«АВИАТОР» ***1/2
(11, Пт, НТВ, 23-15)
The Aviator, США – Япония – Германия, 2004, 170 мин, PG-13. Реж. Мартин Скорсезе («Казино», «Банды Нью-Йорка»); в рол.: Леонардо Ди Каприо (Говард Хьюз), Кейт Уинслед (Кэтрин Хепберн), Кейт Бекинсейл (Ава Гарднер), Алек Болдуин (Хуан Триппе), Джон С.Рейлли (Дитрих), Алан Алда (сенатор Ральф О.Брюстер), Йэн Холм (проф. Фитц), Дэнни Хьюстон (Джек Фрай), Гвен Стефани (Джин Харлоу), Джуд Лоу (Эррол Флинн), Адам Скотт (Джонни Мейер), Мэтт Росс (Гленн Одекирк), Брент Спайнер (Роберт Гросс), Эдвард Херрманн (Джозеф Брин), Уиллем Дэфо (Роланд Свит), Кеннет Уэлш (д-р Хепберн), Дж-С.Маккензи (Ладлоу)
Биографическая драма по сценарию Джона Логана («Гладиатор», «Последний самурай»). Лента посвящена эксцентричному мультимиллионеру, бизнесмену, кинематографисту и авиатору Говарду Хьюзу (24.11.1905 – 5.4.1976 г.) по прозвищу The World's Greatest Womanizer. Это был активный разносторонний человек, оставивший после себя множество легенд. Авиацией он «заболел» еще в 14 лет, после того как его папа позволил ему взлететь на маленьком гидроплане. Отец мог это позволить, ведь на изобретенных им высокоэффективных нефтяных бурах он нажил огромное состояние. Когда Говарду было 18 лет, он стал сиротой и унаследовал миллионы, благодаря которым быстро стал своим в мире кино. Говорят, что в продюсеры, а потом и в режиссеры он подался, для того чтобы иметь возможность быть как можно ближе к звездам кино, которые действительно увивались возле него. Уже вторая из спродюсированных Хьюзом картин получила «Оскар», но истинной его страстью все же была авиация. Не случайно в фильм «Ангелы ада» (1930 г.) о британских летчиках Первой мировой войны Говард вкладывает всю душу. Добиваясь предельной достоверности, он закупает в Европе «небольшую частную армию». Один из самолетов во время съемок он пилотирует сам, едва не погибая. Зато батальные эпизоды до сих пор считаются образцом реалистичности. Параллельно с кинематографом Хьюз одержимо работал над созданием самого быстрого в мире самолета H-1 Racer, основав для этого авиастроительную компанию. Он побил все мыслимые рекорды скорости, в том числе кругосветного перелета. В середине 40-х годов он получает правительственный заказ на создание гигантской «летающей лодки» для переброски войск. Был создан деревянный прототип весом 200 тонн с размахом крыльев больше футбольного поля. В 1947 г. назло конгрессу, в котором Хьюза заподозрили в мошенничестве, он поднял эту махину в воздух. Бизнес-интересы Хьюза были очень широкими, начиная от изобретения особого… бюстгальтера до космонавтики и спутниковых коммуникаций. Он инвестировал средства в медицину, вооружения и игорный бизнес. Обладая уникальным деловым чутьем, Хьюз скупал все подряд: от приисков до нужных политиков. Но, будучи высоким (193 см) красавцем, умницей и баловнем судьбы, он продолжал оставаться странным, застенчивым человеком, нередко чуравшимся людей. У него было множество комплексов. Хьюз маниакально боялся коммунистической угрозы и микробов. Был невероятно подозрительным и склонным к депрессиям. Как следствие, свои последние годы самый богатый, влиятельный и знаменитый человек Америки провел на отшибе жизни, будучи одичавшим и внешне запущенным. По официальной версии, он умер от почечной недостаточности. По неофициальной – от вялотекущего сифилиса, подхваченного еще в молодости от проституток. По понятным причинам история жизни Г.Хьюза привлекала многих мэтров кино. О желании реализовать ее заявляли У.Битти, Б. Де Пальма (с Н.Кейджем), братья Хьюз (с Д.Деппом), М.Форман (с Э.Нортоном), К.Нолан (с Д.Кэрри). После того как знаменитый Скорсезе получил на «Авиатор» высокий бюджет и когорту знаменитых актеров, он сразу же вошел в число фаворитов «Оскара». Никого не удивило и лидерство этой картины по количеству выдвижений (11). Сенсацией, наоборот, стал проигрыш в главных номинациях и завоевание «лишь» четырех статуэток. Ведь фильм получился адекватным масштабу личности персонажа и художественно значимым. Большая часть павильонных съемок проходила в Монреале. Городская ратуша «сыграла роль» сената США. Салоном деревянного «Геркулеса» стал один из местных баров. Натурные съемки Лос-Анджелеса проводились в... Лос-Анджелесе. Только Беверли-Хиллз, куда упал самолет Хьюза в 1946 г., пришлось найти в Палос-Вердес. Вечеринка в честь завершения съемок «Ангелов ада» снималась на борту «Queen Mary» в Лонг-Бич. В некоторых сценах было занято до 500 статистов, которых потом еще и компьютерно «размножали». К.Бекинсейл специально для роли набрала 9 кг веса. Премии «Оскар»: 34-летняя К.Бланшетт («Елизавета»), декорации Д.Ферретти, съемки, монтаж и костюмы. Номинации: фильм, режиссура, сценарий, 29-летний Л. Ди Каприо («Титаник»), 68-летний А.Алда («Преступления и проступки») и звук. Премии BAFTA: фильм, Бланшетт, декорации и грим. Номинации: режиссура, сценарий, Ди Каприо, Алда, музыка Х.Шора, спецэффекты, съемки, костюмы, монтаж и звук. Премии «Золотой глобус»: фильм-драма, Ди Каприо и музыка. Номинации: режиссура, сценарий и Бланшетт. Ди Каприо удостен премии MTV. Номинация – экшн-сцена (авиакатастрофа на Беверли-Хиллз). Премия Golden Satellite за спецэффекты. Номинации: фильм, режиссура, сценарий, Бланшетт, декорации, съемки, костюмы, музыка, монтаж и звук. Премия Online – Бланшетт. Номинации: режиссура, Ди Каприо, съемки, музыка и монтаж. Премия «Сатурн» за фильм. Премия «Золотой орел» (Россия) за «инофильм». Ряд других регалий. Отмечены и трюки, и саундтрек. Сборы в США $102,6 млн. Сборы за рубежом $111,1 млн. Сборы в России $2 млн. Бюджет $110 млн. Гонорар Ди Каприо $20 млн. Рейтинг IMDb – 7,6/75911голосов. ***
«ГУВЕРНАНТКА»
(12 и 13, Сб и Вс, РТР, 20-15 и 9-10)
Украина – Россия, 2009, 96 мин, PG. Реж. Сергей Крутин («Внеземной», «Караси»); в рол.: Андрей Соколов (Игорь Васильевич), Екатерина Федулова (Нина), Анастасия Масленникова (Маша), Наталья Васько (Лена), Виталий Линецкий (Алексей), Надежда Маркина (Клавдия Семеновна), Инна Цимбалюк (Илона), Марина Анисович (секретарь), Ольга Когут
Мелодрама по сценарию Татьяны Уфимцевой (дебют актрисы) и Олега Маловичко («Домовой», «Тиски»). История отнюдь не свежая и вполне предсказуемая, но традиционно востребованная. Итак, в очень комфортных условиях жила-была девочка Маша (13-летняя А.Масленникова, «Две сестры»), которой сильно не хватало родительского тепла. Ведь ее родители пребывают в разводе. Более того, мама уехала за границу, а папа Игорь Васильевич – с головой в бизнесе. Еще больше проблем у обаятельной Нины (29-летняя Е.Федулова, «Питер FM»), которая потеряла и место секретарши (новый начальник привел свою), и любимого мужчину Алексея, которому, как выясняется, меньше всего нужны чужие беды. И однажды эти два одиночества встречаются. Быть им вместе помогает обретение Ниной статуса гувернантки Маши. И кто еще сомневается, что Игорь Васильевич (46-летний А.Соколов, «Маленькая Вера») западет на свою новую работницу? Рейтинга IMDb нет.
«ДВА БИЛЕТА НА ДНЕВНОЙ СЕАНС»
(12, Сб, БТ, 12-10)
Two Tickets for a Daytime Picture Show, СССР, 1966, 90 мин, PG. Реж. Герберт Раппапорт («Воздушный извозчик», «Сержант милиции»); в рол.: Александр Збруев (Александр Алешин), Земфира Цахилова (Тоня), Игорь Горбачев (Николай Николаев), Никита Подгорный (Анатолий Лебедянский), Бруно Фрейндлих (Ардалион Блинов), Людмила Чурсина (Инка), Владимир Кенигсон (Рубцов), Алексей Кожевников (Андреев), Лариса Барабанова (Кнопка), Галина Никулина (Юля Рубцова), Александр Январев (Егор), Валентина Сперантова (Евдокия Федоровна), Станислав Чекан (Сабодаж), Роман Громадский, Лев Лемке, Эммануил Виторган
Детектив. Молодой сотрудник ОБХСС Алёшин (27-летний А.Збруев, «Мой младший брат») попал в «органы» по комсомольской путевке. А, поняв, что бороться с экономической преступностью недостаточно романтично, подает рапорт на увольнение. Его умудренный опытом шеф, вроде бы и не против, но к своей чести, педагогически точно увлекает подчиненного якобы последним делом: лишь на первый взгляд казавшимся скучным. Выясняя странный факт наличия у двух валютчиков (злейших врагов советской власти) билетов на одно и то же место в кинотеатре «Ударник», Александр выходит на куда более крупное дело. С помощью этой информации он внедряется в криминальную структуру под видом мелкого уголовника, недавно вышедшего на волю. Подпольные «цеховики» (ныне – предприниматели) в корыстных интересах используют синтетическое волокно «элон», изобретенное молодым ученым Лебедянским, талантливым, но чересчур честолюбивым и эгоистичным типом… Проводя расследование, Алешин попутно осознает высокую значимость своей профессии, в том числе защищавшей плановую экономику от деловой инициативы. Кинематографическим символом происходящего в преступном мире беспредела становится вскрытие могилы девушки, недавно погибшей в автокатастрофе. В гробу же оказывается не тело, а футляр от скрипки, наполненный валютой и драгоценностями. Мол, такие вклады нам не нужны. Критик С.Кудрявцев оценил «Два билета» довольно высоко (в 6,5 из 10 баллов), хотя и определил «типичным «детектив по-советски». Очаровательная 24-летняя Л.Чурсина («Донская повесть») играет девицу из воровской малины – эстонку Ингу, освоив соответствующий акцент. Запомнилась ее бойкая фраза: «Я Мерлин Монро, у меня тот же номер лифчика, понял!» Правда, в целом ролью Людмила была разочарована. По ее признанию, планировавшаяся поначалу эффектность преподнесения Инги постепенно была сведена до усредненного варианта. В годовом прокате СССР – 35,3 млн зрителей (12-е место). Рейтинг IMDb – 6,2/25 голосов. **
«ДЕНЬ Д»
(9, Ср, ОНТ, 22-10)
Россия, 2008, 100 мин, PG. Реж. Михаил Пореченков и Екатерина Побединская (дебют); в рол.: Михаил Пореченков (Иван), Александра Урсуляк (Алия), Варвара Пореченкова (Женя), Михаил Трухин (Стасик), Боб Шрайбер (Гелда), Никита Тарасов (Мартинас), Виктор Вержбицкий (эстонец), Сергей Сосновский (Олег Филиппов), Максим Дрозд (Урмас)
Приключенческий боевик с идеологическими мотивами по сценарию модных драматургов Владимира и Олега Пресняковых («Изображая жертву»), которых называют «главной экспортной статьей российской драматургии». Для режиссерского дебюта (и будучи его продюсером) популярный и амбициозный артист М.Пореченков («Ликвидация») избрал метод копирования, словно бы речь идет об освоении искусства живописи. Набивал руку он на классической кальке с одного из выдающихся, но наиболее прямолинейных боевиков «Коммандо», в котором созданный А.Шварценеггером образ настолько убедителен, что на сущность его деяний уже не слишком обращается внимание. Ради «Дня Д» Михаил отказался от роли в «Обитаемом острове» и очень много качался, добившись веса тела в 109 кг, что на 7 кг тяжелее Арни в «Коммандо». Помогло спортивное прошлое. Пореченков был кандидатом в мастера спорта по боксу, призером чемпионата Эстонии (что важно в свете событий фильма). Правда, то ли харизмы, свойственной Шварценеггеру, достичь так и не удалось, то ли сюжет показался массам устарелым, но в финансовом плане фильм провалился. А ведь его создатели буквально на рожон лезли, чтобы его актуализировать. Продвигая на экран отнюдь не корректные взгляды на окружающую Россию действительность. Кто знает, может быть, с точки зрения российских обывателей супермен Иван избрал слишком мелкие цели для своих подвигов? А мне в некоторые моменты было откровенно неприятно за преподнесение тонких политических нюансов в одиозной манере и с целью на этом заработать. Не уверен, что были правы Пресняковы, гордо заявившие, что их Иван, в отличие от персонажа Шварценеггера – «не робот, а человек». Не теряется ли за этим суть затеи? Как рассказывал один из тандема драматургов, «мы хотели создать внятный, сильный, светлый образ главного героя. Мысль и действие представлены не отдельно, а соединены в единых жестах и поступках. Когда вокруг столько рефлексирующих героев, нам захотелось больше действия. Зрелищное кино — это не что-то плохое, не обязательно жвачка. Кино может быть динамичным, но нацеленным на интеллектуальное восприятие». Видимо речь идет об упоминании в ткани фильма Тарковского? Так вот, оно не выглядит органичным. Пореченков подходил к замыслу проще, почти всерьез уверяя – «дом, работа, театр, дети, а так хочется попрыгать, повзрывать». При этом Михаил надеялся, что фразы из «Дня Д» станут крылатыми. Видимо вроде такой: «Веселый ты парень, кстати. Смешно умрешь». На мой же взгляд, большинство диалогов поистине беспомощны. Итак, майор ВДВ Иван горазд совершать подвиги, о чем знали похитители его дочери. Он гнался за ними на снегоходе… по камням, пытался использовать в боевых целях все, что попадется под руки, но враги цинично оставляют его в живых. В обмен за девочку им нужно, чтобы именно такой русский солдат убил эстонского президента, что станет символичным (а в кадре, разумеется, нашумевший перенесенный памятник – Бронзовый солдат) и спровоцирует большую войну. Иван, с одной стороны, соглашается, а с другой совершенно не намеревается потворствовать террористам. Сбежав вместе с красавицей-стюардессой Алией, он очень спешит на остров, где томится его Женя… Любопытно, что решающий поединок снят по канонам реслинга. При просмотре фильма лезут в глаза разные несуразности. Заметно, что по внешним кондициям дублер Пореченкова сильно отличается от него самого. Девочку сыграла 9-летняя дочь Михаила Варвара, для которой это дебют. Говорят, что именно она расшифровала «День Д», как «День десантника». Американская студия, владеющая правами на «Коммандо», отказалась брать деньги у создателей российского римейка, мотивируя это тем, что похожая сюжетная линия не повод для купли-продажи. Основные съемки проводилась в июле – сентябре 2007 г. в Краснодарском крае. В России фильм посмотрели 0,16 млн зрителей. Бюджет $5 млн. Рейтинг IMDb – 4,3/43 голоса. *
«ЖИЗНЬ ВРАСПЛОХ»
(12, Сб, БТ, 21-40)
Россия, 2007, 79 мин, PG. Реж. Александр Бруньковский («Возвращение Будды», «Дополнительное время»); в рол.: Александра Прокофьева (Маша Семенова), Наталья Ноздрина (Катя), Сергей Баталов (Михаил), Марина Яковлева (Ольга), Маркус Кунце (Амадей), Всеволод Шиловский (Сидор Камилович), Татьяна Лаврентьева (Фрау Тиллеман), Дмитрий Кубасов (Вован), Дмитрий Шаракоис (Тема), Мика Ньютон (Мика Ньютон), Феликс Шультесс
Сатирическая драма. Постановщик фильма А.Бруньковский про телевидение знает все (он – ведущий и режиссер научно-популярной телепрограммы ОРТ «Искатели»), а рассказанная в «Жизни врасплох» история – «родилась от возмущения, смятения чувств, от желания разобраться в природе соблазна тотального манипулирования в формате «реалити шоу». Правда, потом он добавляет, что фильм «все же этот полон любви и страсти». Видимо, чтобы не растерять ту самую аудиторию, которая и является наиболее… манипулируемой. Принципиально важным для Александра было найти новые лица. По его словам, через кастинг прошло «много сотен исполнителей». Итак, гипертрофированно наивная 18-летняя подмосковная девица Маша (22-летняя дебютантка А.Прокофьева, «Мент в законе») настолько сильно мечтает попасть (а не сыграть) «в ящик», что не слишком обращает внимание на детали контракта с реалити-шоу «Девичья комната», создаваемого по западным клише. Хваткие продюсеры, нуждающиеся именно в таких типажах, размещают в квартире Маши скрытые телекамеры, умудряясь получить письменные разрешения у всех членов ее семьи. Разумеется, мораль и порядочность в этом царстве золотого тельца в расчет не принимаются. А Маша о таких категориях и не думает. Она с головой увлечена новым делом и прекрасным заморским принцем Амадеем (32-летний немец М.Кунце, «Диверсант. Конец войны»)… Глаз режет скрытая реклама, а слух – искусственность сленга… Съемки проводились в Москве и Берлине. Приз зрителей на фестивале молодежного кино «Отражение» (Зеленоград). Сборы в России $0,25 млн. Рейтинг IMDb – 6/23 голосов.
«ЗАКОНЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ» **1/2
(13, Вс, Лад, 20-45)
Laws of Attraction, Ирландия – Великобритания, 2003, 90 мин, CD, PG-13. Реж. Питер Хьюит («Осторожно, двери закрываются», «Агент Джонни Инглиш»); в рол.: Пирс Броснан (Дэниел Рафферрти), Джулианна Мур (Одри Вудс), Майкл Шин (Торн Джеймисон), Паркер Поузи (Серена), Фрэнсис Фишер (Сара Миллер), Нора Данн (судья Абрамович), Хезер Энн Нернберг (Лесли), Джонни Майерс (Эштон Фелпс), Майк Дойл (Майкл Роусон), Аллан Хьюстон (Адамо Шандела), Венсан Марцелло (Херш), Адам Гудвин (Шарль Перрен), Питер Хьюит (камео)
Романтическая комедия, которую можно также назвать юридической и авантюрной. Ведь значительная часть действия проходит в рамках юридической процедуры, а адвокаты ведут себя, как заядлые авантюристы. Нередко приводя зрителей в недоумение. И как, например, относиться к следующей ситуации? Адвокат-мужчина, ловко давя на разного рода высокие чувства и низкие инстинкты, намеренно спаивает коллегу-даму, а утром она просыпается неведомо в чьей постели и, извините, без трусов. И кто бы сомневался, что сей интимный предмет туалета, появится на экране в нужный адвокату момент с целью психологического давления... Можно было бы сказать – их нравы, но это было бы неправильным. Ведь речь идет не только о нездоровых проявлениях конкуренции. Как известно, возникновению и развитию романов чаще всего совершенно не мешает то обстоятельство, что будущие супруги запросто унижают друг друга. И кто потом виноват в обилии разводов? Впрочем, у героев представляемого фильма даже мерзкие поступки выглядят невероятно привлекательными, таковы уж харизмы исполнителей ролей – 50-летнего П.Броснана («Золотой глаз») и 42-летней Д.Мур («Ганнибал»). Именно благодаря им местами мерзкий служебный роман выглядит красивым, искристым и вполне логичным. Итак, в деле о разводе с многомиллионными последствиями сталкиваются популярные адвокаты, использующие совершенно разные методики. И если Одри перманентно строга и сконцентрирована, то Дэниел ведет себя, как шоумен, способный прикидываться даже полным «отстоем», лишь бы добиться желаемого. И как в такого не влюбиться?.. Наиболее яркие, смешные и колоритные события фильма происходят в ирландской глубинке, куда Одри и Дэниел отправляются по делам. А зрители заодно могут познакомиться с красотами и обычаями этой замечательной страны. Правда, в ирландской прессе высказывались возмущения якобы допущенными в фильме оскорблениями ирландского менталитета в форме педалирования расхожих, но не всегда справедливых стереотипов. Постановку фильма начинал М.Кейтон-Джонс («Роб Рой»). Съемки проходили в июне – августе 2003 г. в Ирландии и Нью-Йорке. Номинации на премии IFTA (Ирландия): костюмы и грим. Сборы в США $17,9 млн. Сборы в остальном мире $12,1 млн. Сборы в России $1,26 млн. Бюджет $32 млн. Затраты на маркетинг $20 млн. Рейтинг IMDb – 5,7/8429 голосов. Видеоназвание – «Законы любви». **1/2
«ЗЯТЬ» **
(12, Сб, Лад, 21-25)
Son In Law, США, 1993, 95 мин, CD, PG-13. Реж. Стив Раш («Эдди», «Американский пирог 4»); в рол.: Поли Шор (Кроул или Ползун), Карла Гуджино (Ребекка), Лейн Смит (Уолтер), Синди Пиккетт (Конни), Мейсон Адамс (Уолтер-ст.), Патрик Ренна (Зак), Деннис Беркли (Тео), Лиза Лоуренс (Лиза), Тиффани Тиссен (Трейси), Дэн Готьер (Трэвис), Фли (мастер тату), Брендан Фрейзер (Линк)
Лирическая комедия. Уезжая учиться, самая красивая и правильная девушка провинциального городка Ребекка дает обещание по уши влюбленному в нее Трэвису вернуться и быть с ним. Однако на каникулы приезжает вместе с клоуноподобным хиппарем Ползуном. Ведь он очень помог Ребекке не сойти с ума, когда она столкнулась с реалиями студенческой общаги. Девушка даже собиралась прекратить учебу, однако подкатил парень в лифчике и все внятно объяснил. С его помощью Ребекка обрела новые манеры и прикид, включая рискованную татуировку, да и зажила в свое удовольствие. Но ее родители, примерные обыватели, конечно же, пребывают в шоке, увидев в сонном царстве домостроя и махрового консерватизма сию отвязную парочку. Особенно в преломлении того, что Ползун, кладезь дурных манер и распущенности, может стать их зятем. А взбешенный Трэвис и вовсе развязывает войну. Он намерен сражаться за свою любовь, а Ребекка пока больше думает о том, чтобы оставаться свободной… Дурашливая, но довольно милая кантри-лента, в которой есть не только смешные, но и трогательные моменты. А вот критик М.Иванов копает более глубоко: «Авторы фильма смачно обыгрывают возникающий у обитателей фермы культурный шок. Как это сегодня модно, в подтексте – призыв ко всеобщей толерантности, то бишь терпимости». Музыка Ричарда Гиббса («28 дней»). Культовый для определенного круга комик П.Шор (род. 1.2.1968 г., «Био-дом») является «любимцем» антипремии Razzie, которую он «завоевывал» уже четырежды. Но за представляемый фильм он «лишь» номинировался на премию MTV как лучший комик. Сборы в США $36,4 млн. Рейтинг IMDb – 5,1/6390 голосов. Видеоназвание – «Зятек».**
«МГЛА» ***
(12, Сб, НТВ, 23-00)
The Mist, США, 2007, 127 мин, R. Реж.-сцен. Фрэнк Дарабонт («Побег из Шоушенка», «Зеленая миля»); в рол.: Томас Джейн (Дэвид Дрейтон), Марша Гей Харден (миссис Кармоди), Уильям Сэдлер (Джим), Натан Гэмбл (Билли), Алекса Давалос (Салли), Лори Холден (Аманда/Данфри), Крис Оуэн (Норм), Андре Брогер (Брент Нортон), Тоби Джонс (Олли Уикс), Джеффри Деманн (Ден Миллер), Фрэнсис Стернхэйген (Айрин), Сэм Уитуэр, Дэвид Дженсен (Майрон)
Фантастический триллер по повести «Туман» (1985 г.) Стивена Кинга, за которую он получил несколько литературных регалий. Маститый режиссер Ф.Дарабонт решился на ее экранизацию только при условии, что будет иметь возможность изменить финал. И вместо свойственной книге неопределенности, довел историю до трагической кульминации. Стивен не только согласился, кажется, он воодушевился идеями Фрэнка, тем более что уже в третий раз сотрудничал с ним. Не случайно Дарабонт всерьез гордится тем, что «Мглой» на самом деле напугал короля ужасов. Режиссер даже назвал это событие самым счастливым событием в своей карьере, хотя, например, трижды номинировался на «Оскар». Мало этого, Кинг даже не заметил, что съемки проводились не в штате Мэн, а в Миндене (Луизиана). Для полного счастья Фрэнку хотелось, чтобы Стивен сыграл маленькую роль байкера, но тот отказался. В ткани фильма можно найти много отсылок к разным книгам С.Кинга и фильмам по ним. Итак, после разрушительного урагана, житель маленького городка – художник Дэвид Дрейтон вместе с пятилетним сыном приезжает в местный супермаркет, чтобы купить инструменты для ремонта поврежденного дома. Но выясняется, что беды еще не прошли. Неожиданно с гор спускается странный и страшный туман: плотный, подавляющий, проникающий везде. И Дрейтон, и остальные работники и посетители магазина решают дождаться, когда станет светлее. Тем более что на психику давит ощущение ужасной тревоги. И не напрасно, оказывается, что в тумане обитают очень агрессивные чудовища. И как теперь быть? Пробиваться домой? Отбиваться всем вместе? Попытаться отсидеться? Благо, что в магазине есть запас воды и продовольствия. Но сумеют ли случайно оказавшиеся вместе люди должным образом организоваться и вести себя так, чтобы шансов выжить стало больше?.. В целом фильм произвел сильное впечатление. Не понравился мне, правда, главный герой, да и то, как нарисованы первые из появившихся чудовищ. А вот остальные бестии: пауки, мухи, демоны – произвели должное впечатление. Важно отметить, что их можно убить пулей, даже холодным оружием, что дает людям больше шансов. И заражаются не все пострадавшие. В этом плане наиболее опасны гигантские пауки, впрыскивающие в тела жертв яйца, из которых оперативно вылупляются агрессивные паучки. Совсем не понятно, взаимодействуют ли монстры между собой? Загадкой остаются и некоторые их «тактико-технические характеристики». Велико значение в ткани ленты злобной иронии над религией, значение которой, как обысно, при катаклизмах возрастает. Даже если религию представляет столь очевидно безумная дама, как миссис Кармоди. Она пытается вести массы за собой, не задумываясь над последствиями, согласно Вере и расхожему принципу: цель – ничто, движение – все. Финал ленты ужасающ, хотя ему не хватает логики. Действительно, мгла. В какие-то моменты события фильма преподносятся таким образом, что становится слишком похоже на телеформат, даже сериал. Однако идеи, мысли и ощущение ужаса все равно присутствуют. В оригинальном сценарии Дарабонта имелся вводный эпизод, в котором было показано, как военный ученый случайно открывает портал в другое измерение, что и позволяет туману с монстрами проникнуть в наш мир. Но однажды во время обеда один из артистов спросил режиссера, так ли уж необходим этот эпизод? Фрэнк всерьез задумался и через неделю решил оставить природу тумана и монстров менее конкретной. Зато исполинское шестилапое чудище появилось уже в процессе съемок. Режиссер не верил, что его можно сделать убедительным, но мастера спецэффектов поручились за это. Первоначально Дарабонт хотел сделать фильм черно-белым. И поэтому в подарочном издании есть и такая авторская версия. «Мгла» – самый короткий из фильмов Дарабонта. Съемки проводились в Шревопорте (Луизиана) и заняли лишь 37 дней. 8-летний Н.Гэмбл («Темный рыцарь») выдвигался на премию «Юный артист». Премии Saturn: 47-летняя М.-Г.Харден («Таинственная река»), потрясающе сыгравшая свою роль и за DVD-релиз. Номинации: фильм ужасов и режиссура. Номинация на Empire за фильм ужасов. Сборы в США $25,6 млн. Сборы за рубежом $31,5 млн. Сборы в России $2,8 млн. Продажи в США на DVD $22 млн. Бюджет $18 млн. Рейтинг IMDb – 7,4/67800 голосов. ***
«МЕДВЕЖИЙ ПОЦЕЛУЙ»
(12 и 13, Сб и Вс, НТВ, 14-10 и 6-05)
Bear`s Kiss/Bacio dell'orso, Германия – Россия – Швеция – Испания – Франция – Италия, 2002, 92 мин, PG-13. Реж. Сергей Бодров («Кочевник»); в рол.: Ребекка Лильеберг (Лола), Ариадна Хиль (Кармен), Кит Аллен (Лу), Хоаким Крол (Гроппо), Сергей Бодров-мл. (Миша), Маурицио Донадони (Марко), Анна-Мария Писани (Маргарита), Марселла Муссо (Анна), Сильвио Орландо
Эпическая история любви. Удивительным образом складывается карьера С.Бодрова (род. 28.6.1948 г. в Хабаровске). Он успел побыть благополучным советским киношником, приложив руку к таким «шедеврам», как «Любимая женщина механика Гаврилова», «Юрка – сын командира» и «Не ходите, девки, замуж». Но потом идеально вписался в новые веяния, поставив острые, истинно «перестроечные» ленты «Непрофессионалы», «С.Э.Р.» (призы в Берлине и Монреале) и «Катала», чем привлек к себе интерес на Западе, благодаря которому получил возможность снимать совместные картины («Белый король, красная королева»). А после грандиозного успеха «Кавказского пленника» (номинация на «Оскар»), на долгий срок увлекся (вплоть до «Монгола», выдвигавшегося на «Оскар»), на мой взгляд, довольно невнятными интерпроектами (например, «Давай сделаем это по-быстрому»), являющимися неким симбиозом коммерческого и авторского кино. Эти фильмы Бодрова были желанны на кинофестивалях, в их создании участвовали известные мастера, но от них, увы, не ожидали ни творческих открытий, ни широкого интереса у публики. Причем, даже в России, несмотря на отблеск славы его трагически погибшего сына С.Бодрова-мл. (27.12.1971 – 20.9.2002 г.), для которого представляемая лента стала последней в жизни. Складывалось ощущение, что режиссер работал для себя и своей команды. Получалось своего рода замкнутое производство, несомненно качественного, но отнюдь не зажигательного кинопродукта. Не явился исключением и «Медвежий поцелуй», в съемочной группе которого говорили на 9 языках, а исключительно из-за добрых намерений сценарий пытался довести до ума знаменитый Теренс Малик, постановщик «Дней жатвы» и «Тонкой красной линии». Правда, от упоминания в титрах мэтр отказался. В прессе говорилось, что «Медвежий поцелуй» задумывался как поэтическая мелодрама, зрелищная и внятная, смысл которой: если полюбишь – возможно чудо. Но Бодрова не очень радуют сопоставления его работы с культовым захаровским «Обыкновенным чудом». Как говорил режиссер в интервью «Итогам»: «Медвежий поцелуй» – это эротическая и красивая история любви девочки и медведя в цирке. С мощным поворотом сюжета, когда медведь – это молодой человек. Идея превращений интересна, прежде всего, тем, что существует с незапамятных времен и в Африке, и в Индии, и у американских индейцев... Люди-волки, Царевна-лягушка... И что удивительно: моя шведская актриса совсем недавно мне сказала, что ей с детства снятся сны про медведей». Бодров тут же рассказывает о том, как нашел Ребекку Лильеберг (род. 13.5.1981 г., рост 160 см): «В течение года я не мог найти настоящую цирковую девочку. Просмотрел тысячи актрис, крутящих сальто, работающих на трапеции, но чего-то не хватало. А когда я с ней встретился, сразу понял, что это «Она». Хотя прежде видел ее в известном фильме «Покажи мне любовь!». Шведская актриса с 9-ти лет активно снималась, но мечтала стать врачом. Медицине и семейной жизни Ребекка посвятила себя, как минимум приостановив кинокарьеру после представляемой ленты. Итак, потерявший маму медвежонок из сибирской тайги перебирается в питерский зоопарк. Там его покупает семья итальянских циркачей, а юная гимнастка Лола буквально теряет от зверя голову. Теперь вместе с цирком Фортунато они колесят по Европе. В Швеции Лола переживает семейную драму, почти трагедию, а в Германии ее Миша вдруг превращается в весьма привлекательного человека и вступает в конфликт с местной шпаной. Как дальше сложится судьба Лолы и Миши?.. Судя по всему, ставка делалась на яркое зрелище, пир для глаз. В фильме много цирковых и музыкальных номеров, еще немного – и получился бы мюзикл. По мнению критика В.Кичина: «Экзюпери писал о «Земле людей», а Бодров снял фильм о людской тайге, не тронутой ничем человеческим. Сценарий никак не может выбрать между коммерчески зрелищным проектом и философической притчей. Коммерция требует яркой картинки, ее обеспечивает цирк вкупе с путешествием по странам Европы. Притча апеллирует к мысли и самоуглубленности, но мысль, заявленная едва ли не с начала, никуда не движется. Остаются два любящих существа, беззащитных перед жестокостью окружающего мира, несмотря на всю мощь медвежьих когтей. А это остановленное мгновение для живописного полотна, но не сюжет для кинокартины. Финал воспринимаешь на разрыв души…» Из блоговых отзывов мне приглянулось мнение Nadiushka: «Бодров – мастер душераздирающих историй, но тут хватил лишку. Если в предыдущих его фильмах плакать полагалось ближе к концу, то тут надо весь фильм рыдать. Сначала убийство медведя, потом жестокий поступок матери, смерть отчима... И так весь фильм. Особенно трогательно выглядит патриотизм режиссера: суровые русские пограничники пропускают девочку с медведем через границу без документов и денег (!), да еще и сочувствуют ей. Красивые города в сочетании с музыкой создают атмосферу предчувствия скорого несчастья, сердце сжимается. Думаю, этот фильм может претендовать на звание русского «Титаника». Съемки талантливого мексиканца К.-П.Гробета («Девять жизней»). Музыка Г.Канчели («Мимино»). Съемки проводились в Испании, Германии, Швеции и России. Участие в МКФ в Венеции. Сборы в Испании 0,2 млн евро. Бюджет $6,5 млн. Рейтинг IMDb – 5,9/408 голосов. **
«ПРИЧУДЫ АИСТОВ»
(8, Вт, Лад, 10-30)
Le Caprice des cigognes, Франция, 2005, 80 мин, PG. Реж. Кристиана Леэриссей («Бабушка Бум»); в рол.: Сэм Карман (Бертран), Антуан Дюлери (Луи), Кристель Лабод (Надин), Сельма Куши (Соня), Валентина Варгас (Анна), Аллан Пратт (Адель), Жерар Ринальди (Поль), Мартин Готье (Глади), Антуан Далланкур (полицейский)
Комедия для ТВ. Две семейные бездетные пары, в возрасте немного за сорок, намерены отправиться в отпуск на Лазурный берег. Причем, Надин и Бертран желают не только отдохнуть, отойти от стресса современной жизни, но и всерьез попробовать наконец-то завести ребенка. Однако накануне отъезда случается непредвиденное. Их горничная Соня «подбрасывает» работодателям своего малолетнего сына и бесследно исчезает. Трехлетний Адель держит в руках письмо, своего рода инструкцию о гастрономических пристрастиях сына. Тоже уставшая от жизни Соня уверена, что Надин и Бертран не обидят ее Аделя, а для них появление ребенка становится своеобразным тестом. Причем, нелегким, ведь они не привыкли ни о ком заботиться, помимо самих себя… Рейтинга IMDb нет.
«ТРИВИАЛЬНОЕ ЧТИВО»
(11, Пт, СТВ, 0-15)
Plump Fiction, США, 1996, 83 мин, К. Реж.-сцен. Боб Коэрр (сериал «Фредди»); в рол.: Томми Дэвидсон (Джулиус), Джули Браун (Мими), Сандра Бернхардт (Банни Робертс), Пол Динелло (Джимми), Коллин Камп (Вив), Надя Деспотович (сестра Бейтрил), Дженнифер Рубин (Кэнди Кейн), Тим Казурински (Присцилла), Филипп Бержерон (Жан-Клод), Боб Коэрр
Пародийная эксцентрическая комедия. В преамбуле приводятся все толкования слова «тривиальный», напоминается о победе «Криминального чтива» на МКФ в Канне и сообщается о волне снятых под его влиянием фильмов. Авторы представляемой ленты осуждают подобную пропаганду насилия и в отместку высмеивают целые сцены из шедевра К.Тарантино, а также попутно задевают некоторые другие блокбастеры («Прирожденные убийцы», «Форрест Гамп», «Смерч» и т.д.). Вот только, за исключением нескольких по-настоящему классных реприз, делают это на уровне студенческого капустника. Поэтому не удивительно, что для режиссера Б.Коэрра «Чтиво» – до сих пор единственная кинопостановка. Сборы в США $0,07 млн. Рейтинг IMDb – 2,7/1753 голоса. При этом почти 10% ответивших оценили фильм в 8–10 баллов.*
«ЧЕ. АРГЕНТИНЕЦ»
(12, Сб, СТВ, 23-45)
Che: Part One/ The Argentine, США – Франция – Испания, 2008, 134 мин, CD, Реж. Стивен Содерберг («Секс, ложь и видео», «Англичанин», «Солярис»); в рол.: Бенисио Дель Торо (Эрнесто Че Гевара), Демиан Бишир (Фидель Кастро), Сантьяго Кабрера (Камило), Владимир Круз (Рамиро Вальдес), Альфредо Де Куэсада (Изаель Пардо), Хсу Гарсиа (Хорхе Сотус), Калил Мендез (Леонардо), Эльвира Мингез (Селия Санчес), Джулия Ормонд (Лайза Хауард), Сэм Робардс (Тэд Шульц)
Историко-биографическая драма, первая часть дилогии. Еще один фильм, рассказывающий об Эрнесто Че Геваре (14.6.1928 – 9.10.1967 г.): знаменитом революционере (по сегодняшним меркам – террористе), крупном политике и модном бренде. Невероятно популярной и крайне спорной фигуре. Ныне широко обсуждается введение в Польше запрета на продажу и распространение коммунистической символики, в которую входит и портрет товарища Че. А ведь в футболке с ним запросто можно увидеть и богатеев, и гламурных кумиров, и даже политиков демократических стран. Они, с одной стороны, хотят выглядеть моднее, а с другой идеализируют образ Эрнесто. Тем более что он давал для этого серьезные основания. Чем и как именно, вы увидите в данном фильме, отчасти документальном. В первой его части – «Аргентинец» – повествуется о кубинской революции, много внимания уделяется визиту Че в ООН. С трибуны этой организации он, насколько смог, обличил США и предрек этой супердержаве большие проблемы со странами Латинской Америки в будущем. Полагаю, что такие моменты для создателей представляемой ленты даже важнее, чем сделать ее захватывающей. Более того, многие сцены с разговорами кажутся специально предназначенными убаюкать зрителя, не готового к серьезному погружению в тему. Не случайно, несмотря на популярность и персонажа фильма, и исполнителя его роли, а также громкое имя постановщика, кассового успеха, мягко выражаясь, не случилось. Да и кинематографическое сообщество не очень то оценило «Че». Видимо мало кому нужна война, показанная без пафоса и массового героизма, буднично и жестко.