очень активно. Но в России их поддержали серьезные бренды, и они превратились в такие события рок-культуры, как, например, «Нашествие». В Европе рок-фестивали тоже поддерживают очень крупные компании. У нас с тех пор продержался, наверное, только «Рок па вакацыях», который проводился в 1993-1996 годах, а потом возродился в 2008-м. Но если в первые годы фестиваль собирал в парке Челюскинцев до двух тысяч человек, было очень много молодежи, его снимало телевидение, то теперь, в клубном формате, слушателей собралось около 500. А «Рок-кола» - фестиваль, который проводился в Полоцке 17 раз (1990-2007) - и вовсе перестал существовать.
На мой взгляд, фестивали у нас не переросли во что-то серьезное - не появилось новых идей, не было финансовой поддержки. 300 человек в «Реакторе» - можно ли это считать фестивалем? Не знаю...
Прошлогодний фэст «Bella M usik» на Боровой, где выступали наши лучшие группы, планировался в большем масштабе, но это никому не выгодно. Почему у нас не проходят фестивали уровня Sziget? Потому что приглашать надо, условно говоря, 100 команд, а не 5. Столько гонораров и прочих расходов мы не потянем. Фестиваль делается тогда, когда находится спонсор, заранее никто ничего планировать не может. Все, кто рискнул, «влетали». Фестивального движения у нас нет - это данность!
Самой удачной в этом году была «Камянща». По ряду критериев: набор команд, хорошее место, хорошая идея. Но это фестиваль все-таки узкого формата.
Стоит отметить, что много белорусской музыки звучит на фестивалях в пограничных странах: «Be free» (Украина), «Be2gether» (Литва), «Басовшча» (Польша).
Директор «Пан-студии» Дмитрий Солодухо и продюсер Александр Островский:
- Из нашего опыта последних лет можно говорить о «Музыкальном апельсине». Мы понимали: надо делать что-то необычное, нужна музыка, на которую пока обращают мало внимания. Был очень внимательный отбор групп, и вскоре они зазвучали повсюду.
Фестиваль - это отдельный жанр. Обязательно должно быть что-то новое. Вот фестиваль в Голландии: 5 дней, 6 площадок. Ты устал от рок- музыки - поспал на травке; послушал блюз, этнику, потанцевал - сходил поужинать в город, вернулся - и опять что-то происходит: обмен дисками, видеопрограммами, конференции для профессионалов, новые клипы, фильмы. Ты свободен в своем выборе. В Беларуси и близко нет ничего такого, нет таких программ и нет таких бюджетов. Спонсорство у нас не поощряется. Компании, которые могли бы нас поддержать, не получат никаких преференций, никаких льгот по налогам.
Поэтому и «Апельсин» не такой уж масштабный фестиваль, хотя последний раз в «Реакторе» собралось человек 700-800 и в программе было 15 команд, которые играли всю ночь. Чтобы не повторяться, мы решили поискать в провинции новых людей, которых еще никто не знает.
Большинство хороших фестивалей - это взгляд в будущее. Но у нас никто не строит планы, поэтому и происходят такие совпадения: в одни выходные 3-4 фэста. И на Новый год будет та же ситуация, только уже по поводу колядных гуляний.
Удачнее всего прошла «Камянща» - люди приехали семьями, погуляли, посмотрели музейные постройки, послушали музыку. Тем более что Кирчука можно услышать в Минске 1-2 раза в год. И Хоменко, и Ля- вон Вольский - легендарные люди. У этого фестиваля есть публика, у него есть будущее, потому что есть любовь и поддержка этого жанра.
Наша реализация как продюсер- ской студии - в генерации новых идей, но средства мы привлекаем со стороны. И очень сложно реализовать целостную идею, найти понимание.
Вот, говорят, в Польше каждый месяц на протяжении лета проходит от 80 до 150 фестивалей - всё, что только можно придумать. И Sziget в Венгрии - это просто другая планета.
Бог не обидел белорусский народ талантами. Но разве есть у нас структуры, прозрачные и с ясной конечной целью, которые позволят состояться провинциальному дарованию? Районный дом культуры и т.п. не помогут ему реализоваться, если только не стечение определенных обстоятельств - например, средства родителей. А фестивальное движение - один из инструментов, позволяющих человеку ощущать себя в творческой среде, насыщенной возможностями. Поэтому у нас выживают только действительно избранные, те, кто работает по 10-15 лет. А фестивалей проходит мало, и результатов пока мало.
О публике можно сказать, что внутри общества мало людей адекватных, которые, наблюдая рядом с собой возникновение нового явления, хотели бы увидеть что-то подобное в более зрелом и профессиональном воплощении. То есть повышенного спроса на что-то действительно новое в стране нет. Поэтому в целом фестивальной культуры как самостоятельного явления в Беларуси не возникло. Она складывается спонтанно, государственной фестивальной политики нет, а то, что происходит по частной инициативе, тоже не целостно и в разной степени неэффективно.
В то же время много талантливых людей, образно говоря, стучатся в двери. Снимаем шляпу перед «Камянщай» - они поддерживают глубокую, красивую идею. Как и Александр Богданов, который дает возможность реализовывать- ся очень достойным, интересным музыкантам. И хотя у нас пессимистичный взгляд на ситуацию, это не значит, что мы ничего не будем делать. Будем - потому что не все измеряется бизнесом и личными амбициями.